Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:51, реферат
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации: увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи.
I ВВЕДЕНИЕ
II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ
III СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ
IV Н. А. Михайличенко. Риторика
V Н. Н. Кохтев. Риторика
VI А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики
VII Программа Т. А. Ладыженской Школьная риторика, Школьная риторика для V класса
VIII Возможность использования учебников риторики в разных категориях школ
IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ
X СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мурманский государственный педагогический университет
Реферат
Эффективность школьной риторики
Мурманск
2008
Содержание
I ВВЕДЕНИЕ
II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ
III СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ
IV Н. А. Михайличенко. Риторика
V Н. Н. Кохтев. Риторика
VI А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики
VII Программа Т. А. Ладыженской Школьная риторика, Школьная риторика для V класса
VIII Возможность использования учебников риторики в разных категориях школ
IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ
X СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек заинтересован
в том, чтобы уметь говорить
правильно и хорошо, так как
это даёт возможность
В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в
практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации: увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи. Надо что-то делать, чтобы в меру
возможностей каждого
Помочь всякому, готовящемуся выступать публично, призвана РИТОРИКА - наука о
законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решал вопросы культурно – речевые. Культура речи занимает в нем не последнее место.
КУЛЬТУРА РЕЧИ - прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два
вопроса: КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО и КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО. Правильность и
коммуникативная целесообразность речи
считаются двумя ступенями
Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув в трудах
дореволюционных русских методистов 40-60-х годов, оформилась лишь во второй половине ХХ века.
РИТОРИКА в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы
построения художественно
воздействующей речи. В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики в школьную программу. Выходит ежегодно огромное количество литературы. Это привело к тому, что появились и школьные программы по этому предмету, она включена в перечень экзаменов по выбору, и, наконец, ныне действуют
утверждённые Министерством
Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО,
Н. Н. КОХТЕВА и
Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.
Современная школа стоит
перед проблемой выбора
выявления учителей, способных вести этот предмет.
II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ
Колыбелью риторики была
софистика, стремящаяся
Античная риторика занималась
организацией судебного,
эпидейктического (оценочного) красноречия. Риторика средних веков входила в тривиум наук, включавший грамматику, риторику и диалектику. ПЛАТОН, подчеркивая необходимость высокой этики оратора, замечает: “Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами, не только в судах и других общественных местах, но и в частном быту? “
АРИСТОТЕЛЬ, также неустанно выделяя нравственную основу риторики, говорит: “Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета “. Значит, не собственно убеждение в чем – либо, а поиск способов убеждения составит компетенцию риторики, приучающей человека прежде всего к речевому мышлению в психологически воздействующих и эстетически организованных формах.
Человека встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога.
Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. Общеизвестно, что уже в Древней Греции в школах, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике.
РИТОРИКА (от греческого “ритор “- оратор) одна из самых древних наук на земле. Ей
примерно 25000 лет, если принять за точку отсчета V – IV в. в. до н.э. - период расцвета риторики в Древней Греции.
Древние верили в силу слова. Риторика возникла как наука об искусной, умелой, ясной речи - устной прежде всего. ЦИЦЕРОН писал: “…сами правила
явились как свод наблюдений за приёмами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Но красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия “.Из этого высказывания ясно не только, как возникла риторика, но и то, что древние осознавали ее дидактический, обучающий, практический характер.
В античные времена
словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В разные времена в риторику
вкладывали разное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи. В современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин, включающий в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового общения.
У этой науки есть и другие названия: “ораторское искусство “, “красноречие “,
“мастерство устного публичного выступления “, “ элоквенция “. Они не совпадают
полностью.
Главным понятием риторики является оратор (от латинского ORARE - говорить) -
человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.
Слагаемыми мастерства оратора,
логическая культура, языковая культура психолого-педагогическая культура, культура
общения, техника речи.
Формирование этих качеств и составляет ПРЕДМЕТ риторики как учебной дисциплины,
поскольку, по словам ДЕМОКРИТА, “ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться “. .
РИТОРИКА в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы
построения художественно
воздействующей речи. Формы существования риторических структур сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое.
В средние века риторика
вошла в число изучаемых
многих стран, в том числе и в России.
Первым учебником риторики на русском языке было “Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия “(1743 г.) М. В. ЛОМОНОСОВА. До этого времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно-славянском языке. В этом труде говорится, что “риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…”.
. Данное определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая учит искусному - не только устному, но и письменному общению.
Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова (И. С.
Рижский, Н. Ф. Кошанский, А. С. Никольский, Е. Кари и др. ). Небезынтересно отметить, что в 1877 году вышла “Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употреблению юношества сочинённый “. В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно-ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в России: для дворян (Феоктист Мочильский) , в пользу молодых девиц (К. Глинка) , для учащихся в российских духовных училищах (А. Никольский ), военное красноречие (Я. В. Толмачёв) и др.
Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах,
риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она
вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности (где предметом изучения
становятся главным образом
художественная речь, тропы) , а затем
(конец XIX – начало XX вв.) культурой
речи (где главным предметом
Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего времени
преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная,
существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики.
Сейчас в активе риторики труды БАРТА и в целом неориторической группы “Мю “,
опубликованные на русском языке в сборнике “Общая риторика “(1986) , работы ЛОТМАНА, Б. А. УСПЕНСКОГО, в известной мере продолженные коммуникативно – лингвистические исследования БАХТИНА. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов “Об ораторском искусстве “, 1967 г. - сборник “Мастерство устной речи “, в 1978 г. появилось издание “Античные риторики “, включившие работы АРИСТОТЕЛЯ, ДЕМЕТРИЯ, ДИОНИСИЯ ГАЛИКАРНАССКОГО и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные
библиографические справочники содержатся в номерах журнала “Риторика “, издаваемом с 1995 года. Появилось и большое количество учебных пособий.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ
Как нами уже было упомянуто
ранее, в настоящее время
вводиться в программу не только специализированных школ, лицеев и гимназий, но ею
заинтересовались и
Дело в том, что все эти учебники также безнадёжно устарели, как и учебники грамматики того же периода, несмотря на то, что и в тех, и в других есть много ценного.
Повышенный интерес к
риторике неминуемо нашёл
сожалению, далеко не всю литературу можно рекомендовать в качестве обучающей для
школьников. Всё чаще она рассчитана на людей, имеющих за плечами солидный багаж знаний по этому предмету. А иногда авторы пускаются в столь туманные рассуждения, что читатель не всегда уверен в том, что сам автор до конца понимает, о чём он говорит. Первейшим критерием в подборе методической литературы должна быть ясность изложения мысли и простота в понимании не только самим автором, но и аудиторией, на которую и рассчитано учебное пособие.
Из всех учебных пособий по риторике мы отобрали следующие:
Н. А. Михайличенко. Риторика. Н. Н. Кохтев. Риторика. А. А. Мурашов. Основы
педагогической риторики. Т. А. Ладыженская. Школьная риторика. Немного расскажем о
содержании этих учебников, после чего попробуем оценить их с точки зрения пригодности для
работы в школе.
2.1. Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА
Это пособие представляет собой краткий конспект лекций по основам риторики,