Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:03, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Культура речи"
1) наука (научный стиль);
2) административно-правовая (официально-деловой стиль);
3) общественно-политическая (публицистический стиль);
4) искусство и литература (художественный стиль / язык художественной литературы);
5) бытовая (разговорно-обиходный стиль).
Ф. стили создаются в зависимости от целей и задач общения и различаются отбором языковых средств.
Охарактеризуем назначение, сферу употребления (жанры) и главные конструктивно-языковые особенности каждого стиля. Охарактеризовать Ф.с. - означает описать наиболее употребительные для него группы средств, которые подчиняются главному стилеобразующему (конструктивному) принципу.
Конструктивный принцип языковой организации ф.с. соответствует проявляющемуся в нем типу мышления.
Главный принцип научного стиля – обобщенность и отвлеченность (формально-логический способ изложения).
1. Научный стиль служит
для передачи научной
2.Для научного стиля важна логичность и доказательность изложения.
3.Данный стиль
Главный принцип официально-делового стиля – предельная точность, не допускающая разночтений.
1.Деловой стиль служит
для передачи информации в
административно-правовой
2. Для делового стиля
важна четкость и неэмоциональн
3. Данный стиль характеризуется
использованием стандартных
Главный принцип публицистического стиля – социальная оценочность.
1. Публицистический стиль служит не только для передачи информации, но и для воздействия на мысли и чувства людей. Он используется в СМИ, в ораторской речи (выступлениях с парламентской трибуны, на митингах и собраниях и др.).
2. Для публицистического
стиля характерна особая
3. Оценочность публицистического стиля проявляется: 1) в словах с оценочной семантикой («вожак», «главарь», «псевдодемократ»); 2) в использовании фразеологии; 3) в использовании приемов ораторской речи (риторических фигур, экспрессивных синтаксических конструкций и др.)
Научный, официально-деловой и публицистический стили предназначены для передачи достаточно сложного содержания (преимущественно в письменной форме) и используются в сфере официального общения. Их называют стилями книжно-письменной речи.
Всем книжным стилям противопоставлен разговорно-обиходный стиль.
Главный принцип разговорного стиля – связь с повседневной жизнью людей, ситуативность (т.е. опора на контекст и ситуацию речи).
1. Разговорный стиль служит для передачи мыслей и чувств людей при их неофициальном личном общении в устной диалогической форме.
2. Для разговорного
стиля характерны
3. Данный стиль характеризуется
такими особенностями
Главный принцип художественного стиля / языка художественной литературы является образная конкретизация.
1.Художественный стиль
используется в сфере
2. Для художественного стиля характерна опора на все богатство национального языка, т.е. в зависимости от своей эстетической задачи автор произведения может использовать средства любых стилей, а при необходимости и такие варианты языка, как диалекты, жаргон и просторечие (например, в речи персонажей).
2. Данный стиль характеризуется
использованием эмоционально-
Стилеобразующие принципы определяют особенности функционирования языковых средств в том или ином стиле. Собственно речевая специфика Ф.с. проявляется в лексике, морфологии, синтаксисе, композиционной организации текста.
В каждом ф.с. можно выделить стилистически окрашенные языковые единицы, употребляющиеся только или преимущественно в данной сфере (в данном стиле). Например, в разговорном стиле – разговорная и просторечная лексика и фразеология, в научном – научная терминология и устойчивые терминологические сочетания, в публицистическом – общественно- политическая лексика.
Таким образом, в каждом стиле создается собственная внутристилевая система. Ф.с. отбирает из общелитературного языка прежде всего то, что соответствует его целям и задачам.
Вопросы и задания по теме 3:
Раздел 2. Культура деловой речи
Тема 4. Официально-деловой стиль речи как подсистема языка
План темы:
Основные понятия: официально-деловой стиль, разновидности официально-делового стиля, деловой документ, реквизиты документа, правила оформления документа, бланк документа, виды документов, личные документы: заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка.
Официально-деловой стиль (д.с.) – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы административно-правовой деятельности. Д.с. служит для удовлетворения потребностей общества при оформлении разных актов государственной, общественно-политической и экономической жизни страны.
Назначение д.с. – документальное оформление официально-деловых отношений, возникающих: 1) между органами государства, 2) между организациями или внутри них, 3) между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной, юридической деятельности.
К важнейшим разновидностям (подстилям) этого стиля относятся:
1) собственно официально-деловой (канцелярский);
2) юридический (язык законов и указов);
3) дипломатический.
Основные черты делового стиля:
1) ясность, точность, логичность и доказательность изложения;
2) детальность изложения
(сопровождаемая подробной
3) четкость, строгость формулировок (не допускающая двояких толкований);
4) особые формы расположения материала (определяемые жанром делового документа);
5) использование стандартных
6) использование терминов
и однозначных слов и словосоче
7) безличность высказывания
(проявляется в употреблении
8) обилие сложных конструкций:
- сложноподчиненных предложений
с союзами, передающими
- уточняющих конструкций (причастных и деепричастных оборотов, вставных конструкций),
- сложных союзов (например: вследствие того, что.., в связи с тем, что…, ввиду того, что… ) и отыменных предлогов для дифференциации смысловых отношений (типа на предмет (получения пособия), в случае (повторного нарушения), за счет (экономических средств); конструкции с предлогом по+ предложный падеж существительного: по истечении (указанного срока), по предъявлении (документа), по завершении (ремонта), по достижении (результата).
Деловой стиль включает в себя разнообразные жанры:
- государственных
указов, актов и постановлений,
межгосударствен-ных
В сфере деловой речи мы имеем дело с деловым документом, т.е. с деловой бумагой, обладающей юридической силой.
В деловом документе используются языковые средства письменного официально-делового стиля. Деловой документ, как и научный текст, относится к информативному типу текстов (в отличие от экспрессивного типа текстов: публицистических, художественных).
Любой документ состоит из ряда составляющих его элементов (даты, текста, подписи), которые называются реквизитами (от лат. requisitum – требуемое, необходимое). Каждый вид документа имеет определенный набор реквизитов.
Служебный документ должен иметь обязательные реквизиты:
1) эмблему организации; 2) наименование организации; 3) юридический адрес организации; 4) Ф.И.О. автора документа (заявитель, проситель и др.); 5) название вида (жанра) документа (вид документа не указывается только в деловых письмах); 6) дату;7) индекс документа; 8) адресат (получатель документа – его должность, фамилия и инициалы); 9) заголовок к тексту; 10) текст; 11) отметку о наличии приложений; 12) визы; 13) подпись; 14) печать; 15) отметку об исполнении документа и направление его в дело и др. (полный перечень документов содержит ГОСТ Р 6.30-2003). Число реквизитов бывает различным и зависит от вида и содержания документа.
В соответствии с правилами оформления документа его содержание можно разделить на три основные части:
1. заголовочную часть (в нее входят реквизиты, расположенные до текста: эмблема организации, наименование организации, ее юридический адрес, Ф.И.О. автора документа (заявитель, проситель и др.) название вида (жанра) документа, дата, индекс документа, адресат; заголовок к тексту);
2. основную часть (реквизиты: «текст» и «приложение»);
3. оформляющую часть (реквизиты, расположенные ниже текста и приложения, т.е. визы, подпись, печать, отметка об исполнении документа).
3. Общие правила оформления документов
Стандартизация формы
При подготовке текста должны соблюдаться следующие основные принципы: достоверность и объективность содержания; логические, а не эмоционально-экспрессивные средства оценки ситуации и фактов; полнота информации; нейтральный, корректный (уважительный) тон изложения; деление документа на смысловые части (абзацы); соблюдение требований, предъявляемых к содержанию и форме документа типовым формуляром.
Нарушение перечисленных выше требований существенно осложняет работу с документами. Так, отсутствие в документе нужной подписи, визы, указания на должность сотрудника может лишить документ юридической силы. Неправильное расположение материала, обусловленного типовым формуляром, очень затрудняет использование документа.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Культура речи"