Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:46, доклад
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в политическом словаре современных выборов получили развитие метафорические модели с концептуальными векторами жестокости, агрессивности и соперничества (война, преступный мир, спорт, мир животных и др.), отклонения от естественного для человека порядка вещей (болезнь, преступный мир, мир животных и др.).
Введение………………………….………………………………………………..3
Глава 1.Понятие метафоры в современном русском языке……………………6
1.1.Когнитивный подход…………………………………………………………6
1.2.Метафорическая модель…………………………………………………….14
1.3.Классификация метафор……………….……………………………………17
1.4 Функции метафор……………………………………………………………21
Глава 2 .Миллитарные политические метафоры……………………………….24
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………...35
Таким образом, вслед за Л.А.
Киселёвой мы можем утверждать, что
образные языковые средства могут быть
объединены в полифункциональное образное
языковое поле, своеобразную языковую
подсистему языка. Под образными
языковыми средствами языка следует
понимать как тропы, так и другие
стилистические приёмы: инверсия, повтор,
аллюзия и т.п. Поднимая вопрос о
сущности полифункционального образного
поля мы, вслед за Л.А. Киселёвой, можем
рассматривать его как образное
языковое поле, выделяемое на пересечении
номинативного, экспрессивного, эмоционально-оценочного
и эстетического полей. Л.А. Киселёва
отмечает существование
Образное языковое поле является открытой системой, и ему, как и всякому функциональному полю свойственен некий “рост".
Полифункциональное образное поле характеризуется целостностью, которая обеспечивается интеграцией его составляющих посредством общей для них семы - “образ”, “представление", “видение 2-х картин”, а также взаимодействием его составляющих (различие метафор, например, по степени употребительности, по структуре и т.д.).
Выделенное полифункциональное образное поле является языковым, то есть представляет собой систему двусторонних языковых единиц, являющихся единством содержания и формы[7, с. 46].
В нём, как и во всяком другом поле можно выделить ядро и периферию.
Ядро образного языка поля создают единицы, наиболее специализированные для выражения полеобразующей семы “образ", которые, как правило, являются полифункциональными. Это индивидуально-авторские образные окказионализмы или же авторские неологизмы, которые несут яркий образ “представление", “видениедвух картин", содержат экспрессивную информацию, дают кому-либо, чему-либо оценку и эстетически формируют мысль писателя помимо их понятийного содержания.
Периферийные единицы, по мере заглушения специализированной семы “образ” тяготеют к тому или иному языковому полю. Например, лексические метафоры, образованные с помощью переноса, содержащие “стёршийся образ", потерявшие свою экспрессию и служащие для понимания тяготеют к номинативному показателю.
Исходя из понимания полифункционального образа поля, можно попытаться определить и функции метафор, связывая их с выдвижением той или иной семы, параллельно функционирующей с семой “образ". Это, прежде всего, функция номинативная. Здесь можно сделать попытку выделить подвиды, отмеченные ранее в лингвистической литературе: - конкретизирующую, - обобщающую, - иллюстративную. Через эту функцию метафора становится своеобразным инструментом познания действительности. Также можно говорить об экспрессивной функции метафоры, подкреплённой экспрессивными качествами самого языка, то есть особой выразительной силой языковых единиц, в частности слов и словосочетаний с метафорическим содержанием.
Следующей функцией, которую
мы выделяем, является эстетическая функция
метафор, выполняя которую языковые
единицы наиболее полно должны соответствовать
своему назначению или индивидуальному
идеалу. И, наконец, четвёртая функция
- эмоционально-оценочная, которая в
совокупности с двумя предыдущими
выделяется лингвистами отдельный
класс прагматических функций образных
единиц языка, в данном случае метафор.
Таким образом, при переводе метафор
или слов и свободных словосочетаний
с метафорическим содержанием с
одного языка на другой лингвист должен
руководствоваться
В скользь заметим, что выделение эстетической информации и, как следствие, эстетической функции образных средств в ряду других функций находится в стадии разработки. Недаром Л.А. Киселёва считает своё обоснование эстетического поля, его конституентов гипотезой , но гипотезой, включающейся в разрешение поставленной проблемы о специфике эстетической активности произведений искусства: “Нужны… гипотезы о природе эстетической активности искусства" .
Глава 2. Анализ миллитарных метафор на материалах парламентских выборов
При анализе материала
парламентских выборов в
Сфера-источник «Спорт».
Президентские и парламентские выборы в России постоянно метафорически представляются как спортивные состязания: чаще всего это соревнования на скорость преодоления определенной дистанции (гонка, марафон, забег).
Например:
Не надо говорить о президентстве Примакова, поскольку я еще не решил, участвовать мне в гонке или нет (Е. Примаков); Соотношение сил на промежуточном старте предвыборного марафона особенных сенсаций не обещает (И. Горфинкель); А кто возглавлял список фаворитов предвыборной гонки в апреле 1999. (Г. Явлинский).
