Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат
Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.
еще тем, что считают себя достойными властвовать, потому что, по их мнению,
они обладают тем, что делает людей достойными властвовать. И вообще
характер, сообщаемый богатством, есть характер человека неразумного и
счастливого. Характер у людей недавно разбогатевших и у людей давно богатых
различен именно тем, что люди недавно разбогатевшие обладают всеми пороками
в большей и худшей степени, потому что быть вновь разбогатевшим значит как
бы быть невоспитанным богачом. И несправедливые поступки, которые они
совершают, порождаются не злобой, но высокомерием и невоздержанностью, как,
например, побои и прелюбодеяние.
ГЛАВА XVII
Черты характера, свойственные людям:
1) могущественным (обладающим властью), 2)
счастливым (удачливым).
Равным образом очевидны, можно сказать, все главнейшие черты характера,
стоящие в связи с властью, ибо власть обладает отчасти теми же чертами,
какими обладает богатство, отчасти лучшими. По своему характеру люди,
обладающие властью, честолюбивее и мужественнее людей богатых, потому что
они стремятся к делам, которые им возможно исполнить вследствие их власти.
Они заботливее, так как находятся в хлопотах, принужденные смотреть за
[всем], что касается их власти. Они держатся с большей торжественностью и
важностью, потому что их сан делает их более торжественными; поэтому-то они
сдерживают себя. Торжественность их отличается мягкостью, а важность
благопристойностью. И когда они поступают несправедливо, их проступки
значительны, а не ничтожны.
Что касается счастья [удачи], то оно отчасти обладает указанными
чертами характера, потому что счастье, кажущееся величайшим сводится к
этому, и еще к хорошим детям; счастье влечет за собой обилие физических
благ. Под влиянием счастья люди делаются высокомернее и безрассуднее; с
счастьем связана одна прекраснейшая черта характера - именно та, что люди
счастливые боголюбивы; они известным образом относятся к божеству, веря в
него, под влиянием того, что им дает жребий.
Мы сказали о чертах характера сообразно возрасту и счастью;
противоположное же очевидно из противоположного, например характер человека
бедного, несчастного и неимеющего власти.
ГЛАВА XVIII
Цель, которую преследует в своей речи всякий оратор. -Способы
доказательства, пригодные для всех трех родов речей.
Убеждающие речи употребляются ради решения (ибо для того, что мы знаем
и относительно чего приняли известное решение, не нужно никаких речей), а
это бывает в том случае, когда кто-нибудь с помощью речи склоняет или
отклоняет какое-нибудь отдельное лицо, как, например, делают люди,
уговаривая и убеждая, так как один человек есть все-таки судья; вообще
говоря, тот судья, кого нужно убедить; и все равно, обращает ли человек свою
речь к противнику, или говорит на предложенную тему, потому что необходимо
воспользоваться речью и уничтожить противоположные мнения, к которым, как к
противнику, обращается речь. Таким же образом нужно поступать и в
эпидиктических речах, ибо речь представляет себя как бы судью в слушателе.
Вообще в политических прениях есть один настоящий судья - [именно], решающий
данный вопрос. Вопросом же является то, относительно чего сомневаются и о
чем совещаются.
Раньше, говоря о речах совещательных, мы сказали о характерах
соответственно видам государственного устройства, так что теперь нам
следовало бы разобрать вопрос, как и с помощью чего можно сделать речи
этическими.
Так как для каждого рода речей мы указали свою особую цель и так как
относительно всех их были взяты нами мнения и посылки, из которых черпают
способы убеждения ораторы в речах совещательных, эпидиктических и судебных,
так как, кроме того, мы рассмотрели, с помощью чего возможно сделать речи
этическими, то нам остается сказать об общих [принципах], ибо всем
необходимо пользоваться в своих речах рассуждением о возможном и невозможном
и пытаться показать, - одним, что что-нибудь было, другим - что что-нибудь
будет. Кроме того, топ о величине является общим для всех речей, так как
фигурой преувеличения и умаления пользуются все ораторы: советующие и
отсоветывающие, хвалящие и порицающие, обвиняющие и оправдывающие.
