Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:03, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Культура речи"
Документы должны, как
правило, оформляться на бланках, имеющих установленный комплекс обязательных
реквизитов. Требования к бланкам организационно-
Бланк документа – это лист бумаги формата А-4 или А-5 с воспроизведенными на нем реквизитами, содержащими постоянную информацию.
Каждая организация
для оформления организационно-распоря-
Обязательным элементом для общего бланка и бланка для писем является наименование организации – автора документа в полном и сокращенном виде в строгом соответствии с наименованием, зарегистрированным в установленном порядке. В наименовании используются закрепленные сокращения, например: ОАО (открытоее акционерное общество), ЗАО (закрытое акционерное общество) , ООО (общество с ограниченной ответственностью) и т.п.
На бланках для писем указываются названия реквизитов: индекс предприятия связи; почтовый и телеграфный адрес; номер телефона; номер телетайпа (абонентского телеграфа); электронный адрес; номер счета в банке и реквизиты банка; дата; индекс; ссылка на индекс и дату входящего документа. Наименование вида документа на бланке письма не указывается.
При создании документов на нескольких языках реквизиты бланка должны быть продублированы на этих языках.
4. Виды документов
По своему содержанию документы делятся на служебные и личные. Виды деловой документации можно условно разделить на три группы:
1. Деловые бумаги личного характера;
2. Служебная документация;
3. Деловая переписка.
Личные документы касаются конкретного лица и являются именными.
Деловые бумаги личного характера: заявление; доверенность (личная); объяснительная записка; расписка; автобиография; характеристика; резюме.
Служебные документы затрагивают интересы предприятия, организации.
Понятие «служебный документ» относится к сфере административно-управленческой деятельности.
По своему функциональному назначению служебные документы делятся на несколько больших групп:
- директивно-распорядительные
(постановление, решение,
- административно-
- информационно-справочные (протокол, акт, докладная записка),
- служебные и коммерческие письма,
- финансовые и учетные документы.
5. Составление личных документов (заявления, доверенности, расписки, объяснительной записки)
Заявление – документ, содержащий просьбу лица (лиц)учреждению или должностному лицу.
Реквизиты заявления: название вида документа, дата, адресат (кому), текст, подпись.
Доверенность – документ, дающий право доверенному лицу на совершение определенных действий или получение денежных (а также материальных) ценностей от имени доверителя. В доверенности фигурируют два лица: доверитель (лицо, доверяющее что-либо) и доверенное лицо (тот, кому выдана доверенность).
Реквизиты доверенности: название вида документа, дата выдачи доверенности и дата удостоверения подписи доверителя, текст, подпись доверителя и подпись должностного лица, заверяющего доверенность (т.е. удостоверяющего подпись доверителя), печать.
Реквизиты расписки: название вида документа, дата, подпись лица, давшего расписку.
Объяснительная записка - документ, излагающий должностному лицу причины нарушения трудовой (учебной) дисциплины, каких-либо социально-общественных правил(например, общежития, поведения), невыполнения задания и т.п.
Реквизиты объяснительной записки: название вида документа, дата, адресат (кому), текст, отметка о наличии приложений (если необходимо подтвердить факт, указанный в тексте, подпись.
Вопросы и задания по теме 4:
Раздел 2. Культура научной речи
Тема 5. Методология и технология научной работы.
Письменная научная коммуникация
План темы:
1. Признаки научного стиля.
2. Подстили и жанры научного стиля.
3. Приемы компрессии информации в научном тексте.
4. Вторичные (репродуктивные) научные тексты: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия.
5. Составление и оформление библиографии. Цитирование.
Основные понятия: научный стиль; стилистические черты научной речи; методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложение; разновидности (подстили) научного стиля; жанры научной литературы; приемы компрессии информации в тексте; вторичные научные тксты: тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия; элементы библиографического описания; библиографическое описание книги, статьи в журнале, диссертации; правила цитирования.
1. Признаки научного стиля
Научный стиль (н.с.) обслуживает разнообразные отрасли науки и техники, обеспечивает образовательный процесс в вузах различного профиля (гуманитарного, естественного и технического).
Научный стиль – функциональный стиль, связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления.
Главная функция н.с. – сообщение (передача) научной информации, наиболее точное, логичное и однозначное выражение мыслей в той или иной области знания.