В других случаях борьба за голоса избирателей метафорически представляются как командная игра (чаще всего это наиболее популярные в России футбол и хоккей). Например:
Как человек я не люблю Президента. Однако как футболист я играю с ним в одной команде (В. Новодворская); В команде НДР есть опытный капитан, который не допустит своеволия: некоторые игроки уже отчислены (А. Горбунов). Борис Николаевич до последнего сомневался: идти ли на второй срок с таким рейтингом. А на скамье запасных – ноль (А. Гамов).
Политическая ситуация
«Выборы» нередко
Борьба во втором туре развернется между политическими тяжеловесами (О.Вартанова). Когда появилась книга, наши оппоненты взбесились. Все это говорит о том, что мы попали в «десятку» (С. Шойгу); После выборов НДР оказался в глубоком нокауте (В. Филимонов); Долгая работа с Ельциным в областном хозяйственном аппарате действительно сделала из нынешнего губернатора закаленного политического борца (И. Белых).
К периферии рассматриваемой сферы можно отнести настольные игры, которые далеко не все специалисты считают спортивными (карты, домино и особенно шахматы). Например.:
Карта коммунистов бита! Надо все менять (В. Жириновский); Каждому из тройки аутсайдеров будет уготована участь разменной пешки, а посему жаль, что эти кандидаты будут участвовать в чужой игре (А. Выборнов); В первой партии получилась «рыба» – предстоит второй тур выборов (А. Сенин); Обижаться не на что: начинается самый горячий месяц, и разыгрываться будут самые разные карты (А. Сергеев).
Как показывают приведенные (а также многие другие) примеры, во время политических выборов активно используются самые разнообразные фреймы из концептуальной сферы «Спорт»: перед началом выборов, как и перед началом спортивных состязаний, специалисты называют фаворитов, во время кампании обнаруживаются лидеры и аутсайдеры, а после соревнований выявляются победители и побежденные. Спортивные состязания, как и выборы, проходят по определенным правилам, а участники, их нарушающие, могут быть наказаны или полностью дисквалифицированы судьями. Выборы по партийным спискам больше напоминают командные состязания, но даже участнику президентских выборов нужна слаженная команда.
Сфера-источник «Война»
Выборы – это главный "судный день" для политиков. В этот день, как и в день решающей битвы, одних ожидает триумф, а других – полное поражение. Именно поэтому избирательная кампания в современной России регулярно метафорически моделируется как тщательно спланированные боевые действия.
Например:
Наступление «Яблока» пройдет
по всем фронтам (Я. Петров); Тяжелая
артиллерия лужковского «Отечества»
может сработать только во втором
туре (Ю. Брусницын); Рядовые солдаты
избирательной кампании не всегда догадываются
о стратегических планах своих командиров
(Н. Зайков); Штаб губернатора давно
наметил стратегию
Рассмотренные примеры свидетельствуют, что во время политических выборов применяются самые разнообразные фреймы из концептуальной сферы «Война»: перед началом выборов, как и перед войной, создаются арсеналы, в политических штабах готовятся стратегические планы и разрабатывается тактика будущих схваток за голоса избирателей, во время предвыборной кампании, как и в боевых действиях, используются разведка и маскировка, применяются диверсии и психические атаки, в сражениях используют мины, танки, тяжелую артиллерию и другую военную технику. Идущая на выборы политическая партия, забывая о внутренних противоречиях, выступает как своего рода армия, в составе которой выделяются генералы, офицеры и рядовые бойцы, объединенные в отряды, полки и армии. В таких битвах одни побеждают, другие терпят поражение, кто-то из бойцов получает награды, тогда как на долю других достаются только ранения и контузии. Милитарная по сфере-источнику метафора одновременно фиксирует существующее сходство между военной и избирательной кампаниями и в то же время сама сближает эти концептуальные сферы, подсказывает политические решения, что в свою очередь в той или иной мере предопределяет стратегию и тактику предвыборной борьбы.
Милитарная метафора позволяет,
с одной стороны, представить
средства политической борьбы как максимально
эффективные, способные нанести
противникам решительное
Сфера-источник «Театр»
Политическая ситуация «Выборы»
в современной России постоянно
метафорически представляется как
зрелищное представление
Десять дней до выборов. Предвыборный спектакль – в полном разгаре. Продолжается действо, жанр которого трудно поддается определению: комедия, трагедия, драма, фарс, трагикомедия – все смешалось на сцене (Д. Никаноров). Артисты, то есть кандидаты всех мастей, сбиваются в труппы, ездят по всей стране, гастролируют (С. Образцов); Региональные выборы носят характер репетиций накануне всероссийских избирательных кампаний (В. Носов); А сколько бутафорских фигур для отвлечения внимания от действительных претендентов можно включить в избирательный бюллетень (А. Выборнов).
В соответствии с рассматриваемой
моделью на политической сцене по
заранее разработанным
Во многих
случаях театральная метафора
сменялась метафорой циркового
представления, и тогда на
Некоторые
из кандидатов пытаются