Реализация принципов преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение методики словообразования на уроках русского языка и выявление приемов, направленных на обеспечение принципов преемственности и научности.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования – изучение словообразования на уроках русского языка в начальных классах на основе принципов преемственности и научности.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
- определить теоретические основы изучения словообразования в начальных классах;
- выявить возможности современных учебно-методических комплектов для формирования способов освоения элементов словообразования младших школьников;
- выявить и охарактеризовать психолингвистические особенности младших школьников в области словообразования;

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические основы проблемы преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах
На уроках математики в
Психолингвистические основы словообразовательной работы с младшими школьниками

Психолого-педагогические особенности усвоения словообразования детьми младшего школьного возраста


Методика словообразовательной работы на уроках русского языка в начальной школе при реализации принципов преемственности и научности

Принципы научности и преемственности как основа методики обучения русскому языку

Анализ программ и школьных учебников по русскому языку под руководством Н.Ф.Виноградовой
Методика изучения словообразования в начальных классах

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ РУС ЯЗЫКА.docx

— 93.37 Кб (Скачать файл)

Механизм образования форм слова и особенности грамматического значения окончания.

Окончание – это вторая морфема, с которой знакомятся ученики начальных классов. Эта значимая часть слова принимает участие в процессах формообразования. Чтобы дети осознали суть этого процесса на определенном этапе обучения, когда у школьников накопятся некоторые знания о склонении существительных, прилагательных, можно предложить такую схему:


 +




Эта схема предполагает введение понятия основы слова. Основа и окончание – это парные понятия, взаимосвязанные непосредственно, так как выделение в слове флексии неизбежно приводит к выделению основы (членимой на морфемы или равнозначной корню). «Окончание как изменяемая часть слова только потому и выделяется, что есть в слове ей противоположная – неизменяемая часть, то есть основа, и наоборот». (8)

    Эта схема является  графическим символом сути процесс  формообразования.

На определенном этапе, когда дети освоят падежи, овладеют навыками изменения существительных по падежам и числам, в качестве обобщения сведений из области формообразования может быть проведена следующая работа.

    Учитель рисует  схему. Важно, чтобы не забывалось  главное: замена окончания не  формальный механический процесс, не просто замена букв. Замена  окончаний меняет грамматический  статус слова. Вот почему эта  схема должна содержать и информацию  о значении окончания. В течение  урока эта схема может обновлять  информацию, примеры, но суть её, «образ её останется в памяти  ученика неизменной:  

 

 

                                                        а         ед.ч


      


          ой          ед.ч



         Голов      +     ами  мн.ч.



                                                           у      ед.ч


 

                                                         е        ед.ч


                                                                     

 

Эти примеры позволяют организовать анализ по схеме: от окончания к его грамматическому значению и, наоборот: от грамматического значения (заданного учителем, учениками)                к поискам окончания, которое является выразителем этой формы слова. Эта схема поможет детям лучше понять и природу нулевого окончания. Так, разбираясь со словом страна и его формами, ученики сталкиваются с необходимостью написать окончание, передающее форму множественного числа родительного падежа:


                                               ой      ед. ч.


  


стран +      ах мн. ч.


 

 ? мн. ч.


 

Оказывается, что в «квадратик» записать нечего. Окончание есть (потому что есть значение!), а буквы для его выражения (да и звука) нет. Вот таким образом – от значения окончания – можно строить работу с этим видом флексии.

    Именно в начальных  классах должно быть заложено  правильное представление о структуре  изменяемого слова. Настойчивая  подсказка учителя выделить окончание, если слово изменяемой части  речи (существительное, прилагательное, глагол), должна помочь детям понять  существующую в языке зависимость:

Если слово изменяемое (неизменяемые (пальто) нарушают эту закономерность), то обязательно в нем выделяется окончание, которое показывает на форму этого изменяемого слова;

Нужно помнить, что существует беззвучное, безгласное, «немое» окончание; его можно найти путем изменения слова (по падежам, числам…), при определении формы рассматриваемого слова, а для этого нужно знать те формы, которые образуются с помощью нулевого окончания;

Выделение окончания в слове обозначает, что оставшаяся часть является основой слова.

Таким образом, учеников начальных классов можно постепенно познакомить с простой формулой, которая отражает закономерность, действующую в русском языке:

значение окончания = форма слова.

Это означает, что, устанавливая значение окончания любого слова, мы одновременно определяем форму этого слова.

    Лучше понять эту зависимость  помогает упражнение «Расскажи  о слове…». Что, например, может третьеклассник  сказать о слове, зная только  одну морфему –ут ?  очень много сведений: глагол, I спр., буд. или наст. времени, 3-го л., мн. числа. Другими словами окончание рассказывает нам о форме слова и некоторых его грамматических признаках. Кстати, и синтаксических тоже: можно утверждать, что это слово в предложении займет место сказуемого.


    В начальных  классах для такой работы выбирают однозначные, ярко выраженные окончания, например: -ами, -ам, -ах, (существительных), -ого, -ому, -ыми, -ая (прилагательных), -ешь, -ишь, -ит, -ет, -ат (глаголов). Подобный анализ заставляет учеников вспомнить и повторить важные сведения из области морфологии, уточнить и некоторые трудные орфографические правила, связанные с написанием окончаний.

    Совершенствование  грамматических умений на основе  морфемного анализа может оказать  хорошую услугу и при изучении  вопросов синтаксиса, когда потребуется  понимание особенностей поведения  слова в составе словосочетания  или предложения.

    Приведем задания, которые  нацеливают на формирование умения  соотносить окончание с выражаемой  им формой слова.


Постройте словосочетания по схемам. Можно ли догадаться, какой частью речи будет каждое слово? Докажите.


                                ют   в                           у  ;   ая                        а ;


                                ых                                ах


   

Каким частям речи принадлежит набор окончаний каждой группы? Письменно докажите.


                                ый  ;                        его   ;                            ему .


 

 

                              ешь;                            ут ;                                 ят .



§ 3. Осознание словообразовательного значения приставок и суффиксов. Механизмы образования слов в русском языке.

    Осознание семантики суффиксов и приставок должно основываться на осмыслении различия противопоставленных в языке процессов формо- и словообразования. Следовательно, чтобы ученики начальных классов лучше осмыслили эти морфемные значения словообразующих аффиксов, стоит познакомить их с механизмом словообразования, то есть с тем, как происходит образование слов в русском языке, какие структурные и смысловые изменения в словах происходят в процессе рождения нового слова.

    Современные учебники  для начальной школы предусматривают  знакомство с элементарными сведениями  из области словообразования. Указания  на словообразующую роль приставки  и суффиксов содержатся в определениях  этих морфем: «служит для образования  слов», «с помощью приставки образуются  новые слова»…

    Этих сведений  недостаточно, чтобы, во-первых, сформировать  у учащихся представление о  приставке и суффиксе как словообразующих  морфемах; во-вторых, добиться понимания  семантической сущности процесса  образования слов в русском  языке. У школьников начальных  классов нужно заложить основы  правильного способа действия  при морфемном анализе слова, который обязательно должен опираться  на анализ словообразовательный.

   Учащиеся вторых  – третьих классов должны постепенно  подойти к осознанию  единства  трех сторон, органично сочетающихся  в каждой приставке и суффиксе: форма (обращает внимание на единообразное  написание каждой из этих морфем, не отражающее на письме фонетические  варианты этих значимых частей  слова) + значение (каждый словообразовательный  аффикс передает определенное  значение, которое отражается в  лексическом значении слова) + функция (осознание словообразующей роли  приставки и суффикса). На этой  основе трехмерного восприятия  морфемы и формируется правильный  способ анализа морфемного состава  слова.

    В процессе  формирования целостного представления  о словообразующих аффиксах, о  единстве трех сторон, сочетающихся  в каждой морфеме, важно организовать  целенаправленное наблюдение за  значением приставок и суффиксов.

     Работа со  словообразовательными значениями  должна быть подкреплена серией  тренировочных заданий, которые  нацеливают на семантическую  характеристику приставок и суффиксов. Приведем примеры подобных упражнений.

Выпишите только те слова, в которых суффикс –арь указывает на лицо («тот, кто…»).

Словарь, аптекарь, вратарь, букварь, пахарь, главарь.

образуйте и напишите слова. Докажите, что приставка и суффикс – значимые части слова.


 За-                  -ик


Об-       явиться                               парашют   -ист


По-                                                                       -изм 

В словах подземный, подводный замените приставку под- на над-. Какие изменения произойдут со слова и почему?


