Курс лекций по дисциплине "Культура речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Культура речи"

Файлы: 1 файл

Л1. Конспект лекций.doc

— 252.51 Кб (Скачать файл)

1) наука (научный стиль);

2) административно-правовая  (официально-деловой стиль);

3) общественно-политическая  (публицистический стиль);

4) искусство и литература (художественный стиль / язык художественной литературы);

5)  бытовая (разговорно-обиходный  стиль).

Ф. стили создаются в зависимости от целей и задач общения и различаются отбором языковых средств.

Охарактеризуем назначение, сферу употребления (жанры) и главные конструктивно-языковые особенности каждого стиля. Охарактеризовать Ф.с. - означает описать наиболее употребительные для него группы средств, которые подчиняются главному стилеобразующему (конструктивному) принципу.

Конструктивный принцип  языковой организации ф.с. соответствует проявляющемуся в нем типу мышления.

Главный принцип научного стиля – обобщенность и отвлеченность (формально-логический способ изложения).


1. Научный стиль служит  для передачи научной информации  и используется в разных жанрах  научной литературы (тезисах, научных  статьях, докладах, монографиях,  учебниках, диссертациях и др.).

2.Для научного стиля важна логичность и  доказательность изложения.

3.Данный стиль характеризуется  использованием большого количества  специальных терминов, обозначающих научные понятия.

Главный принцип официально-делового стиля – предельная точность, не допускающая разночтений.


1.Деловой стиль служит  для передачи информации в  административно-правовой сфере   и используется в заявлениях, доверенностях, деловых письмах, приказах, законах, в разной деловой документации.

2. Для делового стиля  важна четкость и неэмоциональность изложения. 

3. Данный стиль характеризуется  использованием стандартных языковых  оборотов (клише делового языка), бланков и формуляров.

Главный принцип публицистического стиля – социальная оценочность.


1. Публицистический стиль  служит не только для передачи информации, но и для воздействия на мысли и чувства людей. Он используется в СМИ, в ораторской речи (выступлениях с парламентской трибуны, на митингах и собраниях и др.).

2. Для публицистического  стиля характерна особая выразительность  и эмоциональность.

3. Оценочность публицистического  стиля проявляется: 1) в словах  с оценочной семантикой («вожак», «главарь», «псевдодемократ»); 2) в использовании фразеологии; 3) в использовании приемов ораторской речи (риторических фигур, экспрессивных синтаксических конструкций и др.)

Научный, официально-деловой  и публицистический стили предназначены для передачи достаточно сложного содержания (преимущественно в письменной форме) и используются в сфере официального общения. Их называют стилями книжно-письменной речи.

Всем книжным стилям противопоставлен разговорно-обиходный стиль.

Главный принцип разговорного стиля – связь с повседневной жизнью людей,  ситуативность (т.е. опора на контекст и ситуацию речи).


1. Разговорный стиль  служит  для передачи мыслей и чувств людей  при их неофициальном личном общении в устной диалогической форме.

2. Для разговорного  стиля  характерны неподготовленность, неполнота языкового выражения, эмоциональность.

3. Данный стиль характеризуется   такими особенностями разговорной речи как: синтаксические перебивы;  незаконченные конструкции; логические перестройки речи  «на ходу». Для него свойственна свобода в выборе языковых средств (в р.р. могут использоваться разговорные слова, жаргон и даже просторечие).

Главный принцип художественного стиля / языка художественной литературы является образная конкретизация.


1.Художественный стиль  используется в сфере литературы  и искусства и выполняет эстетическую функцию (функцию воздействия на читателя), не свойственную ни одному другому стилю.

2. Для художественного  стиля характерна опора на  все богатство национального языка, т.е. в зависимости от своей эстетической задачи  автор произведения может использовать средства любых стилей, а при необходимости и такие варианты языка, как диалекты, жаргон и просторечие (например, в речи персонажей).

2. Данный стиль характеризуется  использованием эмоционально-оценочных  и образных   средств – тропов (метафор, эпитетов, сравнений и  др.), а также использованием ритма,  рифмы, особой гармонической организации речи.

Стилеобразующие принципы определяют особенности функционирования языковых средств в том или ином стиле. Собственно речевая специфика Ф.с. проявляется в лексике, морфологии, синтаксисе, композиционной организации текста.

В каждом ф.с. можно выделить стилистически окрашенные языковые единицы, употребляющиеся только или преимущественно в данной сфере (в данном стиле). Например, в разговорном стиле – разговорная и просторечная лексика и фразеология, в научном – научная терминология и устойчивые терминологические сочетания,  в публицистическом – общественно- политическая лексика.

Таким образом, в каждом стиле создается собственная  внутристилевая система. Ф.с. отбирает из общелитературного языка прежде всего то, что соответствует его целям и задачам.

Вопросы и задания по теме 3:

  1. Назовите основные разновидности национального языка.
  2. Какие варианты н.я. не входят в литературный язык?
  3. Определите понятие «литературный язык».
  4. Каковы признаки литературного языка?
  5. Что такое «функциональный стиль»?
  6. Назовите основные сферы человеческой деятельности и функциональные стили, которые используются в этих сферах.
  7. Назовите главные конструктивный принцип и основные признаки функциональных стилей: а) научного, б) официально-делового, в) публицистического, г) художественного, д) разговорного.

 

Раздел 2. Культура деловой речи

Тема 4. Официально-деловой стиль речи как подсистема языка

План  темы:

  1. Назначение, сфера функционирования, конструктивные и языковые особенности, типология жанров официально-делового стиля речи
  2. Понятие «деловой документ» и его реквизиты.
  3. Общие правила оформления документов.
  4. Виды документов.
  5. Составление личных документов (заявления,  доверенности, расписки, объяснительной записки)

Основные  понятия: официально-деловой стиль, разновидности официально-делового  стиля, деловой документ, реквизиты документа, правила оформления документа, бланк документа, виды документов, личные документы: заявление, доверенность,  расписка, объяснительная записка.


 

  1. Назначение, сфера функционирования, конструктивные и языковые особенности официально-делового стиля речи

Официально-деловой  стиль (д.с.) – это совокупность языковых средств,  функция которых – обслуживание сферы административно-правовой деятельности. Д.с. служит для удовлетворения потребностей общества при оформлении разных актов государственной, общественно-политической и экономической жизни  страны.


Назначение д.с. – документальное оформление официально-деловых отношений, возникающих: 1) между органами государства, 2) между организациями или внутри них, 3) между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной, юридической деятельности.

К важнейшим разновидностям (подстилям) этого стиля относятся:

1) собственно официально-деловой  (канцелярский);

2) юридический (язык  законов и указов);

3) дипломатический.


Основные черты делового стиля:

1)  ясность, точность, логичность и доказательность  изложения;

2)  детальность изложения  (сопровождаемая подробной рубрикацией);

3)  четкость, строгость  формулировок (не допускающая двояких  толкований);

4) особые формы расположения материала (определяемые жанром делового документа);

5) использование стандартных речевых  формул, т.е. канцеляризмов, необходимых для удобства  общения в деловой сфере. Примеры канцеляризмов: ставим (Вас) в известность о том, что…, доводим до (Вашего) сведения; в целях оказания (технической) помощи; в соответствии с распоряжением;  ввиду срочности заказа и т.п.

6) использование терминов  и однозначных слов и словосочетаний (близких к специальной деловой терминологии). Таковы, например: постановление, резолюция (в канцелярском подстиле), истец, ответчик (в юридическом подстиле), свидетельствовать кому-л. свое глубокое уважение (в дипломатическом подстиле);

7) безличность высказывания (проявляется в употреблении глаголов  в форме третьего лица, например: предстоит сделать, надлежит выполнить, следует предложить; пассивных конструкций – возвратных глаголов и страдательных причастий, например: дело заслушивается, было заслушано, дата определена, вопрос отложен, откладывается);

8) обилие сложных конструкций:


- сложноподчиненных предложений  с союзами, передающими логические  отношения (придаточные причины,  следствия, условия),

- уточняющих конструкций  (причастных и деепричастных оборотов, вставных конструкций),

-  сложных союзов (например: вследствие того, что.., в связи с тем, что…, ввиду того, что… ) и отыменных предлогов для дифференциации смысловых отношений (типа  на предмет (получения пособия), в случае (повторного нарушения), за счет (экономических средств); конструкции с предлогом по+ предложный падеж существительного: по истечении (указанного срока), по предъявлении (документа), по завершении (ремонта), по достижении (результата).

Деловой стиль включает в себя разнообразные жанры:

-   государственных  указов, актов и постановлений,  межгосударствен-ных соглашений, дипломатической  переписки и протокола;

  • юридических законов, кодексов и уставов;
  • внутриведомственных инструкций, распоряжений и приказов;
  • ведомственной переписки, анкет и объявлений:
  • различного рода заявлений (личных, исковых, служебных), договоров, доверенностей и др.

 

  1. Понятие «деловой документ» и его реквизиты

В сфере деловой речи мы имеем дело с деловым документом, т.е. с деловой бумагой, обладающей юридической силой.


В деловом документе  используются языковые средства письменного официально-делового стиля. Деловой документ, как и научный текст, относится к информативному типу текстов (в отличие от экспрессивного типа текстов: публицистических, художественных).

Любой документ  состоит из ряда составляющих его элементов (даты, текста, подписи),  которые называются реквизитами (от лат. requisitum – требуемое, необходимое). Каждый вид документа имеет определенный набор реквизитов.


Служебный документ должен иметь  обязательные реквизиты:

1) эмблему организации; 2) наименование  организации; 3) юридический адрес организации; 4) Ф.И.О. автора документа (заявитель, проситель и др.); 5) название вида (жанра) документа (вид документа не указывается только в деловых письмах); 6) дату;7) индекс документа; 8) адресат (получатель документа – его должность, фамилия и инициалы); 9)  заголовок к тексту; 10) текст; 11) отметку о наличии приложений; 12) визы; 13) подпись; 14) печать; 15) отметку об исполнении документа и направление его в дело и др. (полный перечень документов содержит ГОСТ Р 6.30-2003). Число реквизитов бывает различным и зависит от вида и содержания документа.


В соответствии с правилами  оформления документа его содержание можно разделить на три основные части:

1. заголовочную часть (в нее входят реквизиты, расположенные до текста: эмблема организации, наименование организации, ее юридический адрес, Ф.И.О. автора документа (заявитель, проситель и др.) название вида (жанра) документа, дата, индекс документа, адресат; заголовок к тексту);

2. основную часть (реквизиты: «текст» и «приложение»);

      3. оформляющую часть (реквизиты, расположенные ниже текста и приложения, т.е.   визы, подпись, печать, отметка об исполнении документа).

 

3. Общие правила оформления документов

Стандартизация формы документа  значительной упрощает работу с массовой документацией – ее составление, оценку, обработку.

При подготовке текста должны соблюдаться следующие основные принципы:  достоверность и объективность содержания; логические, а не эмоционально-экспрессивные средства оценки ситуации и фактов; полнота информации; нейтральный, корректный (уважительный) тон изложения; деление документа на смысловые части (абзацы); соблюдение требований, предъявляемых к содержанию и форме документа типовым формуляром.


Нарушение перечисленных выше требований существенно осложняет работу с документами. Так, отсутствие в документе нужной подписи, визы, указания на должность сотрудника может лишить документ юридической силы. Неправильное расположение материала, обусловленного типовым формуляром, очень затрудняет использование документа.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Культура речи"