Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:07, курсовая работа
Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Дж. М. Кейнс считал, что при капитализме не существует никакого механизма, характеризующего полную занятость, экономика может быть сбалансирована при значительном уровне безработицы. Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости.
Так в 2008 году экономическая активность молодежи составила 46,9% от численности молодежи в возрасте 15-24 лет. Причем, экономическая активность молодежи в возрастной группе 15 лет сократилась до 8,9%, 16-19 лет - до 24,9% и в возрастной группе 20-24 года до 69,5%. Это связанно с тем, что молодые люди предпочитают в этом возрасте продолжать свое образование, а не предлагать свои услуги на рынке труда.[12, с. 320]
По данным Агентства РК по статистике основная причина неактивности молодежи в возрастных группах – обучение в учебных заведениях (Приложение Б). В 2001-2008 гг. наблюдается рост численности молодежи Казахстана, обучающейся на дневной форме обучения. Так в возрастной группе 16-19 лет доля учащихся в экономически неактивной молодежи увеличилась с 91,8% в 2001 г. до 97,4% в 2008 г. Среди 20-24 лет с 54,5% в 2001 г. до 81,14% в 2008 году. Это и обусловило рост уровня пассивности в указанных возрастных группах. Отдельно надо отметить, что на селе в возрастной группе населения 20-24 лет доля экономически неактивной молодежи по причине ведения домашнего хозяйства составляет до 11,7%.
Уровень занятости молодежи от 15 до 24 лет в 2008 году в Казахстане составил около 92,6% к ее экономически активной части. Стабильный рост молодежной занятости был обусловлен высокими темпами развития экономики за период 2001-2008 годов и возрастающей потребностью в трудовых ресурсах, поэтому все желающие поработать молодые люди могли найти себе подходящую работу. С 2001 г. по 2008 годы наблюдалась тенденция роста занятости среди молодежи, причем как в возрастной группе 15-19 лет, так и в группе 20-24 года. Занятости способствовали и усилия со стороны государства по профессиональной подготовке и переподготовке безработных. Хотя молодежь как целевая группа и не выделялась в данном направлении работ, именно эта группа с точки зрения психологии является более мобильной и восприимчивой к изменениям.
Среди факторов, влияющих на занятость молодежи можно также выделить: наличие рыночно ориентированного образования у молодежи, стремление к обучению, к получению опыта работы, к удачной карьере, ценность знаний у молодежи, более мобильное мышление, чем у старшего поколения, воспитанного в плановой экономике, инновационное мышление, не скованное стандартным мышлением, рост спроса на рынке труда, поддержка со стороны государства, активная деятельность молодежных НПО.
По сферам молодежной
занятости - сельское хозяйство
и сфера торговли – это те
сектора, где большинство
По сравнению с 2003годом структура занятости по секторам несколько изменилась, в основном за счет роста доли занятой молодежи в секторе строительства и уменьшения в занятости в секторе сельского хозяйства. Такие изменения соответствуют процессам активного развития строительного сектора за период 2001-2008 годы: когда молодежь в основном из сельских регионов приезжала в город и нанималась в строительные организации. Возможно, что в 2009-2010 годах ситуация изменится.
Таким образом, наибольшая часть молодежи в настоящее время трудится в низкоквалифицированном секторе экономики, соответственно с низкой оплатой труда. Данный факт подтверждает и структура занятости по видам работ: в 2008 году в структуре занятой молодежи по видам занятий 23% составили неквалифицированные рабочие и еще 26% квалифицированные работники сельского хозяйства и рыболовства. [19, с.500]
Для сельской молодежи проблемы занятости стоят наиболее острее, чем для городской молодежи. Значительная доля занятости в сельской местности обеспечивается самозанятостью молодежи.По данным 2008 года 60% молодежи на селе (в 2005 году -65,6%) считались самозанятыми, и только 22% городской молодежи имели тот же статус (в 2005 году 34%). Однако статистика не отражает реальной ситуации на селе по занятости и безработице. Поскольку в показателе занятости идет учет самостоятельно занятого населения, включая то, которое имеет личное подсобное хозяйство. До сих пор на селе для молодежи мало возможностей получить подходящую работу. Основным работодателем, и, прежде всего, с точки зрения предоставления стабильных заработков на селе является государство.
В Казахстане предстоит освоить принципиально новую модель занятости, ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к политике занятости, отраженные в законе Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-II «О занятости населения» [1]
Назовем лишь два основных.
Во-первых, регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность (профессиональную и пр.) рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.д.
Во-вторых, должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. Причем исключительно важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению эффективности труда.
Достижение оптимально высокой, структурно рациональной, экономически эффективной и социально обоснованной занятости - неотъемлемая и, в конечном счете, важнейшая составная часть процесса восстановления и дальнейшего подъема казахстанской экономики. Модернизация занятости - это, с одной стороны, активный элемент, рычаг этого процесса. С другой стороны, она может быть достигнута лишь вследствие совокупных рыночных преобразований экономики и прогрессивных изменений ее структурных и технико-технологических характеристик. Эти изменения должны стимулироваться рыночными отношениями и целенаправленными мерами хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут решаться зачастую относительно обособленно, с помощью мероприятий, сконцентрированных именно на них самих, без кардинальных изменений экономической стратегии, а тем более - социально-экономических основ общества, то в Казахстане в данном случае (как и во многих других) для этого требуется коренное преобразование экономики. Поэтому задачи формирования условий для их решения по своей сложности не сравнимы с проблемами западных стран в этой сфере.[17, с.200]
Новая модель занятости может быть реализована лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем. С целью создания таких предпосылок необходимо продолжать рыночные преобразования экономики, уменьшать нанесенный ими социальный ущерб. К сожалению, возможности, масштабы, темпы, формы этих преобразований часто определяются не естественным протеканием переходных процессов, требованиями экономической и социальной рациональности, а во многом - позицией руководителей, их пониманием сути народнохозяйственных проблем и путей их решения, ходом политической борьбы, перспективы которой пока не позволяют с уверенностью прогнозировать благоприятные варианты ближайшего будущего.
При этом следует учитывать следующие положения, которые представляются аксиоматичными:
- нельзя и дальше
сохранять высокую занятость
населения без повышения
- перспективы занятости
населения определяются
1)забота об обеспечении занятости населения (достаточно высокого ее уровня занятости и повышения эффективности общественного труда) должна быть функцией государства и всего общества;
2) занятость - не только экономическая, но и социальная проблема, и пути их решения могут противоречить друг другу. В таком случае необходимо искать компромисс, не забывая, однако, что от степени реализации экономических критериев зависит и возможность отступления от них ради достижения социальных целей.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать либо формировать «точки роста» в народном хозяйстве, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда и т.д. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала, уровень занятости населения во многом зависит от частнопредпринимательской активности. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать такую активность. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками поведение предпринимателей на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.
Очень важно избежать такого положения, при каком возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. В Казахстане, где есть все условия для сочетания производств различного технологического уровня и эффективности, существуют огромные неудовлетворенные потребности и т.д.; предотвратить такую ситуацию вполне возможно.
В настоящее время
ситуация на рынке труда приобретает
новые черты. Все более острее
становятся проблемы, связанные со
скрытой безработицей. Кроме того,
экономический кризис приводит к
остановке многих неперспективных
предприятий, а это в свою очередь вызывает новое количество
безработных, которые высокопрофессиональны
в своем деле. Для их занятости требуются
средства для переквалификации. Кроме
того, возникали сбои в воспроизводстве
профессионально-
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, необходимо:
- появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности при условии эффективности хозяйствования;
- внутреннее накопление и привлечение из-за границы средств для капитальных вложений, приемлемые для производителя условия кредитования;
- расширение платежеспособного спроса;
- стабилизация денежного
хозяйства и финансовой
- создание макроэкономических
пропорций, благоприятствующих
- обеспечение условий
для материальной
Реализация этих требований
возможна лишь на основе использования
развитого рыночного
Для обеспечения занятости населения весьма велико значение сферы услуг. Однако до сих пор она развивается однобоко, главным образом - торговля, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых традиций и навыков, ограниченных возможностей получения соответствующей профессии, квалификации и пр.
Информация о работе Занятость и безработица: зависимость от демографических и социальных показателей