Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:42, реферат
Изучение сюжетной системы романа (в дальнейшем мы, не прибегая уже к оговоркам, будем иметь в виду классический роман XIX в., оставляя в стороне как более ранние, так и более поздние формы этого жанра) связано с рядом трудностей. Роман представляется столь живым, многообразным и текучим явлением, он настолько связан с изменчивыми формами злободневной реальности, что опыты типологического изучения произведений этого жанра могут показаться заранее обреченными на неудачу. Естественным представляется вывод: сколько крупных художественных произведений в жанре романа, столько и различных сюжетов.
Последовательное вторжение одного плана в другой меняет мотивировки, показывает случайное как закономерное, а кажущееся закономерным разоблачает как «человеческий балаган».
Так, Харлов думает, что действует по своей воле, доводя ее даже до крайности своеволия. Однако на самом деле он лишь реализует волю ищущего воплотиться короля Лира. Но и действующий в Харлове Лир несвободен - он марионетка в руках вороного коня, Смерти, отменяющей все расчеты.
Проза Тургенева своим
глубинным пластом идет в ином
русле, чем ведущие тенденции
русского романа XIX в. И этот пласт
предсказывал прозу Апухтина и русских
символистов. Однако другие пласты повествовательной
прозы Тургенева не только развивались
«в русле века», но во многом были понятнее
читателю, чем сложные структуры
романов Толстого и Достоевского.
Это определило своеобразный феномен.
Тургенев читался как бы на нескольких
уровнях: одни читатели сосредоточивали
внимание на злободневном изображении
идейных конфликтов и считали
возможным «не замечать»
На самом же деле Тургенев составлял своими романами и повестями необходимое дополнение к единому и едино-различному целому, которое называется русской прозой XIX в., дорисовывая ее сюжетное пространство.