Рассмотрев это, мы попытаемся вообще сказать об энтимемах, если найдем
что, и о примерах, чтобы, присоединив остальное, исполнить поставленную с
самого начала задачу. Из общих топов, преувеличение наиболее свойственно
речам эпидиктическим, как было сказано, совершившееся - речам судебным, ибо
по поводу совершившегося принимается решение, а возможное и будущее - речам
совещательным.
ГЛАВА XIX
Понятие возможного и невозможного. - Что подходит под эти понятия? -
Доказательства, основанные на предположении (вероятности):
1) относительно прошедшего,
2) относительно будущего. - О большем и меньшем.
Сначала скажем о возможном и невозможном. Если одна из
противоположностей может быть или явится, то может показаться возможной и
другая противоположность, например, если возможно для человека выздороветь,
то возможно и заболеть, ибо одна и та же возможность (способность) относится
к противоположностям, в чем они и противоположны. И если возможно одно
подобное, то и другое подобное ему [возможно]. И если возможно более
трудное, то [возможно] и более легкое. И если что-нибудь может возникнуть в
хорошем и прекрасном виде, то оно вообще может возникнуть, ибо труднее быть
хорошему дому, чем дому [просто]. И конец того, начало чего может
возникнуть, [также может возникнуть], ибо ничто не возникает и не начинает
возникать из вещей невозможных, например, не может начать возникать и не
возникает соизмеримость диаметра. Возможно также начало того, конец [чего
возможен], ибо все возникает с начала. И если может возникнуть последующее
по бытию или по возникновению, то возможно и предыдущее: например, если
может возникнуть муж, [может возникнуть] и ребенок, ибо последнее возникает
раньше. И если [возможно возникнуть] ребенку, возможно и мужу, ибо первое
есть начало. [Возможно] и то, что от природы бывает предметом любви или
страсти, ибо никто по большей части не любит и не желает вещей невозможных.
И то, что бывает предметом наук и искусств, может быть, и бывает, и
возникает. [Возможно] и то, начало возникновения чего во власти тех, кого мы
можем принудить или убедить, а таковы люди, которых мы превосходим силой,
которыми мы распоряжаемся или с которыми дружны. Возможно также целое, части
которого возможны, и [по большей части возможны] части, целое которых
возможно; ибо если может возникнуть разрез, шапочка и сандалий, может
возникнуть и обувь, и если [может возникнуть] обувь, [может возникнуть] и
разрез и шапочка. И если весь род принадлежит к числу вещей возможных, то
возможен и вид, а если [возможен] вид, [возможен] и род, например, если
может возникнуть корабль, [возможна] и триира, и если [возможна] триира,
[возможен] и корабль. И если [возможна] одна из двух вещей, по своей природе
находящихся во взаимном соотношении, то [возможна] и другая из них,
например, если [возможно] двойное, то [возможна] и половина, и если
[возможна] и половина, [возможно] и двойное. И если что-нибудь может
возникнуть без искусства и приготовления, то еще более оно возможно при
помощи искусства и прилежания, отчего и сказано у Агафона:
И одно нужно делать с помощью искусства, Другое достается нам благодаря
необходимости и
судьбе.
И то, что возможно для людей более дурных, более слабых и более
неразумных, еще более [возможно] для людей противоположных, как сказал и
Исократ, что странно, если он не будет в состоянии сам изобрести то, чему
научился Евфин. Что касается невозможного, то очевидно, что оно вытекает из
противоположного сказанному.
