Земельный рынок: проблемы его формирования в РФ и мировой опыт
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:04, курсовая работа
Описание работы
Целью написания этой работы является анализ земельного рынка в современной России, выявление проблем его формирования и перспектив развития. Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: - изучить и проанализировать экономическую литературу; - рассмотреть понятие, особенности и этапы формирования земельного рынка; - проанализировать проблемы правового регулирования земельных отношений в РФ; - определить состояние, проблемы и перспективы развития рынка земли в России; - рассмотреть мировой опыт регулирования рынка земли.
Часто при принятии решений
властями муниципальных образований существенно
нарушается антимонопольное законодательство.
Проверки Федеральной антимонопольной
службы РФ систематически выявляют нарушения
главным образом в сфере предоставления
земельных участков для жилищного строительства.
Несмотря на то, что в целом
земельные участки на рынке оцениваются
экспертами как доступные для малого бизнеса,
следует отметить, что в большинстве случаев
малым предприятиям сложно конкурировать
на проводимых конкурсах и аукционах по
продаже государственных или муниципальных
земель с представителями крупного бизнеса.
Следует заключить, что доступны малому
бизнесу, как правило, земельные участки
из сегмента, который представляет для
крупного бизнеса малый интерес.
Сопоставляя тенденции
развития землепользования в мире и в
России, мы наблюдаем как бы противоположные
тенденции. В мире пространства, пригодные
для жизни, все больше перенаселяются,
дефицитными становятся воздух и вода,
землю для застройки многие страны отвоевывают
у моря, растет нагрузка на плодородную
землю. В России же, многие территории
пустуют, население страны стремительно
сокращается, качество жилищных условий,
здравоохранения, бытовых услуг, социального
страхования, доходов ухудшается. В ближайшие
25 лет в России нельзя ожидать естественного
роста населения.
При сохранении сложившихся
за годы реформ тенденций демографического
и экономического развития, в России очень
скоро возникнут серьезные проблемы с
удержанием ее территориального пространства.
Реальностью является то, что по значительной
части периметра государственных границ
России обитают народы с быстро растущим
населением, поэтому пустующие российские
земли естественным образом могут стать
объектом миграции их населения.
Противостоять таким
процессам можно только путем оздоровления
экономической ситуации в России вообще
и на восточных ее землях в частности.
Сбережение российской земли и должно
стать главной национальной идеей XXI века
для народов, проживающих на этой огромной
территории.
В соответствии с Конституцией
РФ за последние 10 лет XX века на территории
России практически созданы основы нового
земельного строя: ликвидирована государственная
монополия на землю; осуществлен переход
к многообразию форм земельной собственности;
проведено бесплатное перераспределение
земли в пользу граждан; введено платное
землепользование; основная часть сельскохозяйственных
земель передана в частную собственность;
земли лесного фонда, природоохранные
и другие наиболее ценные земли находятся
в государственной собственности; выполнены
значительные объемы земельно-кадастровых
работ; созданы объективные условия для
оборота земли.
Изучение качественного
состояния земель в России показывает,
что темпы их деградации прогрессируют.
Принимаемые меры по повышению плодородия
земель носят эпизодический характер,
поэтому в девяностых годах практически
прекратился прирост ценных высокопродуктивных
сельскохозяйственных угодий.
В проведении реальной
российской земельной политики важная
роль принадлежит государству. Одна из
серьезных проблем заключается в необходимости
преобразования сельскохозяйственного
землепользования на основе требования
самодостаточного производства продовольствия.
Основной задачей аграрной
реформы в России в девяностые годы явились
приватизация земли и реорганизация колхозов
и совхозов с целью формирования эффективного
сельскохозяйственного производства
на основе частной собственности на землю
и личной предприимчивости производителей
сельскохозяйственной продукции.
Серьезной проблемой
является резкое сокращение объемов работ
по улучшению земель. Площадь орошаемых
земель с 1990 по 2000 год сократилась более
чем на 30%, а осушенных - на 60 %. Истощающее
почву использование земель привело к
резкому сокращению урожайности сельскохозяйственных
культур.
