Милитарная метафора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:46, доклад

Описание работы

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в политическом словаре современных выборов получили развитие метафорические модели с концептуальными векторами жестокости, агрессивности и соперничества (война, преступный мир, спорт, мир животных и др.), отклонения от естественного для человека порядка вещей (болезнь, преступный мир, мир животных и др.).

Содержание работы

Введение………………………….………………………………………………..3
Глава 1.Понятие метафоры в современном русском языке……………………6
1.1.Когнитивный подход…………………………………………………………6
1.2.Метафорическая модель…………………………………………………….14
1.3.Классификация метафор……………….……………………………………17
1.4 Функции метафор……………………………………………………………21
Глава 2 .Миллитарные политические метафоры……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

миллитарные политические метафоры(на материале парламентских выборов) (2).docx

— 64.04 Кб (Скачать файл)

Таким образом, вслед за Л.А. Киселёвой мы можем утверждать, что  образные языковые средства могут быть объединены в полифункциональное образное языковое поле, своеобразную языковую подсистему языка. Под образными  языковыми средствами языка следует  понимать как тропы, так и другие стилистические приёмы: инверсия, повтор, аллюзия и т.п. Поднимая вопрос о  сущности полифункционального образного  поля мы, вслед за Л.А. Киселёвой, можем  рассматривать его как образное языковое поле, выделяемое на пересечении  номинативного, экспрессивного, эмоционально-оценочного и эстетического полей. Л.А. Киселёва отмечает существование полифункциональных единиц и утверждает, что они могут  входить в несколько полей  как проявление их взаимосвязи во взаимодействии полеобразующих функций. Как всякое функциональное поле, образное языковое поле есть система единиц языка. Будучи системой, оно обладает определёнными системными свойствами, которые мы, вслед за Л.А. Киселёвой  и приведём:

Образное языковое поле является открытой системой, и ему, как и  всякому функциональному полю свойственен  некий “рост".

Полифункциональное образное поле характеризуется целостностью, которая обеспечивается интеграцией  его составляющих посредством общей  для них семы - “образ”, “представление", “видение 2-х картин”, а также  взаимодействием его составляющих (различие метафор, например, по степени употребительности, по структуре и т.д.).

Выделенное полифункциональное образное поле является языковым, то есть представляет собой систему двусторонних языковых единиц, являющихся единством  содержания и формы[7, с. 46].

В нём, как и во всяком другом поле можно выделить ядро и  периферию.

Ядро образного языка  поля создают единицы, наиболее специализированные для выражения полеобразующей семы “образ", которые, как правило, являются полифункциональными. Это индивидуально-авторские  образные окказионализмы или же авторские  неологизмы, которые несут яркий  образ “представление", “видениедвух картин", содержат экспрессивную  информацию, дают кому-либо, чему-либо оценку и эстетически формируют  мысль писателя помимо их понятийного  содержания.

Периферийные единицы, по мере заглушения специализированной семы “образ” тяготеют к тому или  иному языковому полю. Например, лексические метафоры, образованные с помощью переноса, содержащие “стёршийся образ", потерявшие свою экспрессию и служащие для понимания тяготеют к номинативному показателю.

Исходя из понимания полифункционального  образа поля, можно попытаться определить и функции метафор, связывая их с  выдвижением той или иной семы, параллельно функционирующей с  семой “образ". Это, прежде всего, функция номинативная. Здесь можно  сделать попытку выделить подвиды, отмеченные ранее в лингвистической  литературе: - конкретизирующую, - обобщающую, - иллюстративную. Через эту функцию  метафора становится своеобразным инструментом познания действительности. Также можно  говорить об экспрессивной функции  метафоры, подкреплённой экспрессивными качествами самого языка, то есть особой выразительной силой языковых единиц, в частности слов и словосочетаний с метафорическим содержанием.

Следующей функцией, которую  мы выделяем, является эстетическая функция  метафор, выполняя которую языковые единицы наиболее полно должны соответствовать  своему назначению или индивидуальному  идеалу. И, наконец, четвёртая функция - эмоционально-оценочная, которая в  совокупности с двумя предыдущими  выделяется лингвистами отдельный  класс прагматических функций образных единиц языка, в данном случае метафор. Таким образом, при переводе метафор  или слов и свободных словосочетаний с метафорическим содержанием с  одного языка на другой лингвист должен руководствоваться многоаспектностью  образной информации, обусловленной  полифункциональностью образных единиц языка, в частности метафор. Так, мы подходим к вопросу об аспектах рассмотрения конституентов образного  языкового поля в плане их передачи, при переводе художественной прозы, однако, исходя из названия нашей работы, мы ограничимся рассмотрением конституентов, несущих метафорический образ.

В скользь заметим, что  выделение эстетической информации и, как следствие, эстетической функции  образных средств в ряду других функций  находится в стадии разработки. Недаром  Л.А. Киселёва считает своё обоснование  эстетического поля, его конституентов гипотезой , но гипотезой, включающейся в разрешение поставленной проблемы о специфике эстетической активности произведений искусства: “Нужны… гипотезы о природе эстетической активности искусства" .

 

Глава 2. Анализ миллитарных метафор на материалах  парламентских выборов

При анализе материала  парламентских выборов в Российской федерации  было выявлено, что борьба за голоса избирателей чаще всего метафорически концептуализируется как спортивное состязание, война и театральное представление. При рассмотрении политической ситуации в стране часто используются метафоры из  понятийных сфер "Болезнь" и "Мир животных". Рассмотрим особенности названных метафорических моделей.

Сфера-источник «Спорт».

Президентские и парламентские  выборы в России постоянно метафорически  представляются как спортивные состязания: чаще всего это соревнования на скорость преодоления определенной дистанции (гонка, марафон, забег).

Например:

Не надо говорить о президентстве  Примакова, поскольку я еще не решил, участвовать мне в гонке  или нет (Е. Примаков);  Соотношение  сил на промежуточном старте предвыборного  марафона особенных сенсаций не обещает (И. Горфинкель); А кто возглавлял список фаворитов предвыборной гонки в апреле 1999. (Г. Явлинский).

В других случаях борьба за голоса избирателей метафорически  представляются как командная игра (чаще всего это наиболее популярные в России футбол и хоккей). Например:

Как человек я не люблю  Президента. Однако как футболист  я играю с ним в одной  команде (В. Новодворская); В команде  НДР есть опытный капитан, который  не допустит своеволия: некоторые игроки уже отчислены (А. Горбунов). Борис  Николаевич до последнего сомневался: идти ли на второй срок с таким рейтингом. А на скамье запасных – ноль (А. Гамов).

 Политическая ситуация  «Выборы» нередко метафорически  представляется и как спортивное  единоборство: преимущественно, поединок  боксеров или борцов, реже –  теннисистов или шахматистов;  еще реже встречаются метафоры, относящиеся к другим видам  спорта  (стрельба, фигурное катание,  тяжелая атлетика и др.). Ср.:

Борьба во втором туре развернется  между политическими тяжеловесами (О.Вартанова). Когда появилась книга, наши оппоненты взбесились. Все это говорит о том, что мы попали в «десятку» (С. Шойгу); После выборов НДР оказался в глубоком нокауте (В. Филимонов); Долгая работа с Ельциным в областном хозяйственном аппарате действительно сделала из нынешнего губернатора закаленного политического борца (И. Белых).

К периферии рассматриваемой  сферы можно отнести настольные игры, которые далеко не все специалисты  считают спортивными (карты, домино и особенно шахматы). Например.:

Карта коммунистов бита! Надо все менять (В. Жириновский); Каждому  из тройки аутсайдеров будет уготована  участь разменной пешки, а посему жаль, что эти кандидаты будут  участвовать в чужой игре (А. Выборнов); В первой партии  получилась «рыба» – предстоит второй тур выборов (А. Сенин); Обижаться не на что: начинается самый горячий месяц, и разыгрываться  будут самые разные карты (А. Сергеев).

Как показывают приведенные (а также многие другие) примеры, во время политических выборов активно используются самые разнообразные фреймы из концептуальной сферы «Спорт»: перед началом выборов, как и перед началом спортивных состязаний, специалисты называют фаворитов, во время кампании обнаруживаются лидеры и аутсайдеры, а после соревнований выявляются победители и побежденные. Спортивные состязания, как и выборы, проходят по определенным правилам, а участники, их нарушающие, могут быть наказаны или полностью дисквалифицированы судьями. Выборы по партийным спискам больше напоминают командные состязания, но даже участнику президентских выборов нужна слаженная команда. 

Сфера-источник «Война»

Выборы – это главный "судный день" для политиков. В  этот день, как и в день решающей битвы, одних ожидает триумф, а  других – полное поражение. Именно поэтому избирательная кампания в современной России регулярно  метафорически моделируется как  тщательно спланированные боевые действия.

 Например:

Наступление «Яблока» пройдет  по всем фронтам (Я. Петров); Тяжелая  артиллерия лужковского «Отечества»  может сработать только во втором туре (Ю. Брусницын); Рядовые солдаты  избирательной кампании не всегда догадываются о стратегических планах своих командиров (Н. Зайков); Штаб губернатора давно  наметил стратегию избирательной  кампании (С. Буров); Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным  огнем государственных СМИ (А. Дубинин); Парламентские выборы  смертельно ранили НДР, выздоровление невозможно, и Виктору Черномырдину придется вместе с остатками своего "Дома" проситься на постой в берлогу (А. Спицын); У Чернецкого перед губернаторскими  выборами очень неудобная позиция: оставлены стратегические высоты (Д. Табашников).

Рассмотренные примеры свидетельствуют, что во время политических выборов применяются самые разнообразные фреймы из концептуальной сферы «Война»: перед началом выборов, как и перед войной, создаются арсеналы, в политических штабах готовятся стратегические планы и разрабатывается тактика будущих схваток за голоса избирателей, во время предвыборной кампании, как и в боевых действиях, используются разведка и маскировка, применяются диверсии и психические атаки, в сражениях используют мины, танки, тяжелую артиллерию и другую военную технику. Идущая на выборы политическая партия, забывая о внутренних противоречиях, выступает как своего рода армия, в составе которой выделяются генералы, офицеры и рядовые бойцы, объединенные в отряды, полки и армии. В таких битвах одни побеждают, другие терпят поражение, кто-то из бойцов получает награды, тогда как на долю других достаются только ранения и контузии. Милитарная по сфере-источнику метафора одновременно фиксирует существующее сходство между военной и избирательной кампаниями и в то же время сама сближает эти концептуальные сферы, подсказывает политические решения, что в свою очередь в той или иной мере предопределяет стратегию и тактику предвыборной борьбы.

Милитарная метафора позволяет, с одной стороны, представить  средства политической борьбы как максимально  эффективные, способные нанести  противникам решительное поражение, а с другой – обозначить отношения  внутри партий и движений как своего рода «фронтовое братство», скрепленное  тяжелыми испытаниями; в результате суровые боевые законы как бы распространяются на избирательную кампанию. В сознании наших политиков кандидаты от другой партии – это не партнеры, которые предлагают другой путь к  процветанию родной страны, а воины  враждебной армии, которую необходимо взять в плен или уничтожить. Обстановка напоминает времена средневековой  междоусобицы: самые ожесточенные битвы  ведутся между недавними союзниками, постоянно создаются причудливые  коалиции и каждый мелкий успех кажется  эпохальным событием.

Сфера-источник «Театр»

Политическая ситуация «Выборы» в современной России постоянно  метафорически представляется как  зрелищное представление различных  видов и жанров. Подобная метафора (в отличие от спортивной или миллитарной) акцентирует не жесткое противоборство, а лицемерие участников политической жизни, лживость предвыборных обещаний, предрешенность результатов избирательной кампании, наличие тайных режиссеров и сценаристов в политической жизни страны. Например:

Десять дней до выборов. Предвыборный спектакль – в полном разгаре. Продолжается действо, жанр которого трудно поддается определению:  комедия, трагедия, драма, фарс, трагикомедия –  все смешалось на сцене (Д. Никаноров). Артисты, то есть кандидаты всех мастей, сбиваются в труппы, ездят по всей стране, гастролируют (С. Образцов); Региональные выборы носят характер репетиций  накануне всероссийских избирательных   кампаний (В. Носов); А сколько бутафорских  фигур для отвлечения внимания от действительных претендентов можно включить в избирательный бюллетень (А. Выборнов).

В соответствии с рассматриваемой  моделью на политической сцене по заранее разработанным сценариям  и под руководством опытных режиссеров разыгрывались комедии, трагедии и  фарсы, в которых играли свои роли актеры (иногда по подсказке суфлеров). Иногда восторг у публики вызывали и провинциальные артисты (например, из Петербурга, Екатеринбурга и Нижнего  Новгорода), исполнявшие главные  партии в Большом театре. Но основные события разыгрывались за кулисами, или, наоборот, на больших площадях, где в массовых зрелищах иногда использовались даже танки. Трансляцию подобных шоу  вели все телеканалы, подробнейшие рецензии публиковались в газетах.

     Во многих  случаях театральная метафора  сменялась метафорой циркового  представления, и тогда на политической  арене появлялись клоуны и  фокусники, их сменяли дрессировщики,  акробаты и политические лилипуты, иногда даже привезенные из  Петербурга ученые медведи, умело  жонглирующие яблоком и способные  поставить в нужную позу даже красно-коричневую гадину. Например.:

      Некоторые  из кандидатов пытаются сделать  вид, что у них шансы на  победу велики – но это все  предвыборные фокусы (Ф. Крашенников); Люди устали от этого политического  цирка, все трюки они видят  насквозь (М. Светлова); Выборы –  это  пляски под гармошку  и акробатические этюды из  желания понравиться народу (Е.  Енин); Сегодня и ежедневно на  арене нашего политического цирка  непревзойденная команда клоунов  (А. Демидов).

Информация о работе Милитарная метафора