Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:44, курсовая работа
Предметом маркетинговых операций называют товар (группу или комплекс), а также услуги. В маркетинге под товаром понимают комплекс осязаемых и неосязаемых свойств, включающих технические параметры, размеры, вес, структуру, цвет, упаковку, цену, престиж изготовителя и продавца и другие свойства, которые необходимы покупателям для удовлетворения их нужд и потребностей.
Введение 3-4
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА (ЖЦТ) 5
1.1Понятие жизненного цикла товара 5-6
1.2Стадии жизненного цикла товара 6-17
1.3Кривая жизненного цикла товара. Виды кривых жизненного цикла товара 17-22
1.4Отрицательные черты концепции жизненного цикла товара 22-24
2.ВЫБОР КОММЕРЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАДИЕЙ ЖЦТ 25-30
3. ВЫБОР КОММЕРЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ «NOKIA» НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖЦТ 31-36
Заключение 37-38
Список литературы 39
Теория ЖЦТ нередко подвергается критике. Ее противники утверждают, что модели жизненных циклов имеют слишком большой разброс форм, а рассматриваемые периоды весьма различны по длительности. Кроме того, критики обвиняют поставщиков в том, что те часто сами не знают, на какой стадии развития находится выпускаемый ими товар (продукт может рассматриваться как «состарившийся», хотя в действительности он вышел на промежуточный уровень, предшествующий новому подъему). Наконец, критики утверждают, что схема ЖЦТ является не столько «постоянным курсом», которым должен следовать отдел продаж, сколько результатом реализации маркетинговой стратегии. Таким образом, анализируя свои продукты и рынки, дальновидные специалисты по маркетингу должны с осторожностью использовать концепцию жизненного цикла товара.
Данная концепция интересна и полезна для маркетологов; однако хотя она и дает хорошую базу для планирования продукта, но не доказала свою полезность в прогнозировании по следующим причинам. Во -первых, этапы, общая продолжительность и форма жизненного цикла меняются в зависимости от продукта. Во-вторых, внешние факторы, такие, как экономика в целом, уровень инфляции и стиль жизни потребителей, могут оказать большое воздействие на состояние продукта и сократить или удлинить жизненный цикл. В-третьих, компания может быть в состоянии не только управлять жизненным циклом, но и удлинять его. Эффективный маркетинг может привлечь новый сегмент рынка, найти новое применение для продукта или создать большую поддержку дилеров. В-четвертых, некоторые компании могут делать самосбывающиеся предсказания, когда они прогнозируют падение продаж и затем устраняют маркетинговую поддержку. Если бы они этого не сделали, продукты могли бы не потерпеть поражение.
Исследования показывают, что:
2. ВЫБОР КОММЕРЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАДИЕЙ ЖЦТ
Эффективная ассортиментная
политика предусматривает выпуск широкой
гаммы изделий, одновременно включающей
в оптимальном соотношении
Рис. 12
«Звёзды» - пользующиеся быстро растущим спросом товары, лидирующие на рынке, приносящие значительные доходы. Однако большую часть этих доходов нужно тратить на поддержание отличительного преимущества и лидирующего положения. Отсюда эти товары лишь частично перекрывают затраты на производство и продажу, требуют дополнительных инвестиций. Товары этого сектора находятся в стадии роста и укрепления позиций на рынке. Со временем их рост замедляется, и они превращаются в «дойных коров». (Этап роста.)
«Трудные дети» («Дикие кошки», «Знаки вопроса) - товары, находящиеся в начальной фазе жизненного цикла. Они обещают высокие темпы роста, но имеют небольшую долю рынка. Поэтому менеджеры пытаются с помощью наступательных стратегий и больших инвестиций добиться увеличения доли рынка. Поддержка этих продуктов необходима потому, что в будущем нужны продукты, приносящие большую прибыль. Нужно учитывать, что эти направления деятельности требуют чаще всего гораздо больше финансовых затрат, чем приносят прибыли. Они требуют большого количества средств даже для поддержания своей доли рынка, не говоря уже об ее увеличении. (Могут находиться на стадии внедрения или в начале стадии роста)
«Дойные коровы» - товары, активно продающиеся на рынке и дающие большие прибыли. Прибылей значительно больше, чем необходимо для поддержания достигнутой рыночной доли. Этот финансовый избыток направляется на финансовую поддержку "дикой кошки» и "звёзд". Положение товаров этого сектора устойчиво и соответствует стадии зрелости. (Этап зрелости.)
«Собаки» - товары, уже не пользующиеся повышенным спросом и не имеющие явных перспектив развития. Они могут приносить достаточный доход для поддержания самих себя, но не обещают стать более серьезными источниками дохода. Подлежат постепенному выводу с рынка, при принятии специальных маркетинговых мер по реабилитации товаров могут перейти в другие, более перспективные товарные группы. В таком слабом положении оказываются товары успешно прошедшие первые три и оказавшиеся уже на стадии спада, или товары, которые рынок не принял на стадии внедрения. (Этап спада или вид жизненного цикла – провал.)
Проведя с помощью матрицы БКГ анализ портфеля продукции, руководство предприятия может увидеть, насколько он оптимален, и принять решение о будущей судьбе товаров (начать расширение их производства либо же, наоборот, прекратить производство) и соответственно о капиталовложениях по каждому из продуктов.
При удачном прохождении жизненного цикла товары из «трудных детей» превращаются в «звезды», а впоследствии- в «дойных коров». При неудачном – «трудные дети» превращаются в «собак».
Бостонская консультативная группа рекомендует следующую стратегию фирмы по отношению к товарам (видам деятельности), находящимся в основных зонах матрицы:
При проведении исследований, направленных на повышение эффективности жизненного цикла товара, необходимо выяснить следующие вопросы:
1. На этапе внедрения:
- насколько покупатели информированы о товаре?
- каковы группы показателей "за" и "против" приобретения данного товара с точки зрения покупателей?
- от чего зависит
дальнейшее распространение
- как стимулировать потребителей к совершению повторной покупки?
2. На этапе роста:
- где предел насыщения рынка?
- каковы характеристики потребления товара (сезонность, стоимость)?
- какие факторы способствуют,
а какие препятствуют
- какие группы потребителей можно дополнительно привлечь?
3. На этапе зрелости:
- какова доля покупателей, совершающих повторные покупки?
- каким образом можно расширить ассортимент товара?
- какую систему стимулирования следует использовать (методы стимулирования сбыта)?
- какова конкурентоспособность товара?
- какие факторы способствуют, а какие препятствуют покупке товара?
- какие модификации
товара являются наиболее
4. На этапе спада:
- какие типы потребителей и когда отказываются от потребления товара?
- где возможный уровень стабилизации спроса на товар?
- каковы стимулы к дополнительным покупкам?
- есть ли возможности усовершенствования товара?
Представим преимущества и недостатки данной модели в виде таблицы.
Преимущества этой модели: |
Недостатки: |
|
|
3. ВЫБОР КОММЕРЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ «NOKIA» НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖЦТ
Выбор коммерческой стратегии предприятия на различных этапах жизненного цикла товара проанализируем на деятельности компании «Nokia».
Nokia (официальное название Nokia Oyj) - финская транснациональная компания, один из мировых лидеров в области мобильных коммуникационных технологий, ведущий поставщик оборудования для мобильных, фиксированных, широкополосных и IP-сетей. Обширная линейка продуктов, покрывающая все сегменты рынка и протоколы сотовой связи, позволяет Nokia занимать ведущую позицию в развитии индустрии.6
Компания Nokia имеет целый ряд
концептуальных моделей мобильных
телефонов, которые по задумке должны
в будущем попасть в
Рис 13. «Телефон будущего» от Nokia .
Рис. 14
Эти модели являются инновационными
- ни один из основных конкурентов на
настоящий момент не может предложить
ничего, что обладало бы подобными
характеристиками. Но на рынке мобильных
технологий существует высокий уровень
конкуренции и при стремительны