Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации: увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи.

Содержание работы

I ВВЕДЕНИЕ
II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ
III СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ
IV Н. А. Михайличенко. Риторика
V Н. Н. Кохтев. Риторика
VI А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики
VII Программа Т. А. Ладыженской Школьная риторика, Школьная риторика для V класса
VIII Возможность использования учебников риторики в разных категориях школ
IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ
X СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат. Эффективность школьной риторики..doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Мурманский государственный педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

Эффективность школьной риторики

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила: студентка II курса

                                                                                                      ФФиЖ, гр. РЯЛ-2             

                                                                                                     Якоева Юлия.

                                                                                Проверила: доцент, к.ф.н.,

                                                                                                     Демидова Е.В.                                                                                                                    

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2008

 

 

Содержание

 

I ВВЕДЕНИЕ

II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ

III СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ

IV Н. А. Михайличенко. Риторика

V Н. Н. Кохтев. Риторика

VI А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики

VII Программа Т. А. Ладыженской Школьная риторика, Школьная риторика для V класса

VIII Возможность использования учебников риторики в разных категориях школ

IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ

X СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  I ВВЕДЕНИЕ

   Каждый человек заинтересован  в том, чтобы уметь говорить  правильно и хорошо, так как  это даёт возможность устанавливать  и поддерживать отношения с другими людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

  В последние годы наблюдается  растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в

практике общения людей, как  на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а  также и в деятельности средств  массовой информации: увлечение некоторых  авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи. Надо что-то делать, чтобы в меру

возможностей каждого заинтересованного  человека исправлять нежелательную  тенденцию в использовании и развитии родного языка.

   Помочь всякому, готовящемуся  выступать публично, призвана РИТОРИКА - наука о 

законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решал вопросы культурно – речевые. Культура речи занимает в нем не последнее место.

   КУЛЬТУРА РЕЧИ - прикладной  раздел языкознания, в котором рассматриваются два

вопроса: КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО  и КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО. Правильность и 

коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями овладения  литературным языком.

   Методика обучения речи  как наука, имеющая свои  закономерности, возникнув в трудах

дореволюционных русских методистов 40-60-х годов, оформилась лишь во второй половине ХХ века.

   РИТОРИКА в настоящее  время - это филологическая наука,  изучающая способы 

построения художественно выразительной, направленной и определённым образом

воздействующей речи. В настоящее  время наблюдается  тенденция к возрождению риторики в школьную программу. Выходит ежегодно огромное количество литературы. Это привело к тому, что появились и школьные программы по этому предмету, она включена в перечень экзаменов по выбору, и, наконец, ныне действуют

утверждённые Министерством Образования 3 учебника по риторике:

Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО,

Н. Н. КОХТЕВА и 

Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.

   Современная школа стоит  перед проблемой выбора программы и учебника, а также

выявления учителей, способных вести  этот предмет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ

   Колыбелью риторики была  софистика, стремящаяся убедить  кого угодно в чём угодно. А  в средневековой культуре риторикой  было отсутствие украшений на фоне всеобщего увлечения ею, т.е. речь лаконичная, точная, подчёркивающая нормативную кодифицированность.

   Античная риторика занималась  организацией судебного, политического  и 

эпидейктического (оценочного) красноречия. Риторика средних веков входила в тривиум наук, включавший грамматику, риторику и диалектику. ПЛАТОН, подчеркивая необходимость высокой этики оратора, замечает: “Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами, не только в судах и других общественных местах, но и в частном быту? “

АРИСТОТЕЛЬ, также неустанно выделяя  нравственную основу риторики, говорит: “Определим риторику как способность  находить возможные способы убеждения  относительно каждого данного предмета “. Значит, не собственно убеждение в чем – либо, а поиск способов убеждения составит компетенцию риторики, приучающей человека прежде всего к речевому мышлению в психологически воздействующих и эстетически организованных формах.

   Человека встречают и  провожают по речи. Сократ был  и уродливым, и даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога.

   Риторика как наука и  учебная дисциплина существует тысячи лет. Общеизвестно, что уже в Древней Греции в школах, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике.

   РИТОРИКА (от греческого  “ритор “- оратор) одна из самых  древних наук на земле. Ей 

примерно 25000 лет, если принять за точку отсчета V – IV в. в. до н.э. - период расцвета риторики в Древней Греции.

   Древние верили в силу  слова. Риторика возникла как  наука об искусной, умелой, ясной  речи - устной прежде всего. ЦИЦЕРОН  писал: “…сами правила 

явились как свод наблюдений за приёмами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Но красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия “.Из этого высказывания ясно не только, как возникла риторика, но и то, что древние осознавали ее дидактический, обучающий, практический характер.

   В античные времена ораторскому  искусству обучали прежде всего  как умению убеждать 

словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В разные времена  в риторику

вкладывали разное содержание. Она  рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи. В современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин, включающий в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового общения.

   У этой науки есть и  другие названия: “ораторское искусство  “, “красноречие “, 

“мастерство устного публичного выступления  “, “ элоквенция “. Они не совпадают 

полностью.

   Главным понятием риторики является оратор (от латинского ORARE - говорить) -

человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.

   Слагаемыми мастерства оратора,  по мнению М. А. МИХАЙЛИЧЕНКО, являются:

   логическая культура, языковая культура психолого-педагогическая культура, культура

общения, техника речи.

   Формирование этих качеств  и составляет ПРЕДМЕТ риторики  как учебной дисциплины,

поскольку, по словам ДЕМОКРИТА, “ни  искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться “. .

   РИТОРИКА в настоящее  время - это филологическая наука, изучающая способы

построения художественно выразительной, направленной и определённым образом 

воздействующей речи. Формы существования  риторических структур сверхфразовые  единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое.

   В средние века риторика  вошла в число изучаемых предметов  в университеты и школы 

многих стран, в том числе  и в России.

   Первым учебником риторики  на русском языке было “Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия “(1743 г.) М. В. ЛОМОНОСОВА. До этого времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно-славянском языке. В этом труде говорится, что “риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…”.

. Данное определение риторики  отражает сложившийся к тому  времени взгляд на риторику  как на науку, которая учит  искусному - не только устному,  но и письменному общению. 

   Все последующие российские  риторики писались на основе риторики Ломоносова (И. С.

Рижский, Н. Ф. Кошанский, А. С. Никольский, Е. Кари и др. ). Небезынтересно отметить, что в 1877 году вышла “Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употреблению юношества сочинённый “. В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно-ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в России: для дворян (Феоктист Мочильский) , в пользу молодых девиц (К. Глинка) , для учащихся в российских духовных училищах (А. Никольский ), военное красноречие (Я. В. Толмачёв) и др.

   Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих  других европейских странах, 

риторика подверглась резкой критике  за схоластику, схематизм, рецептурность. Она 

вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности (где предметом изучения

становятся главным образом  художественная речь, тропы) , а затем (конец XIX – начало XX вв.) культурой  речи (где главным предметом внимания становятся нормы литературного  языка) . В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая.

   Возрождение риторики началось  в середине ХХ века. Риторика  настоящего времени 

преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная,

существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики.

  Сейчас в активе риторики труды БАРТА и в целом неориторической группы “Мю “,

опубликованные на русском языке  в сборнике “Общая риторика “(1986) , работы ЛОТМАНА, Б. А. УСПЕНСКОГО, в известной мере продолженные коммуникативно – лингвистические исследования БАХТИНА. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов “Об ораторском искусстве “, 1967 г. - сборник “Мастерство устной речи “, в 1978 г. появилось издание “Античные риторики “, включившие работы АРИСТОТЕЛЯ, ДЕМЕТРИЯ, ДИОНИСИЯ ГАЛИКАРНАССКОГО и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные

библиографические справочники содержатся в номерах журнала “Риторика “, издаваемом с 1995 года. Появилось и большое количество учебных пособий.

   ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ  И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ

   Как нами уже было упомянуто  ранее, в настоящее время риторика  все чаще стала 

вводиться в программу не только специализированных школ, лицеев и гимназий, но ею

заинтересовались и общеобразовательные  школы. Возникает вопрос: может быть, следует восстановить ту риторику, которая существовала в XVIII – XIX вв., переиздать лучшие учебники, и тем  самым проблема будет решена? Это не было бы удачно найденным выходом, хотя, безусловно, переиздать популярные в своё время риторики И.С. РИЖСКОГО, А. С. НИКОЛЬСКОГО, А. Ф. МЕРЗЛЯКОВА, Н. Ф. КОШАНСКОГО, М. СПЕРАНСКОГО было бы очень полезно.

   Дело в том, что все  эти учебники также безнадёжно устарели, как и учебники грамматики того же периода, несмотря на то, что и в тех, и в других есть много ценного.

   Повышенный интерес к  риторике неминуемо нашёл отклик  во многих издательствах. К 

сожалению, далеко не всю литературу можно рекомендовать в качестве обучающей для

школьников. Всё чаще она рассчитана на людей, имеющих за плечами солидный багаж знаний по этому предмету. А иногда авторы пускаются в столь  туманные рассуждения, что читатель не всегда уверен в том, что сам  автор до конца понимает, о чём он говорит. Первейшим критерием в подборе методической литературы должна быть ясность изложения мысли и простота в понимании не только самим автором, но и аудиторией, на которую и рассчитано учебное пособие.

   Из всех учебных пособий по риторике мы отобрали следующие:

   Н. А. Михайличенко. Риторика. Н. Н. Кохтев. Риторика. А. А.  Мурашов. Основы 

педагогической риторики. Т. А. Ладыженская. Школьная риторика. Немного расскажем  о 

содержании этих учебников, после  чего попробуем оценить их с точки зрения пригодности для

работы в школе.

   2.1. Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА

   Это пособие представляет  собой краткий конспект лекций  по основам риторики,

Информация о работе Эффективность школьной риторики