Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:51, реферат
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации: увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи.
I ВВЕДЕНИЕ
II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ
III СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ
IV Н. А. Михайличенко. Риторика
V Н. Н. Кохтев. Риторика
VI А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики
VII Программа Т. А. Ладыженской Школьная риторика, Школьная риторика для V класса
VIII Возможность использования учебников риторики в разных категориях школ
IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ
X СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Автор стремится убедить учащихся в необходимости работы со словарём.
Даны практические советы
по избежанию речевых и
посвящена и нарушениям норм грамматики. Ниже в риторике приведён ряд пословиц, типа:
“Слово не стрела, а разит “, “Не говори всего, что знаешь, а знай всё, что говоришь “.
В практикуме даны
составить схему содержания главы.
ГЛАВА V. ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГЛАГОЛОМ?
Автор рассуждает о темпе речи, силе и высоте голоса, о произношении (его ясности и
чёткости) . Немного внимания уделено и дикции. Ниже предложен обширный практикум,
направленный на развитие голоса, манеры говорения, темпа, упражнения на тренировку дикции и
чёткого произношения звуков. Предложен ряд скороговорок, поделенных в соответствии с тем,
на какие звуки идёт акцент:
(б) “ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ “;
(р) “ДРОБЬЮ ПО ПЕРЕПЕЛАМ ДА ПО ТЕТЕРЕВАМ “;
(с) “У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩА, А УСИКИ “;
и др.
Ещё приведены упражнения на выражение чувств при помощи голоса. В конце главы
содержатся практические советы по работе над голосом.
ГЛАВА VI. КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ
В этой главе повествуется
о необходимости хорошей
том, зачем она нужна и по какому плану её вести. Вводя понятие “рабочий план “, автор
рассказывает и его
литературой.
Составитель учебника выводит учащимся важное правило:
РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА!
В конце главы располагается
схема подготовки к
учащиеся должны подготовить самостоятельно, сделав план и подробно расписав своё
выступление. Для большей пользы свою работу они должны и проанализировать, учтя все “+ “ и
“- “ её.
ГЛАВА VII. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ
Автор раскрывает само
понятие “композиция речи “,
разбивает речь на
подробно разбирает каждый пункт. Особое место уделено вступлению, основной задачей
которого является привлечь внимание и заинтересовать. В качестве образца приводится
множество примеров из ПЛЕХАНОВА и АНДРЕЕВА.. Не последнее место уделено и главной
части - основному содержанию выступления.
Упомянуто о главных его
логические формы изложения, объяснение; о различении аргументов и о сути самого понятия
“аргумент “.
Последнее по схеме, но не последнее по значимости в композиции место занимает
завершение речи (и тоже приведено множество классических примеров) .
Практикум: поиск логических форм изложения и из ряда примеров, нахождение известных
элементов композиции, выделение основной мысли в тексте.
И в завершении учащимся предложено составить доклад – размышление над прочитанным
и сделать собственное резюме, отталкиваясь от схем, сравнить его с авторским.
ГЛАВА VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЯ
Глава об ораторском диалоге и монологе, о их своеобразии, о языковых средствах
создания эмоциональности и оценочности в речи.
Практикум предлагает сделать своё выступление, учтя новое из прослушанной главы и
помня о работе на слушателя.
Автор возвращает учащихся
к предыдущим главам с
великих ораторов. Ещё здесь даны вопросы на определение стиля в предложениях, где могут
встретиться ошибки, предназначенные для нахождения и исправления их учащимися. Но свою
правоту нужно ещё и доказать словесно.
Читателям предлагают
выступления КЛЮЧЕВСКОГО “Евгений Онегин и его предки “.
В конце главы даются вопросы, проверяющие знание предыдущих глав, слегка
усложнённые новой темой и учащимся предлагается озвучить схему краткого содержания главы.
ГЛАВА IX. ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ
Здесь доказывается
(вновь с примерами: КОНИ, МЕТРОПОЛИТА
КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО
КЛЮЧЕВСКОГО, ПАВЛОВА) . Даны примеры использования разных типов речи.
В практикуме - задания на
определение стиля. Автор
ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НЕПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ ОРАТОРА? “
Учащимся предложено на
основании некоторых статей
над языком публичного выступления и переделать газетную статью на разговорный язык.
Резюме состоит из 3 – ёх пунктов, на основании прочитанного учащимся предлагают 4 – ый
пункт составить самостоятельно.
ГЛАВА Х. СЛОВЕСНАЯ
В главе идёт речь о
том, что такое ассоциации, как
они действуют на чувства
Перечислены типы, передающие словесную наглядность. Много внимания уделено выражению
авторской оценки, рассказу о том, что такое тропы, художественные образы, что они дают
оратору.
Вопросы этой главы направлены
на определение учащимися
пропущенные слова (эпитеты) в речи ТУРГЕНЕВА: необходимо подобрать нужные слова, а затем
сравнить с подленником.
Резюме автором лишь начато - написан 1 пункт, а остальные нужно додумать.
НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА ПРОЩАНЬЕ
Автор советует не забывать пройденное и использовать приобретённые навыки в любых
видах деятельности.
В конце пособия даны
ответы на вопросы, которые
отмечены во всей книге
значком, также приведены вопросы, которые можно поставить к каждой главе дополнительно.
СЛОВАРЬ ПРАВИЛЬНО ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЙ В ТРУДНЫХ СЛОВАХ
расположен на 8,5 страницах (733 слова) .
2.3. А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
Книга состоит из конкретных
рекомендаций по различным
коммуникативной лингвистике. Автор показывает все речевые условия, оптимизирующие
правильную правильную речь на многих её уровнях: проблемы формирования дикции, проблемы
диалога и монолога. Большое внимание уделено речевому этикету, умению полемизировать,
культуре высказываний.
Риторика Мурашова состоит из IX глав.
ОТ АВТОРА
Приведена замечательная
авторская аргументация в
риторики учащимися и
ГЛАВА I. РИТОРИКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
Основные положения главы:
Работа учителя - искусство,
и важно знать психологию
понятым.
Дидактическая риторика - дисциплина, способствующая организации и функционированию
прозаической устной речи в ходе учебного занятия.
В любом общении закономерности риторики актуальны для наиболее полного
взаимопонимания, для оптимальной коммуникации.
Автор знакомит нас с историей риторики, упоминает имена людей, на неё повлиявших.
Формирует её задачи.
ЗАДАЧИ РИТОРИКИ:
Способствовать формированию направленной и направляющей речи, а также
определённых реакций на неё со стороны слушателей. ЦЕЛЬ РИТОРИКИ -
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОВОРЯЩЕГО. Учить: А) Аргументированному
доказательству собственной
первый взгляд оскорблению достоинства собеседника; Б) Умению стоять на его позиции, чтобы
с его точки зрения рассмотреть предмет, сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув
своё утверждение, если оно неверно. Осуществлять организованное словесное и невербальное
воздействие, логически и эстетически оправданное. Формировать риторические приёмы как
средство отклонения от речевой нормы, эстетически допустимые и психологически
обусловленные. При этом важно помнить положение академика Л. В. ЩЕРБЫ: “Когда чувство
нормы воспитано у человека, тогда – то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных
отступлений от неё “. Создавать ситуации информационной и коммуникативной комфортности,
когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и общения.
Способствовать культуре монолога и диалога. Стремиться к формированию яркой и
эмоциональной речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными
потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя. Помогать
формированию индивидуальной речевой манеры говорящего. (45; 15 – 16)
Даются рекомендации к
прочитанному и упражнения на
развитие ритмико –
и стилистической зоркости.
ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ
АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И
По мнению автора, РИТОРИКА
- система функций
Отсюда следует, что каждый раз необходимо свободное восприятие информации, т.е.
творческое.
В этой главе говорится
об особенностях общения
доводы по необходимости привнесения риторики во все предметы.
Даны рекомендации к
учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку всевозможных афоризмов и
формирование собственных
ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ
Основная мысль главы
- преподавание риторики
грамотной речи.
В конце главы даны
упражнения на
синтаксические нормы.
ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ:
Культура общения - фундамент
организованного речевого
ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ
По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и правильной
организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное (речевое) дыхание.
Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные.
Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА (по ПЛУТАРХУ) .
Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми:
“Горное эхо “, “Разговор в лесу “, “Иностранец “.
Автор подчёркивает
В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и
интонаций.
ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ
Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с
асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос самоповторения, призванный
развивать память. Сюда же следует отнести и “вторичное конспектирование “.
Приводятся советы Е.
ТАРАСОВА по развитию
вербальные, так и невербальные приёмы.
В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного
текста.
ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ
Изложены следующие советы:
Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно. Выучить начало и конец лекции.
Нужно учесть возможное поведение учеников.
Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо помнить, готовясь к
уроку.
Задания
- упражнения на составление
Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ “НЕ “ (о поведении на уроках) , последнее из которых
- НЕ СТРЕМИТЕСЬ
ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ
ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Основные положения главы:
Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся риторические резервы
одновременно. Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик, который он не в
силах контролировать.
Эмоциональность и
только в присущих его личности характеристиках. Каждый учащийся должен чувствовать себя в
фокусе учительского внимания. Важно показать учащимся, что их внимание необходимо. Нужно
помнить, что молчание может быть различным. Начало всякого познания в удивлении (что было
замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ) .
Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать
процент общения, значительно снизить фактор усталости аудитории. Вот это перечень:
Активное введение
точек зрения. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки школьников,
чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться. Переход на иной род риторического
воздействия, смена частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения.
Регулирование самого времени урока, его риторического самопроявления в речи учителя и
ученика.
В конце главы делаются выводы.
ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ
Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не только учителю, но и
ученику.
Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как: