Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:20, доклад
Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до н. э.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. В древнем мире жили великие древние ораторы - Демосфен, Аристотель, Платон, Ксенофонт, Цицерон и другие.
Риторика — одна из самых древних
филологических наук. Она сложилась
в IV веке до Р.Х. в Греции. Главным
содержанием риторики уже в то
время была теория аргументации в
публичной речи. Великий греческий
философ и ученый Аристотель (384-322
до н. э.) определил эту науку как “способность
находить возможные способы убеждения
относительно каждого данного предмета”.
В древнем мире жили великие древние
ораторы - Демосфен, Аристотель, Платон, Ксенофонт,
Цицерон и другие. Все они отличались импровизацией
слова, в совершенстве владели техникой
речи, поражали своим искусством убеждать. Каждый оратор внес
свой вклад в развитие речи и искусства красноречия. Также, прекрасные
ораторы существовали и в России.
Первая русская риторика, так называемая риторика архиепископа Макария, появилась, очевидно, в Москве первой четверти XVII века. Следующим важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М. В. Ломоносова (1711-1765). В 1739 году выходят “Письмо о правилах российского стихотворства,” в 1748 году — “Краткое руководство к красноречию,” в 1757 году — “Российская грамматика,”. Главная особенность филологических работ М. В. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. Его филологические труды оказали значительное влияние на русскую словесность. В начале XIX в. российская риторика переживает свой подъём, особе место играет в этом: учебники словесности Н.Ф. Кошанского, А. Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, И. И. Давыдова и других авторов сформировавшие поколения образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке. В XX веке с помощью техники ораторам становятся доступны самые тонкие эмоциональные и интонационные акценты, а также воздействие на огромное количество слушателей, одномоментно, что привело к высочайшему взлету ораторского искусства.
Ораторская речь и её структура.
Ораторская речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая речь будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.
Чем выше умение использования обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он выступает перед аудиторией, должен быть хорошим актером. Готовясь к выступлению первое, что он должен сделать – определить свою основную задачу и средства, которые помогут ее осуществить. После разработки задач надо создать образ, в котором оратор предстанет перед аудиторией: манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее. К выступлению перед любой аудиторией оратор должен подготовиться.
Когда публичная речь прочитана должным образом, она волнует и возбуждает не только мысли, но и чувства человека. Оратор не должен говорить монотонно. Фразы желательно произносить с разной интонацией. Между ними необходимо делать небольшие паузы. Более длительная пауза делается, например, при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. Необходимо оратору как можно больше силы и энергии вливать буквально в каждое слово своей речи.
Одним из важнейших условий ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда будет бледна и скучна, а главное — не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Также и речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она просто быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, тогда эта речь запомнится надолго. Всегда краски и образы привносят живую струю в речь. Тогда на слушателей производится более сильное впечатление.
Структура ораторской речи
Классическая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ
1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию безальтернативно
3. Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую-то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий.
4. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного.
5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них.
ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
1. Логическое. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи
2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты.
3. Эмоциональное. Требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства.
4. Отсылочное. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации, а плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.
Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.Кратко повторяет основные мысли своей речи.
Слово – мощное орудие, с которым следует обращаться очень бережно, так как оно может не только вдохновлять на великие дела и поступки, но и привести к гибели целые народы.
Невозможно построить
Ораторское искусство в России.
Основоположником ораторского искусства в России считается Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765). Он добился того, чтобы предметы в высших учебных заведениях того времени преподавались на русском языке. Именно тогда получили распространение публичные выступления на русском языке. Мастерами публичных выступлений, которые поддерживали российское академическое ораторское искусство, были легендарные писатели Александр Герцен, Виссарион Белинский, Николай Гоголь, Михаил Салтыков-Щедрин, Владимир Короленко. Белинский сказал известную многим фразу, которая со временем превратилась в афоризм и наиболее полно передает кредо тогдашних ораторов: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». Также 19 век стал переломным периодом в сфере юриспруденции, так как в это время получило огромную популярность русское судебное красноречие. В 1864 г. состоялась судебная реформа, результатом которой было внедрение суда присяжных и адвокатуры. Теперь между представителями обвинения и защиты происходили публичные состязания в ораторском искусстве, завоевавшие немалый интерес слушателей. Судебные процессы регулярно освещались в газетах, что только способствовало популяризации и совершенствованию судебного ораторского искусства. Существовала целая плеяда талантливых судебных мастеров красноречия: В. Спасович, А.Кони, С.Андреевский, К.Арсеньев, А.Урусов, Ф.Александров, А. Пассовер, В.Жуковский, Ф.Плевако, Н. Карабчевский и пр. Судебные ораторы поднимали злободневные вопросы, которые занимали мысли и чувства обычных людей. Если же охарактеризовать мастеров красноречия в общих чертах, то можно отметить, что всем им присущи такие качества, как: искренность, гражданская смелость, общественная активность, убежденность в правоте своих идей, уважительное отношение к слову и постоянная работа над своим стилем и языком.
Андреевский Сергей Аркадьевич (1847-1918)
Очень талантливый дореволюционный адвокат. После окончания в 1869 году юридического факультета Харьковского университета был кандидатом на судебную должность при прокуратуре Харьковской судебной палаты, судебным следователем в г.Карачеве, товарищем прокурора Казанского окружного суда, где проявил себя как талантливый обвинитель.
Фёдор Никифорович Плевако (25 апреля 1842-1908)
Российский адвокат, юрист, судебный оратор.
Выступал защитником на крупных политических процессах:
Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (1879-1940)
Профессиональный революционер, партийный и государственный деятель. Генерал Гофман о Троцком: «Троцкий — хороший оратор, образованный, энергичный и циничный, создавал впечатление человека, который не остановится ни перед какими средствами, чтобы достичь того, чего хочет. Иногда я спрашивал себя, прибыл ли он вообще с намерением заключить мир, или ему была нужна трибуна, с которой он мог бы пропагандировать большевистские взгляды. Тем не менее, хотя они и стояли на переднем плане, я думаю, что он пытался прийти к соглашению, и когда Кюльманн давал достойный ответ диалектикой, то приводил его в затруднительное положение, и он перешел к использованию режиссерского хода, якобы Россия не может принять условия мира центрально-европейских стран, и он настоящим объявляет войну оконченной, и что он, наконец, завершил круг переговоров...»
Литература