Курс лекций по дисциплине "Культура речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Культура речи"

Файлы: 1 файл

Л1. Конспект лекций.doc

— 252.51 Кб (Скачать файл)

          

Конспект лекций

Раздел 1. Культура речи: аспекты и критерии

Тема 1. Язык как средство общения  

  План темы:

  1. Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи».
  2. Коммуникативно-речевая компетенция личности.
  3. Основные положения теории речевой коммуникации.

Основные  понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный акт, речевой жанр.


 

1. Цели и задачи курса «Русский  язык и культура речи»

Курс «Русский язык и культура речи» ставит перед собой следующие цели:

  • сформировать навыки правильной, богатой и выразительной речи в  соответствии с нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, грамматическими, лексическими, стилистическими);
  • научить различать стили и жанры речи и правильно пользоваться ими в практике общения.

Чтобы достичь эти  цели, необходимо:

1) научиться говорить правильно, т.е. употреблять языковые единицы в соответствии с требованиями ортологии – науки о правильности речи;

2) научиться говорить выразительно, т.е. составлять текст в соответствии с требованиями риторики – науки о выразительной речи;

3) научиться  а) выбору языковых  средств, характерных для научного  и официально-делового стилей речи; б) основным правилам создания наиболее нужных студенту и будущему специалистов текстов (рефератов, докладов, заявлений, объяснительных записок, резюме и т.п.).

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме (à  Это те качества речи, которые обеспечивают достижение цели общения при соблюдении языковых и этических норм).


Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный, этикетный. Нормативный аспект культуры речи  предполагает владение  языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в   литературной речи (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера; созвони’мся, а не созво’нимся; заведующий кафедрой, а не кафедры; согласно приказу, а не приказа; возможность предоставилась, а не представилась и др.).

Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов:   два-три-несколько   и   др.) определяет  

а)   выбор речевого жанра,     

б)  объем высказывания  и   его   вид   (монолог/диалог/полилог),

в)  приспособление речи к потребностям и возможностям адресата (его знанию предмета речи, интересам, эрудиции и т.п.).

Коммуникативный аспект культуры речи в реальной практике общения раскрывается как коммуникативные качества речи (à это те свойства речи, которые обеспечивают оптимальное общение участников коммуникации).

К коммуникативным качествам хорошей  речи относятся:

1) правильность (соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях); 2) логичность (владение логикой изложения); 3) точность (точность словоупотребления, определяется знанием предмета речи, логикой мышления, умение выбирать нужные слова для оформления мысли); 4) лаконизм (краткость и четкость выражения идеи, замысла); 5) ясность (понятность речи для адресата сообщения); 6) богатство  (количество и разнообразие языковых средств, которыми владеет говорящий); 7) выразительность (воздействие речи на адресата); 8) чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку: вульгаризмов, просторечия, жаргона, слов-паразитов); 9) уместность (выбор уместных для данной ситуации  общения языковых средств выражения).


          Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами  речевого этикета, принятыми в данном обществе. Речевой этикет – это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в  речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.).

     Итак, изучение  настоящего курса нацеливает  на практическое овладение языком как средством общения в разных сферах деятельности и прежде всего в деловой и учебно-научной. Формированию коммуникативно-речевой компетенции будущего специалиста служит главная установка курса – повысить уровень культуры  мышления и культуры речевого общения.

   

 2. Коммуникативно-речевая компетенция личности

Коммуникативная компетенция  – это владение языком, т.е. соединение знания языка с опытом речевого общения, в процессе которого личность формирует свою систему речевого поведения в различных коммуникативных событиях и ситуациях.


В состав этой системы  входит владение коммуникативными ролями (ролями говорящего и слушающего), а  также социальными ролями, речевыми стратегиями и тактиками, этическими и этикетными нормами, принятыми  в данной культуре.  

 

 

3. Основные положения теории речевой  коммуникации

Речевая коммуникация – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.


Средства передачи информации от человека к человеку  разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью внесловесных символов и знаков (например, рисунков). К средствам невербальной коммуникации относят: взгляд, мимику, жесты, движения, позы.

Модель речевой  коммуникации. В основе речевой коммуникации лежит определенная модель. Компонентами этой модели являются:

1. Отправитель  информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек.

2. Получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек.

3. Сообщение – текст в устной или письменной форме – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации (это процесс и результат порождения речи).

4. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит определенное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в определенной ситуации.

5. Обратная  связь – реакция слушающих на высказывание говорящего  составляет главный момент общения; ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации. Не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор.

Простейшая схема коммуникативеого акта (элементарной единицы речевого общения) включает:

Адресант             Адресат  

(Отправитель)      à сообщение         à   (получатель)

передача информация                  восприятие информации 


кодирование     декодирование 

контекст (или  ситуация)

В рамках речевого  акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, затем, при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки.

Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, то есть осуществляется обратная связь. Таким образом, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.

Типы речевой  коммуникации определяют по ряду признаков.

  1. Условия общения:

а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);

б) опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой тнформации).

  1. Количество участников:

а) монолог (речь одного человека);

б) диалог (речь двух людей);

в)  полилог (речь нескольких человек).

3. Цель общения:

а) информирование;

б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);

в) развлечение.

4. Характер  ситуации:

а) деловое общение (беседа, переговоры, интервью и т.п.)

а) научное общение (доклад на конференции,  лекция, дискуссия и т.п.);

б) бытовое общение (разговоры  с близкими людьми и т.п.)

Жанры  речи. На основе типовых параметров речевой ситуации формируются жанры речи в той или иной сфере общения. Речевая ситуация может включать в себя один жанр (деловая беседа) и несколько жанров (например, в ситуации праздничного застолья обычно представлены жанры тоста, разговорного рассказа, житейского разговора).

  Речевой жанр – исторически сложившийся устойчивый тип текстов (рассказ, повесть, беседа, статья, указ, очерк, репортаж и др.). Жанры характерны для монолога и диалога, для устной и письменной речи, официального и неофициального общения.


 

Вопросы и задания по теме 1:

  1. Что понимается  под понятием «культура речи»?
  2. Назовите три аспекта культуры речи. В чем они состоят?
  3. Каковы коммуникативные качества хорошей речи?
  4. Что такое коммуникативная компетенция личности?
  5. Как вы понимаете понятие «речевая коммуникация»?
  6. Опишите модель речевой коммуникации с опорой на схему  коммуникативного акта.
  7. По каким признакам определяются типы речевой коммуникации?
  8. Что такое «речевой жанр». Приведите примеры.

 

Тема 2. Культура речи и ее составляющие

             План темы:

  1. Функции языка, формы и типы речи.
  2. Нормы русского литературного языка.
  3. Русский речевой этикет.

Основные  понятия: язык/речь, функции языка,  устная/письменная речь,

языковая норма, речевая ошибка, типы норм, варианты нормы, речевой этикет.


 

  1. Функции языка, формы и типы речи

Если  язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя  только через речь.


Основными функциями  языка /речи являются:

  1. информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;
  2. коммуникативная – функция общения;
  3. экспрессивная – непосредственное выражение чувств, эмоций;
  4. эстетическая – функция воздействия;
  5. фатическая – установление контакта между участниками общения.
  6. метаязыковая – использование языка для описания предмета.

Особенности устной и письменной формы речи. Речевое общение  происходит в двух формах – устной и письменной. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное  взаимодействие. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный текст – записан на магнитофонную пленку.

В чем состоит различие устной и письменной   форм речи?  Они имеют свои характеристики, которые сводятся к особенностям средств выражения.

Устная речь (у.р.)- это звучащая речь, которая функционирует в сфере непосредственного общения людей.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (звуков речи).


 Письменная речь (п.р.) – это самостоятельная система коммуникации. Она служит средством общения людей в том случае, когда непосредственное общение невозможно (когда они разделены пространством и временем).

Если у.р. реализуется  преимущественно в разговорном  стиле, то п.р. является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

Основные различия между  у.р и п.р. представлены в следующей  схеме

Устная речь

Письменная  речь:

О с  н о в н ы е

-  спонтанна;

- ориентирована на присут-ствие собеседника.

х а  р а к т е р и с т  и к и

- продуманна;

- ориентирована на  восприя-тие высказывания в отсут-ствие собеседника

О с  о б е н н о с т и

- неполные предложения;

- передача эмоций при  помощи интонации, мимики, жеста;

- слабая структурная оформ-ленность, допустимость по-вторений, отступлений, уточ-нений и речевых ошибок в процессе речи

языкогового   выражения

- полные и в меру  необ-ходимости распространенные предложения;

- передача эмоций при  помощи знаков препинания;

- четкая структурная оформ-ленность, строгая логичность и точность изложения мыслей, отсутствие речевых ошибок


 

Типы речи. В основе устной и письменной речи лежат функционально-смысловые типы речи – определенные способы изложения, отвечающие задачам говорящего относительно представления обсуждаемого предмета. Задача статической характеристики предмета решается в описании, характеристика предмета в развитии, в динамике дается в повествовании, анализ проблемы как предмета речи – в рассуждении. Все три типа речи выработаны естественным путем в процессе развития мышления и языка. Каждый из них лежит в основе отдельных речевых жанров (ср.: построенная на описании инструкция, повествовательный жанр рассказа и научная статья, основанная на рассуждении).

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Культура речи"