Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:51, реферат
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации: увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи.
I ВВЕДЕНИЕ
II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ
III СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ
IV Н. А. Михайличенко. Риторика
V Н. Н. Кохтев. Риторика
VI А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики
VII Программа Т. А. Ладыженской Школьная риторика, Школьная риторика для V класса
VIII Возможность использования учебников риторики в разных категориях школ
IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ
X СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
продолжается, но вводятся новые по смыслу этикетные диалоги: утешение, вежливая оценка,
запрет, улыбка.
В этом учебнике большое
место занимают задания,
поведения, разыгрывания речевой ситуации, создания речевых жанров на основе описанной
ситуации или рисунка, помещённого в учебнике. Дети любят риторические игры, и хочется, чтобы
учитель (или жюри) называл победителя, а также те критерии, с помощью которых он определил
чемпиона. И наконец, в учебнике есть компьютерные задачи и отдельно компьютерные
программы, правда, только по речевому этикету. Эта программа может использоваться для
объяснения, закрепления и повторения материала. Кадры программы содержат яркие,
красочные рисунки, на них изображены знакомые детям по книгам и мультфильмам персонажи
(Карлсон, кот Леопольд, Знайка и т.д.) . Задания сформулированы кратко (например, “Как
Карлсон здоровается с Малышом? Выбери подходящие приветствия “, что облегчает их
восприятие.
В компьютерной программе можно выделить три серии заданий:
а) приветствия разным адресатам; б) приветствия в разное время дня; в)
приветствия разной степени вежливости (с обращением, с личностным оттенком) .
Ученик получает эмоциональную оценку свой работы по каждому кадру, так как на экране
появляется лицо Риторика с выражением улыбки, удивления или грусти. Кроме того, в программе
предусмотрена оценка в виде цветовой рамки на пиктограмме с номером задания. (Зелёный
означает, что задание выполнено правильно, жёлтый - что допущена одна ошибка, красный -
что допущены две или более ошибки.) Итоговый результат работы с компьютерной программой
выдаётся в виде словесного описания (“Удачно “, “не совсем удачно “, “неудачно “) . Кроме того,
ребёнок услышит весёлую или грустную мелодию.
В программу каждого года
обучения входить учебник,
Каждый учебник начинается с предисловия, обращённого к читателям, где перечисляются
положительные стороны риторики.
На второй странице нарисованы условные обозначения, с которыми ребята постоянно
будут сталкиваться во время обучения. Это:
постановка проблемы, введение в теорию; задание после текста; сюжет видео -,
кинофрагмента; задания, связанные с прослушиванием музыки; задания по дыхательной и
речевой гимнастике; работа в парах; риторические игры.
Немного дальше - приветствие постоянных спутников учащихся, героев учебника - ОЛИ,
КОЛИ, ГРАММАТИКА, РИТОРИКА и позже появляется ЭТИКЕША.
Очень красочные учебники с изобилием иллюстраций.
Каждая глава начинается
с небольшой постановки
всевозможные задания и
Почти все задания ориентируют учащихся на деятельность, т.к. начинаются с глаголов в
повелительной форме (представьте, подумайте, ответьте, приготовьте, вспомните,
посмотрите, рассмотрите, попробуйте и т.д.) или с союзного слова (какого, как, почему, с кем и
др.)
Приведено много стихов, песен (порой с нотами) , отрывков из художественных
произведений. Обилие схем.
ИДЕИ КУРСА: Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы
наши ближние были довольны и нами, и самими собою. (Ш. де ЛАБРЮЙЕР.) (30; 57)
ОСНОВНЫЕ риторические УМЕНИЯ:
Первый тип (У – 1) .
Умение анализировать и
- взаимодействие с партнёром общения, понимание его мыслей и чувств, уместность
своего речевого поведения;
точность речи (наличие фактических ошибок) , разнообразие языковых средств,
выразительность речи (речевые находки) ; особенности речевых жанров.
Второй тип (У – 2) . Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах,
обозначенных в программе, а именно:
умение использовать
автору успешно решать основную речевую задачу; умение создавать ориентированные на
адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-
информационные жанры и т.д.
Таблица № 2
О Б Щ Е Н И Е
У – 1. Анализировать и оце- нивать свою
общительность: я очень общительный, малооб-
щительный, необщительный человек.
Общение - общительный чело- век. Твоя
общительность.
В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я
У – 1. Определить вид общения по его
основной цели (сообщить, запросить
информацию, обменяться информацией и т.д.
- поддержать контакт, общение) У – 2.
Вступать в этикетный диалог и поддерживать
его (в пределах, обозначенных в разделе
“Речевой этикет “(I – III)
Общение для контакта и общение для
сообщения информации
Р Е Ч Е В О Й Э Т И К Е Т
У – 1. Различать истинную
вежливость от показной
Что такое вежливость. Вежливая речь
(словесная вежливость) и воспитанность. Вежливо
– не- вежливо - грубо
Р Е Ч Е В А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь
У—1. Определять вид речевой
деятельности; его этапы
Говорить — писать; слушать — читать. (Что
общего в указанных парах?)
У—2. Продумывать, что нужно
сделать до говорения, чтения и т.д. (на
этапе ориентировки) , что - в процессе
говорения, чтения и т.д. (на этапе
реализации) , что после говорения, чтения
и т.п. (на этапе контроля)
Основные этапы речевой деятельности: до —
в процессе – после того, как сказал, написал,
прочитал, услышал. (Этап ориентировки и
планирования, этап реализации, этап контроля) .
У—2. Составлять опорный конспект
услышанного в форме таблицы, схемы с
использованием принятых и продуманных
символов, рисунков
Опорный конспект как кодирование
услышанного в форме таблицы, схемы с
использованием рисунков, символов
У—2. Воспроизводить по опор- ному
конспекту услышанное
У—1. Анализировать живую устную
речь, определять её особенности
Говорение. Особенности неподготовленной
(спонтанной) речи
У—1. Определять, в какой мере
устная речь подготовлена, в чём
отражается её подготовленность
У—2. Составлять опорный конспект
(как при слушании)
Опорный конспект (как при слушании)
Р Е Ч Ь П Р А В И Л Ь Н А Я И Х О Р О Ш А Я (успешная, эффективная)
У—2. Пользоваться толковым словарём
синонимов
Толковый словарь. Словарь синонимов.
Словарь языка писателей. Словарь эпитетов.
Р Е Ч Е В Ы Е Ж А Н Р Ы
У—1. Определять начальное и конечное
предложения как признаки тематического и
смыслового единства текста
Тексты. Начальное и конечное
(последнее) предложения текста как яркие
признаки смысловой цельности текста
У—2. Подбирать конечное
(завершающее) предложение к
незавершённому тексту
У—2. Создавать сжатый текст,
пользуясь способом исключения
подробностей и способом обобщения
Сжатый пересказ сказанного
собеседником в процессе обсуждения (темы,
проблемы)
У—1. Анализировать вывод (в
рассуждении) , его целесообразность
Вывод в рассуждении
У—2. Создавать к “новым” словам
словарные статьи
Словарные статьи в толковом словаре
У—2. Рассказывать весело (с юмором) о
забавных, смешных случаях из своей жизни
Речь разговорная с элементами
художественной речи. Весёлый рассказ.
У—2. Рассказывать (устно и письменно) о
памятных событиях своей жизни
Рассказ о памятных событиях своей жизни
У - 1. Определять особенности
содержания и речевого оформления писем в
газету
Газетный (публицистический) стиль
У—1. Анализировать информационную
заметку в газету, её соответствие речевой
задаче и жанровым особенностям
Информационная заметка в газе- ту.
Хроника
У—2. Создавать текст — подпись под
фотографией в газете
Подпись под фотографией в газе- те
У—2. Написать информационную
заметку в газету типа - что, где, когда и как
произошло
(30; 57 – 58)
2.5. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНИКОВ РИТОРИКИ В РАЗНЫХ
КАТЕГОРИЯХ ШКОЛ
Теперь мы попробуем дать
краткую характеристику
Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА
Это довольно неплохой учебник с хорошими заданиями, но, на наш взгляд, он написан
языком, который скорее будет понятен преподавателю, нежели учащимся. Изобилие сложных
фраз ещё не является показателем педагогической грамотности составителя учебника.
Нам не понравилось, что автор взял за определение риторики лишь одну её сторону -
ораторское искусство, т е. учебник призван готовить ораторов. Поэтому мы считаем, что курс
Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО правильнее было бы назвать " МАСТЕРСТВОМ ПУБЛИЧНОГО
ВЫСТУПЛЕНИЯ ". В таком случае, его не имеет смысла разбивать на несколько лет, а в целях
лучшего усвоения включить в программу одного года (какого - зависит от развития и
успеваемости коллектива) .
Как и указано самим
автором, этот курс можно
заведениях: гимназиях, лицеях, школах с гуманитарным профилем) , т.к. для других он будет
сложен. И в этом мы видим большой " - " составителя, потому, что уметь убеждающе говорить и
просто уверенно выражать свои мысли должны все.
Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА
" Риторика " Кохтева, как и " Риторика " Михайличенко, направлена на развитие
ораторского мастерства учащихся, при чём учащихся специализированных школ, гимназий и
лицеев. Но это более обстоятельное пособие, чем предыдущее. Теория здесь достаточно
основательно подкреплена примерами блестящими образцами красноречия. Опорные схемы - не
новый, но очень помогающий приём. Обилие разнообразных упражнений - тоже " + " пособию.
Язык " Риторики " Кохтева будет понятен учащимся, а возможная разбивка
преподавателем одной главы на уроки по количеству вопросов в ней поможет лучше
разобраться в материале.
Учебник удобен тем, что позволяет изучать ораторское искусство и самостоятельно. На
это же рассчитаны и возможные ответы на вопросы в конце пособия.
Обилие разнообразных вопросов и заданий направлено на формирование у учащихся
навыков анализа и самоанализа.
" Минус " - узконаправленность понимания риторики и круга учебных заведений, где она
может преподаваться.
А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
Это учебное пособие полностью
оправдывает своё
коммуникативной лингвистике и риторике учителям и студентам вузов (готовящимся в
учителя) . Все задания, весь материал посвящён лишь указанной выше цели.
Пособие очень ценно, тем более, что педагог - риторик может воспользоваться им как
дополнительным (в некоторых темах) , и для работы в школе, т.к. в нём немного раскрыты и
такие важные темы, как диалог и речевой этикет. (В предыдущих учебниках этого не было.)
Пособие может стать настольной книгой молодого учителя любого предмета (к чему и
стремился автор книги) .
Один из " минусов " пособия - недостаток примеров и средств наглядности.
Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. " ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА ". V КЛАСС
Учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, на наш взгляд, на сегодняшний день является самым
лучшим из всех имеющихся. Он разнопланов и разнонаправлен. Задумка авторов - серия
учебников с I – по XI класс - позволяет вырастить грамотное поколение, умеющее общаться и
вести себя, избавленное от косноязычия и слов – паразитов.
Учебник Ладыженской лёгок в усвоении. Учащиеся посредством обилия разноплановых
заданий учатся размышлять, анализировать, делать выводы, и самое главное - они учатся
говорить.
Курс Ладыженской призван воспитать в учащихся раскованность и лёгкость в общении,
научить умению говорить не только убедительно (что тоже немаловажно) , но и просто говорить
красиво.
Компьютерные игры, входящие в курс Риторики, как показывает опыт, очень нравятся
учащимся. Не только те, которые умеют обращаться с компьютером, но и те, которые в первый
раз пришли в компьютерный класс, быстро и легко включаются в работу, выполняют её с
интересом.
Экспериментальная проверка
использования компьютерных
показала их преимущества: усиливается интерес к предмету, облегчается запоминание
этикетных формул, формируется устойчивый навык, т.к. ребёнок может многократно повторить
работу с программой.
И в завершении хотим отметить, что учебник Ладыженской приятнее остальных уже и в
оформлении. Такую красочную книгу с обилием иллюстраций приятно взять в руки даже
взрослому. Этот учебник заинтересует учащихся быстрее, чем все остальные, выше отмеченные,
а это тоже немаловажно.
Чтобы картина пригодности этих учебных пособий была окончательно ясна, мы ниже
приведём график некоторых характеристик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: