Занятость и безработица в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и политики занятости в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
- выявить причины безработицы;
- исследовать рынок труда;
- оценить современное состояние безработицы в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………..4
1. Занятость населения и ее виды………………...............................................5
1.1. Понятие занятости населения.…………………………………………..5
1.2. Классификация форм занятости……………….………………………..7
1.3. Численность занятого населения Республики Беларусь 8
1.4. Виды занятости. 10
2. Безработица, ее сущность и формы 13
2.1. Безработица как экономическое явление, ее виды.
Причины безработицы……………………………………………….….13
2.2. Типы безработицы....................................................................................17
2.3. Последствия безработицы………………………………………………19
3. Методы борьбы с безработицей…………………………………………….21
4. Особенности государственной политики занятости в
Республике Беларусь………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников…………………………………………28

Файлы: 1 файл

доработанная курсовая.docx

— 98.12 Кб (Скачать файл)

- увеличение численности охватываемых пособием лиц;

- сокращение периода ожидания работы;

- обеспечение безработных медицинским обслуживанием;

- стимулирование предприятий к созданию новых рабочих мест;

- стимулирование безработных через систему социального обеспечения к поиску работы;

- создание специальных программ по содействию занятости для низкоконкурентных социальных групп (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых, длительно безработных, законных эмигрантов).

Прежде всего, проблемы на рынке труда решаются с помощью активизации и развития человеческих ресурсов, их трудового потенциала.

Рабочие кадры  обязаны повышать эффективность  своего труда, улучшать его качество и более масштабно предлагать свою активность. Население должно способствовать развитию различных  форм занятости (частной, временной, надомной), повышению общеобразовательной  и квалификационной подготовки. Кроме того, понятие о единственной профессии, которые многие люди ранее выбирали на всю жизнь, уйдет в прошлое: технологии будут так быстро развиваться, что надо будет уметь приспосабливаться и менять специализации. Государство в свою очередь должно обеспечивать общество необходимым количеством рабочих мест и давать возможность для развития своей активности.

Несмотря  на разнообразие экономических курсов различных стран и особых политик  по регулированию трудностей на рынке  труда, все меры требуют значительных затрат со стороны государства. Также  не все из мер активной политики считаются эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия на уровень безработицы трудно проверить. В совокупности все способы по преодолению избыточной безработицы дают положительный результат и быстро окупаются. В настоящее время в большинстве развитых стран затраты на регулирование сферы занятости составляют 2-3% национального бюджета.[15, c.46]

 

 

 

 

 

4. Особенности государственной  политики занятости в Республике  Беларусь

 

Основной целью государственного регулирования занятости являются достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда  и процессы воспроизводства рабочей  силы.

Государство должно уделять особое внимание проблемам  занятости. Ориентация государственной  политики в области регулирования  рынка труда, отслеживание процессов  в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего  на предупреждение возникновения кризисных  ситуаций, смягчение напряженности  на рынке труда.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики.

Основными законодательными и нормативно-методическими документами  по регулированию рынка труда  являются: Конституция Республики Беларусь, Закон о занятости населения Республики Беларусь, а так же Кодекс законов о труде и другие нормативными акты.

Минтруда  и соцзащиты проводит государственную  политику в области содействия занятости  населения и осуществляет контроль за соблюдением законодательства о  занятости населения.

Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:

- обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

- ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

- обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

- содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);

- предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;

- сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;

- поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

- участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.[3]

Государство может  использовать два типа регулирующего  воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:

1) пассивный;

2) активный.

Пассивная политика занятости – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как  правило, включает в себя выплату  гарантированного государством пособия  по безработице, а по истечении его  срока – материальной помощи (социального  пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих  товаров первой необходимости, включая  продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия.

Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических  мер, проводимых государством в целях  снижения уровня безработицы. Такая  политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением  увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих  мест; организацию новых рабочих  мест через систему общественных работ.

Неспособность рынка труда при несовершенном  его типе самостоятельно, автоматически  саморегулироваться вызывает необходимость  его подрегулирования. Субъектом таких действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости.

Главным регулятором процессов  на рынке труда нашей страны является Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь. Госпрограмма, утвержденная постановлением Совета Министров 30 января 2012 года №96, закрепляет уже зарекомендовавшие  себя меры по снижению "температуры" на рынке труда страны и вводит новые правила игры в условиях модернизации экономики. Основные цели программы следующие: сохранение стабильной ситуации в сфере занятости; интеграция в трудовую сферу целевых групп  населения, нуждающихся в соцподдержке; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики; информационное, профориентационное, методическое обеспечение занятости  населения. Основной особенностью данной программы является переориентация на работу с нанимателями. В числе  приоритетов программы - совершенствование  мониторинга состояния рынка  труда, содействие нанимателям в  структурной перестройке экономики.

В мировой практике для расчета  уровня безработицы  применяется  методика Международной организации труда. По  методике МОТ к безработным относятся  граждане, не имеющие работы и  заработка,  ищущие работу и готовые к ней  приступить. Их число  определяется на основании выборочного обследования домашних хозяйств по вопросам  занятости. Начиная с 2012 года, такое  обследование  ежеквартально проводится и в нашей республике. По результатам появляется возможность определять уровень безработицы как официально  зарегистрированной, так и по методике МОТ. В  результате обследования получается всесторонняя информация о состоянии и  динамике изменений на рынке труда, качественном составе рабочей силы, информацию об общей численности граждан, осуществляющих  поиск работы и готовых к ней приступить, о возрастной, образовательной структуре  этих граждан, причинах их незанятости, способах и продолжительности  поиска работы, намерениях и готовности к трудоустройству граждан  республики. Данная методика позволяет учитывать не только зарегистрированную безработицу, но и реальную, которая не находит отражения в сведениях Министерства труда и социальной защиты. Благодаря поддержанию данной тактики статистические данные будут демонстрировать более объективную картину на рынке труда.

Проявление контроля государства  за рынком труда также демонстрируют недавние статистические данные. В январе-октябре 2012 г. на учет было поставлено 253,5 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 153,3 тыс. человек, или 60,5% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-октябре текущего года 167,4 тыс. человек, в том числе 109,3 тыс. безработных, или 65,3% от числа всех трудоустроенных.

На оплачиваемые общественные работы в январе-октябре 2012 г. было привлечено 71 тыс. человек, из них 35,5 тыс. безработных, или 50% от числа привлеченных. Среди численности безработных женщины составляли 48,3%,  лица в возрасте до 30 лет – 39,7%, сельские жители – 23,2%.

 Средний размер пособия на  одного безработного в октябре  2012 г. составил 118,3 тыс. рублей, или  13,4% от бюджета прожиточного минимума  в среднем на душу населения.

На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец октября 2012 г. условно  приходилось 0,4 безработных (на конец  октября 2011 г. – 0,5 безработных). Из общего числа вакансий 80,2% предназначены  для трудоустройства рабочих.

Относительно низкие показатели безработицы  в стране характеризуются и тем, что данные официальной безработицы преимущественно является результатом сохранения численности работников в государственном секторе. Политика властей Беларуси на рынке труда привела к избыточной численности работников на госпредприятиях и несоответствию квалификации работников предъявляемым требованиям. Избыточная численность на госпредприятиях в среднем составляет около 10%. Если в полной мере ликвидировать избыточную численность работников, текущий уровень безработицы вырастет на 4,2 процентных пункта, что позволяет говорить о скрытой безработице. Рынок труда переполнен вакансиями, но, возможно, для обеспечения эффективной занятости требуется не столь масштабное привлечение рабочей силы.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей развитого рыночного хозяйства. Но все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки (по состоянию на 01.11.12 уровень безработицы 0,6% к экономически активному населению), в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Категория занятости  и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом.

Понятно, что  безработица была, есть и будет  и поэтому задача государственных  органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской  деятельности.

Работы органам  занятости будет добавлять и  то, что не только отдельные профессии, но и целые отрасли экономики  будут постоянно уходить в  прошлое из-за технического прогресса. Кроме того, понятие о единственной профессии, которые многие люди ранее  выбирали на всю жизнь, уйдет в  прошлое: технологии будут так быстро развиваться, что надо будет уметь  приспосабливаться и менять специализации.

Современных детей уже в школе необходимо обучать с акцентом на научные  дисциплины и технологии, а также  учить их решать сложные, многоуровневые проблемы.

Для достижения наиболее полной сбалансированности спроса предложения рабочей силы как по объему, так и по структуре, государственное регулирование применительно к условиям республики должно быть направлено на:

- оказание незанятым гражданам помощи в трудоустройстве;

- развитие системы профориентации, подготовки и переподготовки безработных;

- бронирование и создание рабочих мест на предприятиях для граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

- организацию оплачиваемых общественных работ;

- развитие гибких форм и сезонной занятости;

- развитие информационно-справочной сети государственной службы занятости населения;

- обеспечение социальной защиты временно незанятых граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by. – Дата доступа 13.11.2012.

Информация о работе Занятость и безработица в Республике Беларусь