Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:07, курсовая работа
Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Дж. М. Кейнс считал, что при капитализме не существует никакого механизма, характеризующего полную занятость, экономика может быть сбалансирована при значительном уровне безработицы. Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости.
д) стимулирование работодателей,
сохраняющих действующие и
е) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган и частное агентство занятости;
ж) лицензирование деятельности, связанной с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу;
з) защиту внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы;
и) сочетание республиканских мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;
к) координацию деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;
л) формирование единой информационной базы рынка труда;
м) координацию и регулирование деятельности государственных органов по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;
н) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;
о) обеспечение участия представителей работодателей, работников и общественных организаций в разработке и реализации государственной политики занятости;
п) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест.
Статья 18. Подходящая работа
1. Для зарегистрированных
безработных граждан
2. Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований трудового законодательства Республики Казахстан.
Согласно пункту о социальной защите от безработицы государством предоставляется такая защита от безработицы, как содействие в трудоустройстве, повышение квалификации безработных, что является плюсом для последних; оплата труда безработных, занятых на общественных работах также является немаловажным пунктом для Казахстана. В целом, наше государство предлагает хорошую поддержку безработным, в законе о занятости населения хорошо освещены пункты, которые дают возможность работы, пусть не всегда по назначению, но работать.
Стоит отметить, что в данный период времени Министерство труда и социальной защиты населения Казахстана разрабатывает новую отраслевую программу регулирования рынка труда и обеспечения трудовыми ресурсами на 2011-2014 годы. Программа предусматривает работу по следующим направлениям: мониторинг и научно обоснованное прогнозирование потребностей отраслей в трудовых ресурсах, разработку баланса трудовых ресурсов страны с учетом естественного прироста экономически активного населения, использование внутренних трудовых ресурсов и привлечение иностранной рабочей силы. Одним из приоритетных направлений программы является повышение мобильности трудовых ресурсов, содействие трудоустройству, использование гибких форм занятости для целевых групп населения (женщин, молодежи, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями). Кроме того, программой предусмотрено совершенствование системы профессионального образования, в том числе путем мотивации работодателей по подготовке и переподготовке персонала, оптимизация условий самостоятельной занятости. [14, с.257]
В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в РК основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население РК столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.
Так, рост цен в на потребительские товары был 26-кратный. В то же время денежные доходы населения увеличились примерно в 10 раз, в том числе заработная плата в 12 раз. Соответственно сократились потребительские расходы, что не могло не сказаться на реальных доходах населения. Падение реальных доходов, в свою очередь, повлекло за собой не только сокращение потребление основных продуктов, но и ухудшение структуры потребления.[10, с.520]
Падение жизненного уровня сопровождалось социальной дифференциацией общества, в том числе по заработной плате. Так, заработки 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышали заработки 10% наименее оплачиваемых.
Значительно увеличилось число лиц, находящихся за «чертой бедности», которое, по данным государственной статистики, составило почти треть населения. «Средний» же класс, который служит основным стабилизатором социальной напряжённости, по существу, так и не сформировался.
Вследствие обострения социальных проблем в стране усилена социальная ориентация реформ.
В результате реформ социально-трудовая
сфера приобрела новое
— становление и развития
нового сектора экономики и соответств
— образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.
Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый «челночный» бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.
Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В РК наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.
Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т. п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.[15, с.180 ]
Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово-экономических структур правительства России. Социальный его «блок» практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.
Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ, регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости — первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.[16,с.118]
Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).
Регистрация и учет безработных — сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. Она разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающейся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них минимально. [17, с. 150]
Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение, заключённое между правительством РК, объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочие.
Количество молодых людей в возрасте 15-24 лет, вступающих на рынок труда, в 2008 году составило 1305,7 тыс. человек. Следует отметить, что рост численности экономически активной молодежи продолжался до 2006 года, и несколько снизился за последние три года. Прежде всего, за счет численности возрастной группы 15-19 лет. Однако стоит отметить, что экономическая активность молодежи по всем возрастным группам за 2001-2008 годы падает (Таблица 1).
Таблица 2.1 - Динамика показателей рынка труда молодежи 15-24 года по возрастным группам в 2001-2008 годах
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |||
Молодежь, выступающая на рынке труда (экономически активная), человек |
1256455 |
1113962 |
1298287 |
1342503 |
1372723 |
1 393100 |
1 349400 |
1305697 | ||
Уровень экономической активности молодежи 15-24 лет, % в том числе в возрасте: |
55,5 |
51,1 |
50,6 |
49,5 |
49,4 |
49,3 |
48,0 |
46,9 | ||
15 лет |
14,9 |
11,9 |
11,8 |
8,0 |
13,5 |
10,9 |
7,5 |
8,9 | ||
16-19 лет |
39,2 |
33,8 |
33,4 |
31,3 |
29,7 |
29,5 |
27,5 |
24,9 | ||
20-24 лет |
79,2 |
75,7 |
74,6 |
74,6 |
73,9 |
72,8 |
71,1 |
69,5 |
Информация о работе Занятость и безработица: зависимость от демографических и социальных показателей