Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:51, реферат
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации: увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи.
I ВВЕДЕНИЕ
II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ
III СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ
IV Н. А. Михайличенко. Риторика
V Н. Н. Кохтев. Риторика
VI А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики
VII Программа Т. А. Ладыженской Школьная риторика, Школьная риторика для V класса
VIII Возможность использования учебников риторики в разных категориях школ
IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ
X СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
запланированная неожиданность,
проблемы, умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него риторические
вопросы и обращения к аудитории.
После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей,
на выявление “+ “ и “- “. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального
сопровождения на коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих.
ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ
Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены личности знаменитых
преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ, КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их
заслуги и упоминает об оплошностях и заблуждениях.
2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ “ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА “
Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам бы хотелось
поподробнее остановиться на самой программе этого курса. Это речевой курс современной
риторики - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В
центре его внимания - человек, который общается, - общение - обучение эффективному
общению.
Содержание предмета, характеристика программы.
В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики (I – XI классы) можно
выделить два смысловых блока:
“Общение “, соотносящееся в определённой мере с тем, что в классической риторике
называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ; “Речевые жанры “, соотносящиеся с так называемой
ЧАСТНОЙ РИТОРИКОЙ. (30; 36)
Блок “ОБЩЕНИЕ “(I – V кл.) даёт представление о том, что такое риторика, как люди
общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные и с
культурой речевого поведения (речевого этикета) .
На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения
ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его
реакции в общении.
Таким образом, основные
понятия первого блока:
ситуация, речевой этикет.
Блок” РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ “даёт представление о тексте, о таких речевых жанрах, как
личное письмо, поздравление, объявление и т.д.
Таким образом, основные понятия второго блока: текст, стили речи, речевые жанры.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом
учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов. Так,
речевой жанр “Вывески “рассматривает в связи с темой первого блока “Для чего нужна речь
“как пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей, информативной функции речи. А речевой
жанр “Скороговорки “- в связи с таким видом общения, как устное и таким свойством речи, как
темп.
Многие риторические понятия
раскрываются от класса к
ступенчатому признаку. Эта форма программы даёт возможность судить об общем объёме и
содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей того целого (риторики) ,
которое изучается на протяжении ряда лет. Осознавая эти соотношения, их преемственность и
перспективу, любой практик легко внесёт коррективы в предлагаемую программу, сокращая,
дополняя или передвигая части материала с одной ступени обучения на другу.
Проиллюстрируем высказанную мысль примером.
Таблица № 1
Понятийный компонент программы
I класс
II класс
III класс
IV класс
В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я
С помощью слов
(словесное) и жестов
(несловес - ное) .
Общение устное и
письмен - ное.
Общение в быту
(обыденное, быто- вое,
повседневное) и
общение в офи
циальной обстанов- ке
(в канцелярии школы, в
классе) (официальное)
Общение один -
на один (личное) ,) ,
один - много
((группповое, мас- ас-
совое) .
Общение для
контакта и обмена
мыслями,
информацией
(фактическое
нефактическое) .
(30; 37)
Понятийный компонент занимает
в программе ограниченное
имеет практическую направленность. Теоретические сведения включаются в той мере, в какой
это необходимо для формирования соответствующих умений и навыков (дети не должны
заучивать определения понятий) . Значительно большее место занимают так называемые
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ - типа правил, конкретных рекомендаций (“Как слушать
собеседника “, “Правила для говорящего “и т.д.) .
Главное же внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений
и навыков. Одни из них связаны с
умением анализировать и
эффективности, корректность поведения, уровень владения языком) ; другие - с умением
общаться в пределах, обозначенных в блоке “Речевые жанры “(оценивается умение
ориентироваться в ситуации, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё
коммуникативное намерение) .
Курс школьной риторики должен вызвать у учеников размышление о том, что такое
взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в современном мире владеть словом, о
том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами
эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов,
вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в программу впервые включён такой
компонент, как риторические идеи.
Выбор риторических идей учитель должен корректировать и дополнять в соответствии с
особенностями детского коллектива и своими личными воззрениями.
Таким образом, в разработанную программу включены:
риторические умения и навыки; инструментальные знания; риторические
понятия; риторические идеи.
При этом структура программы для каждого класса выглядит так: вначале
формулируются идеи, затем основные умения, которые должны быть сформулированы к концу
обучения в данном классе; затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и
инструментальных знаний.
Методы и приёмы преподавания
Курс риторики в школе - предмет сугубо практический. Если мы действительно хотим
научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно больше сами
говорить и писать. При этом большая
часть времени уделяется
письменных текстов; риторическим задачам; риторическим играм.
Риторический анализ
Что сказал говорящий (ритор) ; Что он хотел сказать; Что сказал ненамеренно.
Риторические задачи
ситуации:
кто говорит - пишет (адресант) ; кому (адресат) ; для чего - зачем (задача высказывания) ;
что - о чём (содержание высказывания) ; как (в устной или письменной форме, в каком стиле и
т.д.) ; где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно) ;
когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое а
общение, если это важно.
Учащимся предлагают войти в описанные обстоятельства и в речевую роль.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный
элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, забавнее,
смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале
программы о риторике и служат решению задач этого учебного предмета. Поэтому так важно при
их организации и определении победителя осуществлять риторический подход: чётко описывать
ситуацию, точно обозначать критерии оценки победителей.
Для проведения риторических игр может выбираться (назначаться) жюри. При
определении победителя могут использоваться карточки разных цветов, хлопки (“Кому больше
похлопаем? “) и т.п.
Вопросы организации
Урок. Начиная курс риторики с первого года обучения в школе, составители учитывали
благоприятный для развития дара слова возраст, когда дети легко впитывают образцы речи,
когда они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли. Но чтобы
уроки состоялись, учитель должен создать в классе доброжелательную обстановку, где дети
чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно. Учителю на этих уроках надо превратиться
в ритора, то есть в человека, владеющего словом.
Урок риторики имеет свою
организационную специфику.
программного материала в него включаются сквозные, необязательные на каждом уроке:
речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа
“Произнесём шёпотом, но отчётливо…” , “Задуем свечу “(для развития дыхания) ;
“Пусть сейчас прожужжит жук, комар “, “Вспомним грустные стихи. Кто начнёт? “и т. д, ;
ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных,
словообразовательных и т.п. Норм литературного языка; импровизационные задачи,
т.е. Неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную
(неподготовленную) речь.
Эти сквозные виды работ, по мнению составителей (30; 40) , обеспечивают формирование
определённых умений и навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с одного
вида деятельности на другой, снимают усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо,
легко, на интересных примерах, с использованием
различных мнемонических
стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
Уроки риторики требуют особого оснащения, чтобы было легче вводить детей в
предлагаемые обстоятельства. Но и в обычном классе можно сделать многое: посадить
учащихся так, чтобы они могли видеть друг друга. Безусловно, в классе должен быть
магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки к предмету. И,
конечно, очень результативно было бы использовать видеомагнитофон - ведь с его помощью
можно увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи
общающихся и самостоятельно сделать выводы.
Учебный комплект. В идеале учебный комплект по риторике должен включать:
1. Учебник для учащихся;
Хрестоматию для
Сборник риторических задач; Сценарий и сборник риторических задач для
компьютера; Магнитофонные записи живой речи; Фонограммы, транспоранты или
графопроекты; Видеоматериалы и др. средства общения; Книгу для учителя
(методические рекомендации) .
Важное место в этом
комплекте должны занимать
деятельности на показе этой деятельности, её анализе весьма результативно.
В настоящее время выпущены
и удачно применяются на
риторика “с I по VII класс.
Учебное время. На изучение риторики, как показывает школьная практика, отводится в I
– XI классах от одного до трёх часов в неделю - в зависимости от типа школ, уровня подготовки
учеников и ориентации школы. Усвоение риторики предполагает, что на этих уроках не бывает
молчащих, поэтому в группе должно быть не более 12 – 13 учеников. Это важное условие
обучения речи, общению.
И последнее: начатая в начальных классах работа должна иметь естественное
продолжение в старших классах. Основы этой программы разработаны, что делает возможным
представить этот предмет в целостной форме.
2.4.1. Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. “ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА “ДЛЯ V КЛАССА
Учебник создан в том
же концептуальном
редакцией Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.
В соответствии с программой здесь также выделяются две части: “Общение “, “Речевые
жанры “, но естественно, что в учебнике, заключающем курс риторики в начальной школе,
необходимо выделить ещё одну часть - “Обобщаем изученное (в I – IV классах) ” . В этом
разделе внимание четвероклассников привлекается “Ориентация в ситуации “, “Главные
признаки текста “, “Тексты и жанры “, “Этикетный репертуар “ к таким обобщённым темам, как и
др.
Начинается учебник с главы “Проверь себя “, цель которой вспомнить изученное: о том,
что изучает риторика, что такое общение, речевая ситуация, её компоненты. В главах
“Особенности говорения “, “Какой я слушатель “, “Я читатель “ дети не только повторяют
виды речевой деятельности, но и узнают, что представляют собой различные паузы в устной
речи, как важно собирать свою домашнюю библиотеку, как можно оценить себя как слушателя и
как читателя, и т.д. В V классе продолжается работа над речевыми жанрами. В главе “Знаки
вокруг нас “учащиеся
описанием (растений) , невыдуманными и выдуманными рассказами (глава “Скажи мне почему “)
. Здесь новым является понятие о типах аргументов и фактах, о вступлении и заключении в
выступлении и рассуждении. Также совершенно новым является понятие о газетных жанрах -
хронике, информационной заметке, подписи под фотографией. Линия речевого этикета