Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:03, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Культура речи"
5. Учебно-научный подстиль, адресат – учащиеся, будущие специалисты, цель – изложение основ наук, передача научного знания в учебных целях (этот подстиль представлен в жанрах учебно-научной и методической литературы, словарях и др.), отличительная черта – учебно-познавательная направленность изложения, характеризующаяся простотой и доступность, изобилующая объяснениями, толкованиями, примерами, иллюстрациями, пояснениями, сравнениями.
Жанры научной литературы
Собственно-научный (академический) подстиль |
Научно-популярный подстиль |
Научно-технический подстиль |
Научно-информативный подстиль |
Учебно-научный подстиль |
1) монография, 2) статья, 3) доклад, 4) диссертация 5) рецензия, 6) отзыв |
1) очерк, 2) книга, 3) лекция, 4) статья |
техническая документация (техническая инструкция и др.) |
1) реферат, 2) аннотация, 3)патентное описание, 4)техническая инструкция, 5) словарь, 6) справочник, 7) каталог |
1) учебник, 2) словарь, 3)методическое пособие, 4) лекция |
3. Приемы
компрессии информации в
Компрессия основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации.
Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении реферата, тезисов, аннотации, рецензии, а также написании курсовой и дипломной работы.
Компрессия текста основана на трех главных приемах:
1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, содержащие основной ссмыл высказывания. Ключевые слова называют новую подтему текста.
2. Написание вторичного текста, при котором ипользуются специальные стандартные выражение (клише), раскрывающие структуру текста-первоисточника, например: Статья представляет собой обзор различных направлений…, В статье обобщается опыт…, В книге описана методика…, В работе анализируются различные подходык решению проблемы… и т.п.
3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста: 1) слова, обозначающие элементы структуры научного текста (доказательства, иллюстрация, описание, причины, условия, цели, факты, данные, примеры, сведения, обобщения, выводы и т.п.); 2) слова, характеризующие или оценивающие содержание отдельных частей текста-источника (значение, недостатки, преимущества, особенности, различия; аспекты изучения, закономерность, концепция, совокупность, соотношение, тенденции и т.п. ).
4. Вторичные (репродуктивные) научные тексты: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия
Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным.
Вторичные научные тексты составляются на основе уже имеющихся оригинальных (первичных) текстов в результате аннотирования, реферирования, рецензирования этих текстов. Вторичные тексты представляют собой описание информации текста-источника.
Текст-источник может представлять собой: 1) статью; 2) сборник статей; 3) монографию; 4) учебник; 5) газетный и журнальный материал; 6) специальные работы по теме исследования; 6) справочная научная литература (энциклопедия, словари, справочники).
Вторичными жанрами научной речи являются:
Аннотация – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи. Цель аннотации – извлечь из текста первоисточника самые необходимые, предельно краткие сведения, дающие читателю предварительное представление о незнакомой ему публикации. Аннотация служит для ориентации читателя при поиске и отборе необходимой ему информации.
Аннотация не раскрывает содержания текста-источника, а лишь информирует о существовании работы по определенной теме
Аннотация обычно включает следующие сведения:
Рецензия – это письменный анализ научного произведения, предполагающий: 1) комментирование основных положений монографии, статьи (толкование авторской мысли), выражение своего отношения к постановке проблемы); 2) обобщенную аргументированную оценку работы; 3) выводы о новизне, теоретической и практической значимости рецензируемой работы.
Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практически рекомендации по использованию материалов научного исследования (курсовой работы, дипломного проекта, диссертации).
План рецензии:
1) Предмета анализа (В работе автора рассматривается…);
2) Актуальность темы (Работа посвящена актуальной теме…; Актуальность темы обусловлена…);
3) Формулировка основного тезиса (В статье на первый план выдвигается вопрос о …;Главное положение автора сводится к следующему…)
4) Характеристика основного содержания работы.
5) Общая оценка работы (Оценивая работу в целом…; Ьезусловной заслугой автора является…);
6) Недостатки, недочеты (К недостаткам работы следует отнести…; Существенным недостатком работы является…)
7) Выводы (Работа может быть оценена положительно…; Работа заслуживает высокой (положительной) оценки и может быть рекомендована…).
Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).
Структура реферата:
1) заголовочная часть с библиографическим описанием реферируемого источника;
2) собственно реферативная часть, в которой раскрывается основная тема и проблематика источников, дается сжатое изложение наиболее важных вопросов по теме реферата;
3) выводы.
Виды рефератов. Различают несколько видов рефератов в зависимости от полноты изложения информации первоисточника, их количества и цели референта:
а) монографический реферат (отражает содержание какой-то одной работы);
б) реферат-обзор (описывает содержание нескольких работ сразу);
2) реферат-резюме;
3) реферат-доклад.
5. Составление и оформление библиографии. Цитирование
Элементы библиографического описания:
1. Заголовок описания – фамилия и инициалы автора.
2. Заглавие – название произведения.
3. Издание – сведения об
4. Выходные данные – место издания, наименование издательства и год издания.
5. Фактическое количество страниц.
Условные разделительные знаки:
1.Заголовок описания. Основное название.
2. : Другое заглавие.
3. / Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы).
4. // Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена составная часть.
5. .- Место издания.
6. : Издательство (книга).
7. . - Год издания (журнал).
8. . – Номер (журнал).
9. . – Количество страниц (в книге: - 178 с.; страницы, на которых помещена составная часть: - С. 118-123).
Библиографическое описания книги:
Автор. Основное название [Текст]: Другое название или сведения, относящиеся к названию / Автор(ы); Сведения о редакторе. – Номер издания – Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц.
Бахвалов, Н.С. Численные методы [Текст] : учеб. пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М. Кобельков ; под общ. ред. Н.И. Тихонова. – 2-е изд. – М.: Физматлит: Лаб. базовых знаний; СПб.: Нев.диалект, 2002. – 630 с.
Библиографическое описание статьи в журнале:
Автор. Название статьи [Текст] / Автор(ы) // Название периодического издания. – Год издания. – Номер выпуска. – Страницы, на которых помещена статья.
Богомолов, А.Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением [Текст] / А.Н. Богомолов, А.Л. Делицын, М.Д. Малых // Вестн. Моск. ун-та. Сер.3, Физика. Астрономия. – 2001. - № 5. – С.23-25.
Автор. Тема диссертации [Текст] : учен. Степень: номер специальности: дата защиты: дата утверждения / Автор (фамилия, имя, отчество). – Место защиты, год. – Количество страниц.
Вишняков, И.В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности [Текст] : дис. … канд. экон. наук : 08.00.13 : защищена 12.02.02: утв. 24.06.02 / Вишняков Илья Владимирович. – М., 2002. – 234 с.
Цитаты используются: а) для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник; б) для критического разбора того или иного научного труда.
Общие требования к цитированию:
1. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом и служить доказательством (подтверждением) выдвинутых автором положений.
2. Цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по цитируемому тексту (источнику).
3. Пропуск слов (предложений) при цитировании обозначается многоточием.
4. При цитировании
каждая цитата должна
Формы цитирования: | |
Точное цитирование - при точном цитировании обязательно указание источников со страницами; - все пунктуационные знаки и элементы графического оформления (курсив, разрядка и пр.) оригинального текста в цитате должны быть сохранены. |
Рассматривая комплекс вопросов, связанных с выявлением лингвистических особенностей терминологической лексики, О.В. Константинова пишет: «Функция языка науки – информационно-коммуникативная – быть средством познания действительности, средством <…> хранения, передачи информации о результатах исследовательской и практической деятельности» (Константинова 1993:131). |
Косвенное цитирование - при косвенном цитировании наблюдается передача содержания источника словами автора; - необходимо следить за сохранением сути излагаемой мысли. |
Слова, взятые из |
Вопросы и задания по теме 5:
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Культура речи"