Сегодняшняя сложная
ситуация в сельской местности России
- результат крупных просчетов последних
десятилетий, как в народнохозяйственной
экономической политике в целом, так и
в аграрных вопросах в частности. Главная причина слабой
эффективности сельскохозяйственного
землепользования России кроется в запущенности
материальной базы, то есть отсталости
нашей промышленности, и эта отсталость,
наряду с организационной неразберихой
реформирования сельского хозяйства,
огромным ростом цен на ресурсы, сегодня
давит на производительность труда крестьян,
на плодородие почв, на продуктивность
полей и ферм, на количество и качество
отечественного продовольствия, поступающего
на рынок.
В последние годы главное
внимание в нашей стране уделялось частным
вопросам регулирования земельных отношений
(фермерство, реорганизация колхозов и
совхозов, наделение землей граждан, сбор
мизерного земельного налога, разговоры
о создании кадастра и т.п.). Фактически земельные
ресурсы перешли в распоряжение администраций
субъектов Российской Федерации, а вопросы
их отвода и перераспределения решали
в основном руководители бывших поссоветов,
сельсоветов и районов.
Пользуясь тем, что
земли государственной собственности
России до сих пор не разграничены на земли
федерального значения и земли субъектов
Российской Федерации, сырьевые и естественные
монополии, нефтяные компании и другие
отрасли и предприятия фактически пользуются
федеральными землями бесплатно и таким
образом присваивают земельную ренту,
которая является общенародным достоянием.
В этой связи заслуживает внимания еще
одна проблема современного землепользования.
В частности, по оценкам экономистов, из
страны за рубеж ежегодно вывозится до
20 млрд. долл., причем подавляющая часть
этих средств приходится на ресурсные
отрасли, связанные с землей. Подобные
потери, идущие фактически из бюджета
страны, стали возможными из-за грубейших
ошибок приватизации, связанных с передачей
ренты, которая по праву принадлежит государству,
недропользователям и сопутствующим им
посредникам. Государственная справедливость
в этом деле должна быть немедленно восстановлена,
даже если для этого потребуется пересмотреть
в рамках законодательства итоги приватизации
в ресурсных отраслях и отраслях, использующих
землю как пространство. Налогооблагаемый
потенциал земли и природных ресурсов
должен принадлежать российскому государству,
так как только он может быть источником
покрытия бюджетных расходов.
В качестве основного собственника,
формирующего предложение на российском
земельном рынке, выступает государство
в лице региональных и муниципальных администраций.
А спрос, на первичном рынке, предъявляется,
в основном, со стороны крупных инвесторов.
Да и то лишь на земельные участки, предназначенные
для строительства в крупных городах или
обладающие производственным и рекреационным
потенциалом; общая площадь которых составляет
менее 2% территории страны. Это не удивительно,
так как современное крупное российское
предпринимательство имеет сырьевую ориентацию
и не нуждается в значительных дополнительных
территориальных площадях и земельных
ресурсах.
В результате имеет место диспропорция
между спросом и предложением земли. В
большинстве случаев предложение превышает
спрос; за исключением, пожалуй, земель
вокруг крупных городов, где цена определяется
рынком. Несовершенство рыночного механизма
и ограниченное число рыночных субъектов
не способствует установлению на рынке
земли в России объективной равновесной
рыночной цены.
Реализация земельных
преобразований в России включает три
ключевых направления:
1) реформирование
отношений собственности на землю;
2) учет и стоимостная
оценка на рентной основе земельно-ресурсного
потенциала в составе национального
богатства страны и постановка
его на государственный баланс;
3) организация эффективного
управления земельными ресурсами
страны как национальным достоянием,
всеобщим пространственным базисом
народного хозяйства и главным
средством производства в сельском
и лесном хозяйстве, вне зависимости
от форм собственности. Имеющийся
у России огромный земельноресурсный
потенциал, решение указанных проблем
позволят выдвинуть нашу страну
на главное и решающее направление
в решении сложных проблем
глобального масштаба (экология, продовольствие,
сырье, пространство).
2.2. Мировой опыт регулирования рынка земли и земельных
отношений
В настоящее время
имущественно-земельные отношения формируются
под воздействием рыночных механизмов.
Поэтому для успешного ведения дел и эффективного
управления недвижимостью становится
важным знание зарубежного опыта, мировой
практики в этой области. Изучение зарубежного
опыта позволяет выделить три основных
типа организации имущественно-земельных
отношений, реализуемых в крупных городах
различных стран мира.
Первый тип - это политика
местных властей в условиях доминирования
муниципальной собственности на землю,
основанная на использовании преимущественно
арендных методов регулирования. Такую
политику проводят в Финляндии, Швейцарии,
Канаде, Индии и других государствах, где
главными субъектами земельных отношений
являются городские муниципалитеты, на
которых как на крупнейших владельцах
и распорядителях земли лежит основная
ответственность за справедливый и эффективный
отвод земель и регулирование правового
положения недвижимости в городских границах.
Второй тип - это политика,
реализуемая при наличии достаточно свободного
рынка городских земель, связанная с использованием
менее жестких инструментов регулирования
объектов недвижимости (рыночная стоимость,
налоги). Здесь речь может идти о городах
Испании, Португалии, Греции, Кипра, где
регулирование имущественно-земельных
отношений основывается на привлечении
инвестиций в недвижимость, в том числе
иностранных, что положительным образом
влияет на экономику городов.
Третий тип организации
управления недвижимостью можно назвать
смешанным, т.е. комбинирующим элементы
первых двух типов. Такую политику проводят
в США, ФРГ, Великобритании, Италии.
Рассмотрим, например,
опыт Финляндии, где считается, что с точки
зрения рационального ведения городского
хозяйства в собственности муниципальных
властей должно быть как можно больше
городской недвижимости и земли. Во всех
городах страны, включая столицу - г. Хельсинки,
в собственности города находятся улицы,
парки, зеленые зоны и участки, на которых
расположены объекты общественного назначения.
В муниципальной собственности Хельсинки
находится более 60% всей городской территории.
В случае большого дефицита бюджета городские
власти могут выставлять участки земли
на продажу. Земельные участки передают
в пользование исключительно путем их
сдачи в аренду. Для городского бюджета
это постоянный и стабильный источник
дохода. Срок аренды устанавливается в
зависимости от целевого назначения земли:
под жилье - до 60 лет; под промышленное
строительство и склады - до 30 лет; для
коммерческих целей - от 30 до 60 лет. Размер
арендной платы определяется в зависимости
от так называемой капитальной, или оценочной
стоимости участка. Для участков, используемых
под жилье, арендная плата составляет
4% стоимости участка, для участков производственного
и коммерческого назначения - 5% стоимости
участка. Налог на недвижимость в Финляндии
составляет 1,2% оценочной стоимости.
Кроме того, размер
арендной платы привязывается к индексу
стоимости жизни, чем обеспечивается рентабельность
в условиях инфляции. При этом в первые
пять лет повышение арендной платы осуществляется
в 50%-ном размере. В договоре аренды муниципалитет
точно оговаривает план застройки и сроки
ее осуществления (обычно 2 - 8 лет). Арендатор
имеет право передать свое право на аренду
третьему лицу без согласования с городскими
властями. По окончании срока аренды у
арендатора имеется преимущественное
право на продление договора, если же муниципалитет
отказывает в продлении договора, то он
обязан компенсировать арендатору 60% оценочной
стоимости возведенных на участке строений,
после чего они переходят в муниципальную
собственность.
В Канаде в соответствии
с Конституцией собственниками земель
являются федеральное правительство,
провинции и муниципалитеты, которые распоряжаются
около 90% земельного фонда страны. Городские
земли являются в основном собственностью
муниципалитетов, которые извлекают доход
от сдачи в аренду и продажи земельных
участков. Арендные платежи определяются
процентной ставкой от стоимости недвижимости.
Налоги на недвижимость взимаются муниципалитетами
Канады, которые совершенно самостоятельны
в этом вопросе. Также облагается налогом
и передача недвижимости при совершении
купчей. Налоги составляют 0,5 - 1% стоимости
земельного участка или другого объекта
недвижимости. Муниципалитеты устанавливают
сборы на застройку своей территории,
исходя из стоимости земли; не менее 5%
суммы этих сборов направляется на благоустройство
мест общего пользования.Оценка собственности
- основная функция муниципальных властей,
что связано с необходимостью соблюдения
в провинции единого подхода к методам
оценки. В бюджете столицы Канады г. Оттаве
земельные платежи составляют более 30%.
В Швейцарии, где реализуется
также первый тип имущественно-земельной
политики, приобретение недвижимости
осложнено рядом законов, например, на
приобретение объектов недвижимости существуют
даже квоты (2 тыс. участков ежегодно). Поэтому
всего лишь 18% городских земель находится
в частной собственности, остальные земли
арендуются у местных органов власти.
Инвестиции в недвижимость затруднены,
так как в стране запрещена спекуляция
на объектах недвижимости: существует
закон, не позволяющий перепродавать объекты
недвижимости, включая незастроенные
участки, по более высокой цене в течение
двух лет.
Швейцария и Скандинавские
страны относятся к числу наиболее экономически
развитых и политически стабильных государств
мира, что играет немаловажную роль в повышении
рейтинга этих стран на рынке недвижимости.
За последние три года общее количество
квартир и вилл, проданных в Швейцарии
и Норвегии иностранцам, увеличилось более
чем в 2,5 раза. В странах, где реализуется
второй тип политики регулирования имущественно-земельных
отношений, предпочтение отдается купле-продаже
недвижимости.
Например, в столице
Португалии г. Лиссабоне сугубо рыночный
механизм дополнен рядом достаточно жестких
ограничений и условий, весьма надежно
гарантирующих соблюдение интересов города
и муниципальных властей. Приобретая земельный
участок в собственность, владелец в соответствии
с требованиями закона обязуется создать
на участке необходимую социальную инфраструктуру.
Если земля приобретается для строительства
предприятий, то речь может идти о жилых
домах, детских садах, школах, парках, супермаркетах
и т.п. Определенные отчисления должны
быть сделаны на охрану окружающей среды,
развитие здравоохранения и культуры.
Продажа муниципальной земли и недвижимости
осуществляется только на открытых аукционах,
которые контролируются членами муниципалитета.
Окончательное решение о продаже принимает
председатель муниципалитета. Налог на
недвижимость составляет около 1% стоимости
объекта.
Имущественно-земельная
политика большинства высокоразвитых
зарубежных государств относится к третьему
типу. Например, в США основным средством
осуществления городской политики в области
недвижимости является купля-продажа.
Большинство покупателей приобретают
недвижимость в кредит, внося 20% продажной
цены и выплачивая оставшуюся часть в
течение 25 - 30 лет при ставке кредита 7%
годовых.
Национальная политика
поощряет индивидуальное землепользование
и приобретение недвижимости путем сокращения
федеральных налогов для землевладельца,
чтобы помочь ему выплатить ссуду за дом.
Земля Вашингтона принадлежит федеральным
органам власти, что обусловлено концентрацией
в городе основных управленческих структур.
Лишь 25% территории Вашингтона находится
в частной собственности, причем половина
этой земли была продана частным владельцам
еще в XIX в.
Цены на землю регулируются
только спросом и предложением, и, разумеется,
желанием и интересом покупателя. В США
практически любой участок земли может
быть продан за сумму, на которой сойдутся
продавец и покупатель.