Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа
Цель исследования - изучение методики словообразования на уроках русского языка и выявление приемов, направленных на обеспечение принципов преемственности и научности.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования – изучение словообразования на уроках русского языка в начальных классах на основе принципов преемственности и научности.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
- определить теоретические основы изучения словообразования в начальных классах;
- выявить возможности современных учебно-методических комплектов для формирования способов освоения элементов словообразования младших школьников;
- выявить и охарактеризовать психолингвистические особенности младших школьников в области словообразования;
Введение
3
1. Теоретические основы проблемы преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах
На уроках математики в
Психолингвистические основы словообразовательной работы с младшими школьниками
Психолого-педагогические особенности усвоения словообразования детьми младшего школьного возраста
Методика словообразовательной работы на уроках русского языка в начальной школе при реализации принципов преемственности и научности
Принципы научности и преемственности как основа методики обучения русскому языку
Анализ программ и школьных учебников по русскому языку под руководством Н.Ф.Виноградовой
Методика изучения словообразования в начальных классах
Заключение
Список литературы
Таким образом, в процессе обучения родному языку «словообразование должно быть максимально приближено к потребностям речевой практики и отражать базовую функцию данного раздела школьного курса» [] (Львова с.10). В соответствии с этим основная цель работы в области словообразования состоит не только в том, чтобы сформировать умение морфемного разбора слова, но и в развитии способности более высокого уровня: умения ориентироваться в структуре слова, мгновенно распознавая те морфемы, которые определяют ход и результат языкового анализа, направленных на решение конкретной языковой задачи.
Итак, в соответствии с традицией в начальной школе словообразовательная работа заключается в вычленении морфем, иногда и в определении значения конкретных морфем, то есть носит аналитический характер. Однако, в настоящее время, в связи с введением ФГОС НОО, ориентированного на достижение цели «научить учиться», перед педагогами ставится задача не только обучить детей проводить словообразовательный анализ, но и осуществлять словопроизводственные процессы в зависимости от изменения речевой ситуации.
Решение данной проблемы представляется возможным лишь при учете самантико-словообразовательных связей между словами в словообразовательных парах. Такие связи рассматриваются как реально существующие в процессах словопроизводства. При этом внимание учащихся акцентируется прежде всего на смысле вторичного, т.е. производного» слова в связи с его формой, а не наоборот.
Усвоение школьниками лингвистических знаний, изучение словообразования осуществляется в процессе учебной деятельности и направлено не только на приобретение этих знаний, но и на их творческое применение.
Принципы обучения - это исходные
дидактические положения, которые отражают
протекание объективных законов и закономерностей
процесса обучения и определяют его направленность
на развитие личности. В принципах
обучения раскрываются теоретические
подходы к построению учебного процесса
и управлению им. Они определяют позиции
и установки, с которыми учителя и преподаватели
подходят к организации процесса обучения
и к поиску возможностей его оптимизации.
Знание принципов обучения дает возможность
организовать учебный процесс в соответствии
с его закономерностями, обоснованно определить
цели и отобрать содержание учебного материала,
выбрать адекватные целям формы и методы
обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим
и обучаемым соблюдать этапность процесса
обучения, осуществлять взаимодействие
и сотрудничество. Поскольку принципы
обучения формулируются на основе законов
и закономерностей, то в их числе есть
такие, которые выступают общими для организации
учебного процесса во всех типах образовательных
учреждений.
Под принципами обучения обычно понимаются вытекающие из выявленных закономерностей исходные положения, реализация требований которых направлена на обеспечение эффективности учебного процесса []. В структуре основных категорий процесса обучения они следуют за закономерностями, являясь их отражением. Если закономерности обучения выражают наиболее существенные связи этого процесса, определяющие его эффективность, то принципы раскрывают то, как использовать в педагогической практике эти познанные связи.
Общие принципы дидактики осмысливаются и разрабатываются в педагогической науке уже несколько веков, начиная с ее основоположника Яна Амос Коменского. В настоящее время часть теоретиков педагогики условно разделяет их на «классические», отражающие результаты многовекового развития дидактики, и «современные», проявившиеся в образовательном процессе последних десятилетий.
К числу классических в современной отечественной педагогике наиболее часто относят принцип научности и преемственности обучения.
Применение принципа научности обучения языку предполагает сообщение учащимся только таких сведений о языке, которые прочно установились в современной лингвистической науке; освещение этих явлений в их взаимосвязанности и развитии. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом возрастных особенностей учеников (действует принцип доступности), преподносятся на занятиях без искажения и излишнего упрощения.
Кроме того, можно выделить три аспекта реализации принципа научности в обучении: 1) реализация его в учебнике (соответствие содержания учебника современному уровню науки); 2) обеспечение высокого научного уровня изложения учебного материала учителем на уроке; 3) выработка у учащихся учебно-исследовательских навыков и умений.
Реализация принципа в учебном процессе образовательного учреждения требует от педагогов выполнения следующих требований:
· учебный материал должен отвечать современным достижениям науки в изучаемой системе научного знания (история, философия, педагогика и т.д.). Вынужденное упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности, а терминология оставаться единой на протяжении всей учебы;
· необходимо знакомить учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках, проходящими дискуссиями и выдвинутыми гипотезами. Их необходимо в доступной форме знакомить с методами научного исследования и включать в самостоятельную научно-исследовательскую работу различного уровня (доклад, реферат, курсовые и дипломные работы);