Занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Показатели занятости населения – важнейшая макроэкономическая характеристика современного общества, это также характеристика его социального состояния. Эффективная занятость – важнейшее условие социально-экономического благополучия страны, цель функционирования рынка труда, индикатор адаптивной способности рынка труда и населения к экономической трансформации. Анализ ситуации в сфере занятости показывает, что в настоящее время данная тема является актуальной. В данной работе выявляется анализ проблем системы занятости, их регулирование и методы решения, а также перспективы дальнейшего регулирования занятости.

Содержание работы

Введение
1 Экономическая природа занятости 6
1.1 Виды занятости 6
1.2 Стандартная и нестандартная занятость 7
1.3 Самозанятость в России 9
1.4 Качество занятости населения 12
2 Регулирование занятости населения 16
2.1 Рыночное регулирование 16
2.2 Государственное регулирование: цели, функции 17
2.3 Средства регулирования занятости 22
3 Социальная защита в сфере труда и ее влияние
на повышение занятости 25
Заключение 27
Библиографический список 29
Приложение А 31

Файлы: 1 файл

Курсовая содер..doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

     2.2 Государственное регулирование: цели, функции

     Регулирование занятости и рынка труда осуществляется не только микроэкономическими процессами (ценой, прибылью, конкуренцией), но и на уровне макроэкономики, которая, собственно, и является основой государственной политики./4. с.144/

     Применительно  к российским условиям наибольший интерес представляет

кейнсианский принцип  эффективного спроса как основы увеличения масштабов занятости. Его недостаток ведет к недозагрузке производственных мощностей, сворачиванию производства, сокращению занятости, росту вынужденной безработицы.

     Для обеспечения  поступательного развития и достаточно  высокого уровня занятости необходима  государственная поддержка спроса  посредством стимулирования личного потребления и объема инвестиций. Поскольку функция потребления относительно устойчива, для поддержания занятости в условиях экономического роста государство должно поощрять осуществление капиталовложений, причем лучше всего с помощью дискреционной фискальной политики. Госрасходы в данном случае целесообразно направлять на субсидирование новых рабочих мест, организацию общественных работ. Таким образом, согласно кейнсианской теории, на фоне снижения налогового бремени и создания благоприятных условий для расширения производства дискреционная политика стимулирует приток в экономику частных капвложений.

     Процентная ставка в кейнсианской теории не рассматривается в качестве регулятора. Для домашних хозяйств сбережения не столько связаны со ставкой процента, сколько обусловлены необходимостью в перспективе делать крупные покупки, обеспечить “страховку” на случай болезни, безработицы, ожиданием инфляции и др. Предприниматели, принимая инвестиционное решение, также руководствуются не столько ставкой процента, сколько ее соотношением с нормой ожидаемой чистой прибыли. Более того, сбережения уменьшают емкость рынка, что автоматически приводит к сворачиванию производства, сокращению инвестиций и занятости.

     Отрицание  эластичности заработной платы  и цен – важен постулат в  кейнсианской теории макрорегулирования. Снижение заработной платы и  цен способствуют сокращению  покупательной способности и  доходов предпринимателей, что, естественно,  тормозит развитие производства, увеличение спроса на труд, сокращает занятость. Однако законодательство о минимальной ставке заработной платы, по существу, устраняет возможность значительного снижения заработной платы.

     Необходимость  государственного вмешательства  в трудовую сферу общепризнанна. Оно особенно актуально для российской экономики, поскольку хозяйствующие субъекты не имеют средств, необходимых для финансирования ускоренного роста производства и занятости. Однако вопрос о механизме такого воздействия остается открытым. С момента начала реформ российское государство довольно долго поддерживало спрос в экономике (через рост бюджетных расходов). Но “накачка” спроса в экономической системе, где процесс формирования активов достаточно специфичен, в итоге оборачивается очередным витком инфляции, что делает бесплодной и дискреционную стабилизационную политику. Инфляционные ожидания экономических субъектов, стремление предотвратить нежелательное воздействие инфляции на реальные доходы всех участников экономических отношений (наемных работников, предприятий, кредиторов) ведут к росту заработной платы, цен на продукцию, процентных ставок, сводя на нет политику “дешевых денег”, нацеленную на увеличение реального объема производства и занятости./11, с.46/

     Учитывая  тесную взаимосвязь занятости и воспроизводства рабочей силы наиболее эффективно можно осуществить регулирование занятости, основываясь на воспроизводственном принципе, который выражает движение рабочей силы по стадиям. Этот подход позволяет сущностно определить место категорий занятости и рынка труда в общей системе трудовых отношений, раскрыть их содержание и наметить направления устранения диспропорций.

     Цели системы  регулирования занятости различаются  в зависимости от конкретных  фаз воспроизводства рабочей силы. Это фазы:

     - формирования (производства), которая предусматривает обеспечение соответствия между необходимостью экономии живого труда и эффективного использования трудовых ресурсов для расширения притока молодых квалифицированных кадров в перспективные отрасли экономики; стабилизацией профессиональной структуры кадров и развитием новых видов занятости и новых видов занятости и новых сфер приложения труда;

     - распределения, сущность которой состоит в обеспечении соответствия между стихийным поиском работы и целенаправленным, эффективным движением рабочей силы по направлениям, адекватным потребностям экономики; центром и регионами; территориальными органами управления и предприятиями, а также между трудовой мотивацией каждого конкретного работника; профессиональной стабильностью и профессиональной мобильностью;

     - перераспределения (обмена), предусматривающая обеспечение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы; отраслевым и территориальным распределением труда; стоимостью и ценой рабочей силы; профессиональной подготовкой и занятостью работников и т.д.

     - использования (потребления), основанная на обеспечении соответствия между качеством подготовки работников и уровнем материально-технического обеспечения их труда; сложностью труда и уровнем его вознаграждения; традиционными и новыми видами занятости и формами организации труда.

     В системе занятости населения специфические функции управления являются составной частью следующих общих функций развития экономики.

     1) Функция предплановых исследований и стратегического анализа системы занятости в себя включает:

     - изучение  и прогнозирование отдельных  сегментов рынка труда и занятости  населения;

     - разработку  стратегии управления человеческими  ресурсами с учетом перспектив удовлетворения рыночных потребностей;

     - прогнозирование, перспективное и текущее планирование потребности в рабочей силе;

     - анализ  предложения рабочей силы в  территориально-отраслевом и профессионально-квалификационном  разрезе;

     - анализ целевых показателей динамики занятости населения;

     - выявление  возможностей повышения конкурентоспособности  носителям рабочей силы с учетом  ее потребителей;

     - разработку  направлений по стимулированию  создания рабочих мест и участков  с режимом неполного рабочего дня, развития надомного труда;

     - определение  уровней формирования потребительной  стоимости рабочей силы с учетом  потребительского спроса на нее.

     2) Задачами функции профессиональной ориентации и профессиональной подготовки являются:

     - трансформация  системы профессиональной подготовки  с учетом требования рынка  к потребительной стоимости рабочей  силы;

     - профессиональное  воспитание как метод формирования  профессионально значимых мотивов  к труду;

     - профессиональное просвещение трудоспособных граждан общества как условие непосредственного подведения их к выбору и овладению профессией, по которой существует рыночная потребность;

     - проведение  социологических исследований в  области профориентации;

     - обеспечение научно-методического руководства профориентационной работой;

     - содействие рациональной профессиональной адаптации на рабочем месте и т.д.

     3) К функции обеспечения мобильности рабочей силы относятся:

     - методическое руководство по расстановке кадров в регионе с учетом рыночной потребности в рабочей силы;

     - исследование  причин движения кадров в регионе;

     - внедрение  нетрадиционных форм организации  распределения и перераспределения,  использования трудовых ресурсов;

     - изучение текущих проблем развития кадров, внутрифирменных перемещений;

     - разработка  подходов к формированию кадрового  резерва в целях рационального  перераспределения и использования  работников.

     Существуют функции, которые выступают в качестве обеспечивающих в системе эффективной занятости:

     - кадровое  обеспечение, представленное совокупностью  действий по подготовке, переподготовке, повышению квалификации, подбору,  расстановке кадров в рассматриваемой  системе;

     - научно-методическое  обеспечение, включающее повышение уровня обоснования различных фирм и направлений маркетинговой деятельности на рынке труда;

     - правовое  обеспечение;

     - финансовое  обеспечение./10, с.15/

     2.3 Средства регулирования

     Усложнение  экономики, изменение ее структуры, рост количества хозяйствующих субъектов, многообразие интересов субъектов рынка труда неизбежно ведут к расширению спектра применяемых уже в современных условиях методов регулирования процессов занятости населения. Реализация целей эффективного воспроизводства рабочей силы предполагает разработку методов и средств регулирования этого процесса.

     Средства  регулирования подразделяются на:

     - правовые;

     - организационно-административные;

     - экономические;

     - информационные;

     - социально-психологические.

     Механизм  управления воспроизводством рабочей  силы включает в себя следующие  элементы:

  1. правовое обеспечение (законодательные и другие нормативные акты, дающие возможность гражданам трудиться в избранной сфере согласно призванию, способностям, образованию, регламентирующие структуру расходов на образование, рост квалификационного потенциала, отчисления в фонды, направленные на рост качества рабочей силы и т.д.);

     2)  экономические средства регулирования:

прогнозирование и программирование;

финансирование;

кредитование;

налоговая политика;

система стимулирования хозяйственной деятельности;

      система  штрафных санкций;

      антимонопольная  политика и др.

     Данная  совокупность элементов занимает  основное место в системе регулирования воспроизводства рабочей силы как на государственном, так и на региональном уровне. Эта система основана на учете действия социально-экономических законов рыночного производства и обращения. Если финансовая, кредитная и налоговая политика имеет прямое воздействие на изменение структуры занятости, сегментацию сфер приложения труда, то разработка программ и прогнозов – это меры косвенного регулирования рыночных отношений в сфере трудовых отношений;

  1. организационные средства регулирования:

     государственный заказ на подготовку различного вида кадров;

     профессиональная  ориентация населения, в особенности  молодежи, безработных, военнослужащих, освобожденных из мест лишения  свободы, беженцев, инвалидов и  других субъектов рынка труда;

     трудовая реабилитация;

     система  контрактов;

     аттестация  и другие виды продвижения  (деловой карьеры) на службе;

     организация  документооборота и деловой документации;

     маркетинг рынка труда;

     обеспечение  функционирования институтов консультантов, экспертных советов по проблемам занятости при экономических региональных службах;

     поддержка  предпринимательских, женских, молодежных  и других общественных организаций  и т.д.;

  1. социальные гарантии – квоты    на    трудоустройство     граждан,

нуждающихся в социальной поддержке;

  1. информационное обеспечение – политика обеспечения равных прав и

возможностей для социально-демографических  групп на информационную поддержку, включая обратную связь.

     Информационные  средства включают:

     - методические материалы;

     - организационно-правовые  документы;

     - социально-экономические  ориентиры;

     - тестирование;

     - анкетирование;

     - экспертную  оценку и т.д.;

     6) возможно  выделить также социально-психологические элементы воздействия на занятость и на функционирование рынка труда, отношения между его субъектами. В результате действия этих элементов возможно достичь такие направления корректировки рыночных отношений в сфере занятости, как формирование эффективной мотивации к труду среди подростков и молодежи, приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда, использование социально-экономического принуждения к высокопроизводительному труду, развитие традиций, способствующих сплочению коллектива и т.д./10, с.18/

    

 

 

        

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

  

 

 

    3 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В СФЕРЕ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА          

        ПОВЫШЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

   

 Социальная защита  – неотъемлемый элемент любой  нормально функционирующей социальной  системы. Существовавшая в простейших  формах на ранних стадиях общественной жизни, с возникновением рыночной экономики она становится самостоятельным видом общественной деятельности (выполняющая роль своеобразного буфера), направленным на поддержку людей, не сумевших вписаться в новую экономическую среду./12, с.20/

Информация о работе Занятость населения