Образуйте от слов дом, стол слова со  значением «маленький» и «огромный». Какие суффиксы понадобились?

    Опыт показывает, что усиление семантического  аспекта в обучении (это достигается  в процессе выполнения подобных  заданий), внимание к словообразовательному  значению суффиксов и приставок  стимулируют развитие рече-мыслительной  деятельности учащихся, способствуют  пополнению их словарного запаса  новыми словами, так как «словообразовательные  элементы и их комбинации обеспечивают  почти бесконечное количество  новых слов и новых оттенков, обогащение которыми отвечает  серьезным потребностям роста  языка». (11)

    Кроме того, в  результате целенаправленной работы  со значениями суффиксов и  приставок учащихся начальных  классов запоминают графический  облик основных словообразующих  аффиксов и приближаются к  осознанию основного закона написания, заключающегося в единообразном  их оформлении на письме.

    Применение элементарного  словообразовательного разбора  на уроках в начальных классах  не усложняет, а напротив облегчает  ученикам понимание словообразующей  функции приставок и суффиксов, а значит, вооружает школьников правильным подходом к анализу состава слова: от определения значения слова к выяснению слова, от которого образовано анализируемое, к определению морфемного состава анализируемого слова.

    Мы обращаем  внимание на то, что такой подход  к морфемному анализу, освоенный  ребенком еще в начальной школе, станет прочной основой для  полноценного овладения этим  видом языкового разбора на  следующих этапах обучения русскому  языку.

    Словообразовательный  анализ, которым постепенно овладевает  ученик, становится важным средством  развития мыслительных способностей, языкового чутья, языковой догадки. Благодаря такому анализу ученики  младших классов начинают активно  усваивать лексическое богатство  родного языка.

Словообразование  существительных 
1.Образование существительных при помощи суффиксов -ик-, -чик-, -очк-,-ечк-,  -ц-. 
В первую очередь дети учатся образовывать существительные с помощью суффикса -ик- (нос - носик, рот - ротик, клюв - клювик, гвоздь - гвоздик ), а затем с суффиксами: -чик- (стул - стульчик, чемодан - чемоданчик, попугай -попугайчик, помидор- помидорчик), -очк- (ваза - вазочка, юбка-юбочка, лента-ленточка, клетка - клеточка), -ечк- (ложка - ложечка, подушка - подушечка) -ц- (дерево - деревцо, одеяло - одеяльце, зеркало - зеркальце) -иц- (кресло -креслице, платье -  платьице). 
Для образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-,-чик-,-очк-,-ечк-,-ц- традиционно используется игровое упражнение «Скажи ласково».Педагог предъявляет ребенку картинки с изображением предметов и просит их назвать. Затем ребенку демонстрируются картинки с уменьшенным изображением этих же предметов и предлагается сказать про эти предметы ласково. 
2.Образование существительных с помощью суффикса -ниц-. 
 
При образовании существительных с помощью суффикса -ниц- сначала отрабатываются словообразовательные формы без чередования звуков в основе производного слова (соус-соусница, салат-салатница), а затем словообразовательные формы с чередованием звуков в основе производного слова (песок-  песочница). 
Для обучения детей образованию существительных при помощи суффикса 
-ниц- можно использовать задание «Что для чего?». На наборном полотне размещены предметные картинки (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Ребенку предлагается назвать их. Педагог демонстрирует и называет емкости для хранения этих предметов, выделяя голосом суффикс -ниц-. Затем педагог с помощью вопросов побуждает ребенка самостоятельно назвать емкости для хранения различных  предметов. 
Усложнить это задание можно, предложив ребенку назвать и рассказать о назначении каждой емкости. Например: сахарница нужна для хранения сахара, хлебница для хранения хлеба. 
 
При возникновений проблем у детей педагог произносит начало слова, а ребенок должен закончить слово. Например: для салата нужна салат(ница). 
 
 
3. Образование существительных с помощью суффикса -инк- 
 
 
Образование существительных с помощью суффикса -инк- проходит с учетом наличия чередования звуков в основе производного слова. 
 
Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи суффикса 
 
-инк- без чередования звуков в основе производного слова (виноград-виноградинка, солома - соломинка), а затем ведется работа над формами с чередованием звуков в основе производного слова (горох - горошинка, снег -снежинка) 
 
Для обработки вышеназванных словообразовательных форм можно использовать упражнение «Измени слово» , когда педагог предлагает ребенку послушать и изменить слово по образцу: бусы - бусинка, солома - соломинка, изюм - изюминка, град - градинка. 
 
 
4. Образование существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок- 
 
Коррекционно-педогагическая работа по словообразованию с данными суффиксами осуществляется в три этапа. На первом этапе проводится работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова (лиса -лисенок, гусь -гусенок, ворона - вороненок, еж -ежонок, лось - лосенок).На втором этапе отрабатываются словообразовательные формы с чередованием звуков в основе производного слова (белка - бельчонок, волк — волчонок ,кошка - котенок, медведь -медвежонок).На третьем этапе овладевают навыками словообразования существительных с помощью суффиксов -енок- ,-онок-, в основе которых лежит замена корня производного слова (овца - ягненок, корова - -теленок, лошадь - жеребенок ,свинья - поросенок, курица - цыпленок ,собака - щенок). 
 
Для обучения детей образованию существительных при помощи суффиксов -енок-,-онок- можно использовать следующие задания 
 
«Собери семью» 
 
На столе разложены картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Педагог предлагает ребенку рассмотреть эти картинки назвать их и составить соответствующие пары. 
 
«Найди ошибки Незнайки» 
 
Педагог предлагает исправить ошибки Незнайки, который неправильно составил пары из взрослых животных и их детенышей. 
 
Словообразование прилагательных 
 
Работа по обучению образованию прилагательных организуется с учетом появления их в онтогенезе речевого развития и осуществляется в следующей последовательности: притяжательные, качественные, относительные. 
 
Образование притяжательных прилагательных 
 
При образовании притяжательных прилагательных дети сначала учатся образовывать прилагательные с помощью суффикса -ин- (папин/папина, мамин/мамина, бабушкин/бабушкина, мышиный/мышиная, гусиный/гусиная), а затем суффикса -й- без чередования звуков в основе производного слова (лисий/лисья, коровий/коровья, бараний/баранья) и -й- с чередованием звуков в основе производного слова (беличий/беличья, волчий/волчья, медвежий/медвежья). 
 
Для обучения детей образованию притяжательных прилагательных можно использовать упражнение «Угадай, кто хозяин?». Педагог предлагает детям рассмотреть, назвать предметы, изображенные на картинках, и ответить на вопросы: Чей это? Чья это? Чье это? Например: Это мамина сумка. Это лисий хвост. 
 
Образование качественных прилагательных 
 
При образовании качественных прилагательных сначала отрабатываются формы с суффиксом -и- (сильный/сильная/сильное, морозный/морозная/морозное, холодный/холодная/холодное) затем закрепляются формы с суффиксом -лив- (дождливый/дождливая дождливое, трусливый/трусливая/трусливое, заботливый/заботливая/заботливое Для обучения детей образованию качественных прилагательных можно использовать игровое упражнение «Найди ошибки Незнайки» Педагог предлагает найти и исправить ошибки Незнайки, который неправильно употребил слова в предложениях. Например: На улице идет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. 
 
Образование относительных прилагательных 
 
При образовании относительных прилагательных дети сначала учатся образовывать прилагательные с помощью суффиксов -ов-/-ев- (пух- пуховый /пуховая, малина- малиновый /малиновая, дуб- дубовый /дубовая) и -н-(картофель- картофельный /картофельная, гриб- грибной /грибная, снег-снежный /снежная) без чередования звуков в основе производного слова и с чередованием звуков в основе производного слова (снег- снежный /снежная, яблоко- яблочный /яблочная, воздух- воздушный /воздушная). Затем овладевают навыками словообразования с помощью суффиксов - енн- (солома-соломенный /соломенная, клюква- клюквенный /клюквенная), -ск- (море- 
 
морской /морская, город- городской /городская), -ян- (глина- глиняный /глиняная, лен- льняной /льняная), -ан- (кожа- кожаный /кожаная). 
 
Для обучения детей образованию относительных прилагательных можно использовать лото «Назови предмет» У педагога и детей находятся картинки с изображением различных предметов. Педагог демонстрируя карточку, называет изображенный на ней предмет и материал из которого сделан этот предмет -стакан из стекла . Дети должны найти изображение этого предмета среди их карточек, закрыть картинку фишкой и произнести словосочетание, образовав относительное прилагательное - стеклянный стакан.

Информация о работе Реализация принципов преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах