Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа
Цель исследования - изучение методики словообразования на уроках русского языка и выявление приемов, направленных на обеспечение принципов преемственности и научности.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования – изучение словообразования на уроках русского языка в начальных классах на основе принципов преемственности и научности.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
- определить теоретические основы изучения словообразования в начальных классах;
- выявить возможности современных учебно-методических комплектов для формирования способов освоения элементов словообразования младших школьников;
- выявить и охарактеризовать психолингвистические особенности младших школьников в области словообразования;
Введение
3
1. Теоретические основы проблемы преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах
На уроках математики в
Психолингвистические основы словообразовательной работы с младшими школьниками
Психолого-педагогические особенности усвоения словообразования детьми младшего школьного возраста
Методика словообразовательной работы на уроках русского языка в начальной школе при реализации принципов преемственности и научности
Принципы научности и преемственности как основа методики обучения русскому языку
Анализ программ и школьных учебников по русскому языку под руководством Н.Ф.Виноградовой
Методика изучения словообразования в начальных классах
Заключение
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998. С. 45
2. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, - М., 1998. С. 17
3. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования //Филологические науки, 1960, №2. С. 35
4. Арушанова А. Г. Речь
и речевое общение детей: Книга
для воспитателей детского
5. Баева А. И. Изучение
состояния речевых процессов
у 5—6-летних детей с общим
6. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004. С. 25
7. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы. М., 1959. С. 48
8. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., 1990. С. 52
9. Возрастная психология. Хрестоматия. //Ред. В.С, Мухина, А.А. Хвостов - М., 2000. С. 119
10. Волкова Е.Ф. Статистические
методы экспериментальной
11. Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. С. 27
13. Гончарова В.А. Нарушения
словообразования у
14. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. // Ред. Л. П. Григорьева. - М., 2002. С. 72
15. Дошкольная педагогика. //Под ред. Логиновой В.Ш., Саморуковой П.Г. - М., 1983. С. 82
16. Дьяченко О.М., Лаврентьева
Т.В. Психическое развитие
17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1985. С. 85
18. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М., 1994. С. 57
19. Жукова Н.С., Мастюкова
Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи
20. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973. С. 103
21. Зорина В.В. Современные
исследования
22. Игры в логопедической работе с детьми. / Сост. В.И. Селиверстов - М., 1987. С. 73
23. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. -Спб., 2002. С. 42
24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М., 1983. С. 98
25. Коменский Я. Избранные педагогические труды. - М., 1975. С. 68
26. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. - М., 1965. С. 87
27. Кулеша. Освоение предметных действий детьми // Дефектология, №3. М., 1989. С. 28
28. Лалаева Р.И., Серебрякова
Н.В. Коррекция общего недоразвития
речи у дошкольников (формирование
лексики и грамматического
29. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968. С. 118
30. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. - М., 1983. С. 62
31. Логопедия // Ред. Л.С. Волковой. - М., 2004. – 704 с.
32. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М., 1995. С. 54
33. Львова С.И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка. М., 1993. – 355 с.
34. Ляско Е. Развитие речи малыша. - М., 2003. С. 56
35. Менджерицкая Ю.В. Воспиталелю о детской игре. - М., 1982. С. 82
36. Миронова С.А. Развитие
речи дошкольников на
37. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998. С. 93
38. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1978. С. 128
39. Немов Р.С. Психология в трех книгах. Кн. 2. Психология образования. - М., 1995. С. 160-161
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000. С. 63
41. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб., 1997. С. 75
42. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М., 1985. С. 41
43. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. С. 82
44. Смирнова И.А. Принципы
подбора наглядного материала
при формировании у детей
45. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982. С. 17
46. Сохин Ф.А., Тамбовцева
А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме
онтогенеза правил
47. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1985. С. 40
48. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983. – 24 с.
49. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). - М., 1981. С. 31
50. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М., 1972. С. 75
51. Туманова Т.В. Развитие
словообразования у
52. Туманова Т.В. Формирование
готовности к словообразованию
у дошкольников с общим
53. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1999. С. 143
54. Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии № 6. М., 1970. – С. 114-129.
55. Ушакова Г. Н. Роль словотворчества
в усвоении родного языка // Материалы
3-го симпозиума по
56. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. С. 99
57. Филичева Т.Б., Чиркина
Г.В. Подготовка к школе детей
с общим недоразвитием речи
в условиях специального
58. Цейтлин С.Н. Обратное
словообразование в детской
59. Цейтлин С. Н. Ранние стадии усвоения морфологии // Проблемы детской речи. М., 1996. С. 61
60. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. С. 134
61. Черемухина Г.А., Шахнарович
А.М. Детское словотворчество и
синтаксическая теория
62. Чуковский К.И. От двух до пяти… - Л., 1987. С. 79
63. Шахнарович А.М., Юрьева
Н.М. Особенности образования
64. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. М., 1990. С. 144
65. Шахнарович А.Н. Словообразовательная
деривация в свете
66. Щерба Л.В.; Виноградов
В.В. Словообразование в его
67. Эльконин Д.Б. Психическое
развитие в детских возрастах.
Избранные психологические
68. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999г. С. 83
69. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. -М., 1989. С. 38
70. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. - М., 2001. С. 126
Мазниченко А.С. Формирование у младших школьников познавательного интереса к обучению / Сборник научных статей. / Сост и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Экон-Информ, 2009. – С. 161-165.
Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». / Ф. И. Буслаев. – М. : Просвещение, 1992. – 512 с.
Вознюк Л. В. Изучение состава слова и словообразования в школе : пособие для учителя / Л. В. Вознюк. – К. : Рад. шк., 1986. – 103 с.
Гребенкина Р. Т. Преемственность в руководстве умственной деятельностью учащихся 4 класса при повторении в начале года (на материале темы «Состав слова») / Р. Т. Гребенкина // Повторение на уроках русского языка : сб. ст. из опыта работы : пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1978. – С. 33 – 42.
Лукьянчикова В. Н. О преемственности при изучении словообразования в школе / В. Н. Лукьянчикова // Преемственность и перспективность в развитии речи школьников : межвузовский сборник научн. трудов. – Л., 1983. – С. 88 – 95. Малиновская О. И. Изучение состава слова (III – V классы) // Преемственность преподавания русского языка в начальной и средней школе : сб. статей (из опыта учителей) / под ред. Н. С. Рождественского. – М., 1960. – С. 37 – 78.
Полтева-Лазарис В. П. О системе попутного повторения орфографии в V классе // Повторение на уроках русского языка : сб. ст. из опыта работы : пособие для учителей / сост. Т. А. Злобина. – М. : Просвещение, 1978. – С. 98 – 115.
Талалаева Л. Ф. О преемственности между начальной и средней школой в работе над составом слова // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку : сб. ст. из опыта работы учителей / сост. А. Н. Матвеева. – М. : Просвещение, 1982. – С. 32 – 35.
Талалаева Л. Ф. Состав слова и словообразование // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / под ред. В. В. Бабайцевой, Г. К. Лидман-Орловой. – М., 1979. – С. 41 – 47.
Тихомиров Д. И. Чему и как учить на уроках родног языка в начальной школе. Методика. Руководство для учителей подготовительной и народной школы. – 15-е изд. – М., 1914. – 267 с.
Цыганенко Г. П. Состав слова и словообразование в русском языке. – К. : Рад. школа, 1978. – 152 с.
Анисимова Е.А.Морфемика.
Блохина Г.В., Степанова И.Д. Изучение темы «Состав слова» в начальной школе. - Псков, 2000.- 120 с.
Андрейченко, Л.Н. К вопросу о разграничении морфемного словообразовательного и этимологического анализа / Л.Н. Андрейченко // Нач. школа. – 1996. № 12. – С. 68
Баранова, М.Ю. Формирование действий морфологического анализа слов при изучении темы «Состав слова» / М.Ю. Баранова // Нач. школа. – 1996. № 4. – С. 72.
Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Развития речи и мышления / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение. 1982. - том 2.
1. Алексеев Д. И. О преодолении
некоторых ошибок при работе
над составом слова в школе // Русский язык
в школе. 1957. № 4.
2. Белькова В. А. О проведении словообразовательного
анализа // Русский язык в школе. 1975. № 3.
3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1968.
С. 136
4. Блинов Г. И. О недостатках словообразовательного
анализа в школе // Русский язык в школе.
1966. № 4.
5. Богоявленский Д. Н. Языковая форма и
содержание понятия при усвоении грамматики
// Русский язык в школе. 1972. № 1.
6. Бородина Н. В. Вставить пропущенную
морфему // Русский язык в школе. 2001. № 4.
С. 15.
7. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Русский язык.
4 класс: Методические рекомендации для
учителя. М.: Баласс, 1998.
8. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О.
В. Русский язык: первые уроки. Учебное
пособие для 1 класса (1-4) // Серия «Свободный
ум». М.: «Баллас», 1997.
9. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О.
В. Русский язык. Учебник для 3-го класса
(1-4) // Серия «Свободный ум». М.: «Баллас»,
2000.
10. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О.
В. Русский язык. Учебное пособие для 2
класса (1-4) // Серия «Свободный ум». М.: «С-инфо»,
2000.
11. Бунеева Е. В., Комисарова Л. Ю., Яковлева
М. А. Русский язык. 12 класс (14): Методические
рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2000.
12. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский
язык. 3 класс (1 4): Методические рекомендации
для учителя. М.: Баласс, 2002.
13. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный
язык. М., 1958, Ч. 1.
14. Грузберг А.А. Морфемный анализ. Пермь,
1974.
15. Дунаева В. П. Элементы этимологического
анализа на уроках русского языка // Начальная
школа. 2001. № 7. С. 28.
16. Жуковская О. А. Словообразовательный
анализ как средство повышения грамотности
учащихся // Русский язык в школе. 1968. №
5.
17. Земская Е. А. Как делаются слова. М.:
Изд-во АН СССР, 1953.
18. Земская Е.А. Современный русский язык.
Словообразование. М., 1973.
19. Илютович К. С. О соотношении морфемного
и словообразовательного анализа // Русский
язык в школе. 1974. № 2.
20. Краткий справочник по современному
русскому языку/Под ред. П.А. Леканта. М.:
Высшая школа, 1991.
21. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование.
М.: «Наука», 1965.
22. Кудряшёва (Таратова) М. Г. Словообразовательный
анализ в системе развивающего обучения
// Начальная школа. 2001. № 10. С. 71.
23. Кудряшева (Татарова) М. Г. Активизация
познавательной деятельности младших
школьников при обучении словообразовательному
анализу. Автореферат. М., 2001.
24. Кудряшева (Татарова) М. Г. Словообразовательная
работа в четвертом классе // Начальная
школа. 1998. № 9.
25. Кудряшева (Татарова) М. Г. Словообразовательная
работа как фактор мотивации деятельности
четвероклассников // Начальная школа,
1998, № 4.
26. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь
морфем русского языка. М.: Русский язык,
1986.
27. Леонтьев А.А. и др. Методические основы
согласования стандартов по русскому
языку для общего среднего и высшего образования.
М., 1998.
28. Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Обучение
русскому языку в начальной школе: 1 класс.
М., 2001
29. Лоншакова А. А. Состав слова // Начальная
школа. 2003. № 9. С. 38.
30. Лопатин В. В. Морфемика // Языкознание.
Большой энциклопедический словарь / Гл.
ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская
энциклопедия, 1998.
31. Львов М. Р. В поисках новых решений.
К спорам об изучении приставок и суффиксов
// Начальная школа. 2001. № 1. С. 15 - 16.
32. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике
русского языка. М., 1988.
33. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская
Н. Н. Методика обучения русскому языку
в начальных классах: Учебное пособие
для студентов пед. институтов. М., 1987.
34. Маркова Л. Л. Виды работ по определению
словообразовательного значения // Русский
язык в школе. 1978. № 5.
35. Мережко Е. Г. Работа со словообразовательным
гнездом в начальных классах // Начальная
школа. 2003. № 10. С. 45.
36. Мережко Е. Г. Словообразовательный
анализ на уроках русского языка // Начальная
школа. 1996. № 6.
37. Методика преподавания русского языка
в начальных классах: Учебное пособие
для студентов высш. пед. учебн. заведений
/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.
М.: Академия, 2000. 472 с.
38. Морякина Л. Е. К изучению темы «Состав
слова» // Русский язык в школе. 1954. № 4.
39. Музыченко А. С. К изучению «состава
слова» // Русский язык в школе. 1959. № 4.
40. Наумова Ю. П. Что раньше изучать: приставку
или суффикс? // Начальная школа. 1998. № 9.
41. Образовательная система «Школа 2100».
Сборник программ. Дошкольная подготовка.
Начальная школа. М.: Баласс, 2003. 288 с.
42. Перепелицина Т. А. Изучение морфемного
состава слова // Начальная школа. 2001. №
11. С. 94.
43. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения
русскому языку в начальных классах: Учебное
пособие для студентов педагогических
институтов. М.: «Просвещение», 1979.
44. Репкин В. В., Вострогова Е. В., Некрасова
Т. В. Русский язык: Учебник для 4 класса
четырехлетней начальной школы (Система
Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова). В 2-х частях.
Часть 1. М.: Вита-Пресс, 2003.
45. Репкин В. В., Некрасова Т. В., Вострогова
Е. В. Русский язык: Учебник для 2 класса
четырехлетней начальной школы (Система
Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова). В 2-х частях.
Часть 2. М.: Вита-Пресс, 2003.
46. Репкин В. В., Некрасова Т. В., Вострогова
Е. В., Чеботкова Л. В., Русский язык: Учебник
для 3 класса четырехлетней начальной
школы (Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова).
В 2-х частях. Часть 1, 2. М.: Вита-Пресс, 2003.
47. Рочко Т. А. Морфемный и словообразовательный
разбор слова // Еженедельник "Русский
язык" издательского дома "Первое
сентября". N 25/2001
48. Русская грамматика. М.: Наука, 1980.
49. Русский язык в начальных классах: Теория
и практика обучения: Учебное пособие
для студентов пед. учеб. заведений по
спец. «Педагогика и методика начального
обучения» /Под ред. М.С. Соловейчик. М.,
1993.
50. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред.
Ф.П. Филин. М.: Советская энциклопедия,
1979.
51. Современный русский язык: Учебник для
студентов вузов, обучающихся по спец.
«Филология» / Под ред. П. А. Леканта. М.:
Дрофа, 2000.
52. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания.
М., 1975.
53. Федорова Л. Л. Сложные слова (теория)
// Еженедельник "Русский язык" издательского
дома "Первое сентября". N 44/2002.