Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат
Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.
подобна рассказу Стисихора о Фалариде и рассказу Эзопа в защиту демагога.
Когда жители Имеры избрали Фаларида полководцем с неограниченной властью и
намеревались дать ему телохранителей, Стисихор, приведя различные доводы
[против этого], рассказал им также басню о том, как лошадь одна владела
пастбищем; когда же пришел олень и начал портить пастбище, то лошадь, желая
отомстить оленю, спросила какого-то человека, не может ли он посодействовать
ей в этом; он отвечал, что может, если возьмет узду и сам сядет на нее, с
копьем в руках. Когда лошадь согласилась на это и он сел на нее, то вместо
того, чтобы отомстить оленю, лошадь сама попала в рабство. Так и вы, сказал
Стисихор, берегитесь, как бы желая отомстить врагам, не попасть в такое же
положение, в какое попала лошадь: у вас уже есть узда, раз вы избрали
полководца с неограниченной властью; если вы еще дадите ему телохранителей и
позволите ему сесть на себя, то будете рабами Фаларида. - А Эзоп на острове
Самосе, защищая демагога, которого осуждали на смерть, рассказал, как
лисица, переправляясь через реку, попала в обрыв; не будучи в состоянии
выбраться оттуда, она долго там страдала и в нее впилось множество клещей;
еж, пробиравшийс мимо, увидев ее, сжалился над ней и спросил, не вытащить ли
из нее клещей, но она не согласилась на это и на вопрос - почему? -
отвечала: эти клещи уже полны мною и поглощают мало крови; если же ты
вытащишь этих, то явятся другие, голодные, и высосут у меня остальную кровь.
Точно так же и вам, мужи самосские, этот человек не может больше причинить
вреда, потому что он богат. Если же вы умертвите его, то явятся другие,
бедные, которые, расхищая общественное достояние, разорят вас. Басни
употребляются в народных собраниях; они имеют ту хорошую сторону, что
подыскать в прошедшем факты, подобные [данному случаю], трудно, басни же
[подыскать] легче; их следует сочинять, как и притчи, если кто может видеть
сходные черты, а это легче делать с помощью философии. Легче подыскать
[примеры] из области вымысла, но полезнее посоветовать что-нибудь, опираясь
на факты, ибо по большей части будущее подобно прошедшему.
Примерами следует пользоваться в том случае, когда не имеешь энтимем
для доказательства, ибо для того, чтобы убедить, требуется [какое-нибудь]
доказательство; когда же [энтимемы]
есть, то примерами следует пользоваться
как свидетельствами, помещая их вслед за энтимемами в виде эпилога. Если их
поставить в начале, то они походят на наведение, а риторическим речам
наведение не свойственно, за исключением немногих случаев; когда же они
помещены в конце, они походят на свидетельства, а свидетель всегда
возбуждает доверие. Поэтому необходимо бывает привести много примеров тому,
кто помещает их в начале, а кто помещает их в конце, для того достаточно
одного [примера], ибо свидетель, заслуживающий веры, бывает полезен даже в
том случае, когда он один.
Итак, мы сказали о том, сколько есть видов примеров, и как и когда
следует ими пользоваться.
ГЛАВА XXI
Определение изречения,
его отношение к энтимемам.
изречений. - Как следует пользоваться изречениями? - Две выгодные стороны,
получающиеся от употребления в речи изречений.
Что касается
употребления изречений (
того, что такое изречение, станет совершенно ясно, относительно чего, когда
и кому прилично пользоваться изречениями в речах. Изречение есть
утверждение, которое относится однако не к отдельным случаям, например, не к
тому, какой человек Ификрат, но имеет общее значение; впрочем, оно
[касается] не всех областей, (например, что "прямое противоположно
кривому"), но лишь того, около чего вращаются житейские дела; [они имеют в
виду то], что можно избирать и чего должно избегать в своей деятельности. А
так как энтимемы суть силлогизмы, касающиеся подобных вещей, то заключения и
посылки энтимем, если у них отнять форму&