Основная цель научного произведения – сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность.
1. Н.с. реализуется в двух формах: устной (устная научная речь) и письменной (письменная научная коммуникация). Письменная монологическая речь является основной формой научного изложения.
2. Язык научного изложения дополняется средствами графической наглядности, т.е. чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами, таблицами, рисунками и т.д.
Стилистические черты (признаки) научной речи:
Для научно-технической литературы характерно также:
- отсутствие образности, метафорических оборотов языка и эмоционально-экспрессивных средств,
- запрет на использование нелитературной лексики,
- почти полное отсутствие признаков разговорного стиля,
- широкое использование терминов, абстрактной и узкоспециальной лексики,
- использование слов в их прямом (а не переносном) значении,
- использование особых способов изложения материала (прежде всего описания и рассуждения) и методов логической организации текста.
В рамках научной сферы деятельности выработаны особые методы логической организации текста, а именно: 1) дедукция; 2) индукция; 3) проблемное изложение;
Дедукция (лат. deductio – выведение) – это движение мысли от общего к частному. Дедуктивный метод изложения материала используется тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже известного положения и закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления.
Композиция дедуктивного рассуждения:
1 этап – выдвижение тезиса (греч. thesis -положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотезы.
2 этап – основная часть рассуждения – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение.
Для доказательства тезиса применяются различные типы аргументов (лат. Argumentum – логический довод):
3 этап – выводы, предложения.
Дедуктивный метод рассуждения широко применяется в теоретических статьях, в научных дискуссиях по спорным научным вопросам, на учебных и научных семинарах.
Индукция (лат. inductio – наведение) – это движение мысли от частного к общему, от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению.
Композиция индуктивного рассуждения:
1 этап - определение цели предпринятого исследования.
2 этап - изложение накопленных фактов, анализ, сравнение и синтез полученного материала.
3 этап - на основании этого делаются выводы, устанавливаются закономерности, выявляются признаки того или иного процесса и т.п.
Индуктивное рассуждение широко используется в научных сообщениях, монографиях, курсовых и дипломных работах, диссертационных исследованиях, научно-исследовательских отчетах.
Проблемное изложение предполагает постановку определенной последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно придти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей.
Проблемное изложение является разновидностью индуктивного метода рассуждения. В ходе лекции, доклада, в тексте монографии, статьи, дипломного проекта, диссертации автор формулирует ту или иную проблему и предлагает ряд возможных путей ее решения. Наиболее оптимальные из них подвергаются в исследовании подробному анализу (вскрываются внутренние противоречия проблемы, высказываются предположения и опровергаются возможные возражения), и таким образом демонстрируется процесс решения этой проблемы.
2. Подстили и жанры научной речи
В рамках научной литературы в зависимости от характера адресата и целей общения сформировались следующие подстили:
1. Собственно
научный (академический)
2. Научно-популярный подстиль, адресат - широкие слои населения, цель – повышение общего культурного уровня массового читателя, популяризация научного знания (данный подстиль применяется в научно-популярных статьях, книгах, лекциях и др.); отличительная черта - изложение научных данных в доступной и занимательной форме, использование элементов художественного и публицистического изложения.
3. Научно-технический подстиль, адресат - специалисты в области технических наук и технологии производства, цель – применение достижений фундаментальной науки в практике (данный подстиль распространен, в частности, в технической документации: например, в технических инструкциях); отличительная черта – использование элементов делового стиля в предписаниях, характеризующих течение технологического процесса, использование оборудования и веществ (составление технологических описаний, схем, технологических карт связано со строгой регламентацией деятельности технологов на производстве, отсюда - характерные черты юридической стилистики);
4. Научно-информативный (научно-деловой) подстиль, адресат - как специалист в той или иной области знания, так и широкие слои населения, цель – сообщение научной информации с максимально точным объективным описанием имеющихся фактов и правовая, юридическая защита этой информации (этот подстиль реализуется в различных патентных описаниях, в научных рефератах, аннотациях и др.); отличительная черта – использование элементов делового стиля, а именно максимальная стандартизация языковых средств (набор стандартных выражений, словесных клише, штампов, регулярное повторение одних и тех же слов, стереотипность композиции – характерные черты стилистики делового документа);
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Культура речи"