[Доказательства того], что что-нибудь случилось, нужно выводить из
следующего. Во-первых, если случилось то, что по естественному ходу вещей
случается реже, то могло случиться и то, что [случается] чаще. И если
случилось то, что обыкновенно случается после, то случилось и предыдущее,
например, если кто-нибудь что-нибудь забыл, то некогда и научился [этому]. И
если кто-нибудь мог и желал [сделать что-нибудь], то и сделал, ибо все,
когда пожелают чего-нибудь, имея возможность [исполнить свое желание],
делают [то, чего желают], так как ничто им не мешает. Еще если [человек]
чего-нибудь желал и ничто извне ему не мешало, и если [он желал] возможного,
и если он гневался, и если мог и стремился, [то сделал], ибо по большей
части люди делают то, к чему стремятся, если только могут - негодные
вследствие своей невоздержности, а люди нравственно хорошие, потому что
желают хорошего. И если [кто-нибудь] намеревался [сделать что-нибудь], ибо
естественно что человек, намеревавшийся [сделать что-нибудь], сделал. И если
случилось что-нибудь такое, что по своей природе [бывает] раньше чего-нибудь
другого или вследствие чего-нибудь другого, например, если прогремел гром,
то сверкнула молния, и если человек сделал что-нибудь, то и попытался
сделать это. И из всех этих случаев одни имеют характер необходимости, а
другие -случающегося по большей части. А относительно того, что не
случилось, [доказательства], очевидно, черпаются из противоположного
сказанному.
Что касается того, что будет, то здесь дело очевидно из того же самого:
будет то, что для нас возможно и чего мы желаем, и то, что соответствует
нашей страсти, гневу и расчету в соединении с возможностью [сделать это], а
также то, что находится в области наших стремлений и намерений, ибо
обыкновенно больше случается то, что входит в наши намерения, чем то, что не
входит в них. И если уже случилось то, что по своей природе случается раньше
[чего-нибудь другого], например, если небо покрылось облаками, то, вероятно,
пойдет дождь. И если случилось [что-нибудь], что [всегда] бывает ради
чего-нибудь другого, например, если [воздвигнуто] основание, [будет] и дом.
Что касается великости и малости вещей, большего и меньшего и вообще великих
и малых вещей, то все это ясно для нас из ранее сказанного, ибо по поводу
речей совещательных мы говорили о величине благ и вообще о большем и
меньшем; так как соответственно каждому роду речи есть определенная цель в
виде блага, каковы понятия прекрасного и справедливого, то, очевидно, с
помощью указанных [доказательств] следует для каждого рода речи приводить
увеличения (au^nosig). Делать же помимо сказанного исследование вообще о
величине и о превосходстве значило бы говорить пустое, ибо для практики
больше значения имеют частные случаи, чем общее.
Вот что нужно сказать о возможном и невозможном, о том, случилось
что-нибудь или нет, будет или нет, а также о великости и малости вещей.
ГЛАВА XX
Пример и энтимема. - Два рода примеров, сравнения и басни (притчи). -
Как и когда следует пользоваться примерами?
Остается сказать о способах убеждения, общих для всех [случаев], раз мы
сказали о частных способах. Общие способы убеждения бывают двоякого рода:
пример и энтимема, так как изречение есть часть энтимемы. Итак скажем
сначала о примере, потому что пример подобен наведению, а наведение есть
начало.
Есть два вида примеров; один вид примера заключается в том, что
приводятся факты прежде случившиеся, другой в том, что [оратор] сам сочиняет
таковые; в последнем случае может быть, во-первых, притча, во-вторых, басня,
каковы, например, басни Эзопа и басни Ливийские. Приводить в пример факты
можно в таком роде можно сказать, что нужно готовиться к войне против
Персидского царя и не позволять ему захватить Египет, ибо и прежде Дарий
перешел [в Грецию] не прежде, чем захватил Египет, а, захватив его,
переправился Точно так же и Ксеркс двинулся [на Грецию] не прежде, чем взял
[Египет], а, взяв [его], переправился, так что и этот [то есть царствующий
ныне] переправится [в Грецию], если захватит [Египет], поэтому нельзя ему
этого позволять. Притча (сравнение) -это прием Сократа, например, если бы
кто-нибудь сказал, что не следует избирать власти по жребию, ибо это подобно
тому, как если бы кто-нибудь избирал по жребию в атлеты - не тех, кто в
состоянии состязаться, но тех, кому выпадет жребий, или из корабельщиков
избирал по жребию того, кому нужно управлять кораблем, как будто это нужно
делать не знающему человеку, а тому, кому выпадет жребий. - Басня же бывает