Занятость и безработица: зависимость от демографических и социальных показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Дж. М. Кейнс считал, что при капитализме не существует никакого механизма, характеризующего полную занятость, экономика может быть сбалансирована при значительном уровне безработицы. Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости.

Файлы: 1 файл

Занятость-курсовая.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

2.3 Совершенствование регулирования занятости и безработицы в РК

 

До последнего времени под давлением объективных  и субъективных обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.

Государственная политика занятости заключается  в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости  путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. [5, с. 403]

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются государственные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. [6,с. 418] Речь идёт как об излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций ещё значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.

Особого внимания заслуживает  изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного  спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос.[7, с.440] Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике.

Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики3. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народнохозяйственный оборот. Тогда можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. [8, с. 658] Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге приведёт к сокращению численности занятых.

Современный рынок труда – это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде  будет направлена на:

  • обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

переориентацию  экономически активного населения  на новые формы трудовых отношений;

  • достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
  • предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
  • создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
  • развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • рост мобильности трудовых ресурсов.

Стабилизация  на рынке труда требует изменения  подхода к регулированию занятости  в общегосударственном масштабе.[9, с.369] Данная задача должна быть включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости (безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действия Правительства наравне с присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями уровней инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как приоритетные. При утверждении общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других первоочередных государственных экономических документов Президент и другие высшие государственные инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких «ключевых показателей», в число которых должна входить, наряду с показателями динамики ВВП и инфляции, динамика уровня безработицы.[10, с.269 ]

Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в  виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.[14, с.408 ]

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда. [11, с.89 ]

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:

- во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;

во-вторых, достижение максимально  полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной  рабочей неделе, скользящем графике  рабочего дня и т.п.

Безработица является макроэкономической проблемой, которая была, есть и будет во все времена.

Безработица и уровень  занятости являются одними из главных  аспектов в экономике государства. Они служат оценивающими факторами  для выявления эффективности  функционирования и развития рыночных отношений, что на данный период времени  для всех государств, и в особенности для Казахстана, является одним из определяющих факторов успешного развития и процветания.

Анализируя определения  безработицы, можно составить общее  понятие. Безработица - как социальное явление, когда экономически активное население не может применять трудоспособные навыки по причине отсутствия условий, необходимых для этого, т.е. не может обеспечить себя работой в силу тех или иных обстоятельств, например таких, как отсутствие работы, отсутствие желания работать, недостаточно информации, знаний, навыков и т.п.

Уровень безработицы  зависит от множества факторов, которые, взаимодействуя друг с другом, или  по отдельности, создают безработицу.

Существует множество  видов безработицы. Она подразделяется в зависимости от численности, времени, технических данных, вида рабочей деятельности. В Казахстане безработица в основном встречается в виде циклической, фрикционной, структурной.

Так как рынок труда  еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.

Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

Разработка основных направлений, путей и методов  сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление  тех ее форм и видов, которые наносят  наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.

Подобный анализ позволяет  отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний  день являются активизация государственной  политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период. Не все виды безработицы рассматриваются экономистами как однозначно отрицательные явления. Согласно концепции монетаристов фрикционная безработица, способствует поддержанию гибкости рынка труда, структурная безработица является признаком развития рынков и может привести к увеличению трудового потенциала. Скрытая безработица также может выполнять позитивные функции: поддержание хотя бы на минимальном уровне благосостояния людей, сохранение кадрового потенциала экономики и сдерживание массовой явной безработицы во время экономического спада. Относительно данных видов безработицы позиция должна быть всесторонней, в то время как циклическая безработица по-прежнему считается отрицательным макроэкономическим явлением.Таким образом, чтобы избежать атмосферы напряженности в стране, вызванной безработицей, государство должно различать виды существующей безработицы, их причины и влияние на экономику в целом, как положительное, так и отрицательное, а также должно иметь эффективный аппарат регулирования. Что касается причин, то до сих пор не найден компромисс между представителями различных экономических школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-II «О занятости населения»
  2. Экономика. Учебник. Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова  Москва- 2008-520
  3. Системный курс экономической истории. Учебное пособие Б.Ф. Андреев, Санкт-Петербург, Лениздат- 2009-290 с.
  4. Современный Казахстан: Экономика, политика, общество. Под редакцией Е.М. Арынова. Алматы. Институт развития Казахстана. Энциклопедия Казахстана 2 том. 2006-380 с.
  5. Экономическая теория. Е.Ф. Борисов Учебник- 2008-459 с.
  6. Экономика. Учебник. Издательство БЕК. Под редакцией А.С. Булатова  Москва- 2006 -680 с.
  7. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. Б.М. Генкин Москва- 2008-590 с.
  8. Экономическая теория: ключевые вопросы. Учебное пособие. Г.М. Гукасьян Москва ИНФРА 2006-680 с.
  9. Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев. Под редакцией Г.П. Журавлёвой Москва ИНФРА-М 2006-502 с.
  10. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. Кэмпбелл, Р. Макконели, Стэнли, Л. Брю Москва 2008-680 с.
  11. Экономика труда и социально- трудовые отношения.Под редакцией Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой  Издательство Москва университета 2008 -580 с.
  12. Экономическая теория. Учебник. Под редакцией И.П. Николаевой Москва 2007-476 с.
  13. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков Москва 2008-480 с.
  14. Финансы Казахстана Туленбаев К.М. Государственное регулирование пенсионной реформы // Каржы-Каражат Алматы, 2009 год-506 с.
  15. Налоговая система Казахстана. Подоходный налог. Худяков А.И. Алматы, Баспа. 2008-593 с.
  16. Концепция единого обложения // Транзитная экономики  Амрекулов Н. Алматы, 2008-578 с.
  17. Стратегия и тактика экономических реформ Арыстанбеков К. / Саясат Алматы, 2007 -256 с.

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

 

 

 

Рисунок - Показатели рынка труда в Республике Казахстан в 2010-2011 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок - Уровень занятости молодежи по возрастным группам

1 Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу.

Информация о работе Занятость и безработица: зависимость от демографических и социальных показателей