Реализация принципов преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение методики словообразования на уроках русского языка и выявление приемов, направленных на обеспечение принципов преемственности и научности.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования – изучение словообразования на уроках русского языка в начальных классах на основе принципов преемственности и научности.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
- определить теоретические основы изучения словообразования в начальных классах;
- выявить возможности современных учебно-методических комплектов для формирования способов освоения элементов словообразования младших школьников;
- выявить и охарактеризовать психолингвистические особенности младших школьников в области словообразования;

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические основы проблемы преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах
На уроках математики в
Психолингвистические основы словообразовательной работы с младшими школьниками

Психолого-педагогические особенности усвоения словообразования детьми младшего школьного возраста


Методика словообразовательной работы на уроках русского языка в начальной школе при реализации принципов преемственности и научности

Принципы научности и преемственности как основа методики обучения русскому языку

Анализ программ и школьных учебников по русскому языку под руководством Н.Ф.Виноградовой
Методика изучения словообразования в начальных классах

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ РУС ЯЗЫКА.docx

— 93.37 Кб (Скачать файл)

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология. - М., 1998. С. 45

2. Актуальные проблемы  психической речи и обучение  языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, - М., 1998. С. 17

3. Арутюнова Н.Д. О понятии  системы словообразования //Филологические  науки, 1960, №2. С. 35

4. Арушанова А. Г. Речь  и речевое общение детей: Книга  для воспитателей детского сада. — М., 1999. С. 73

5. Баева А. И. Изучение  состояния речевых процессов  у 5—6-летних детей с общим недоразвитием  речи. //Рубрика: 2004, №2. С. 74

6. Вершинина О. М. Особенности  словообразования у детей с  общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004. С. 25

7. Винокур Г. О. Заметки  по русскому словообразованию. Избранные  работы. М., 1959. С. 48

8. Власенко И.Т. Особенности  словесного мышления взрослых  и детей с нарушениями речи. -М., 1990. С. 52

9. Возрастная психология. Хрестоматия. //Ред. В.С, Мухина, А.А. Хвостов - М., 2000. С. 119

10. Волкова Е.Ф. Статистические  методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. - Новосибирск, 2003. С. 32

11. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте. -Спб., 1997. С. 48

12. Гвоздев А.Н. Вопросы  изучения детской речи. - М., 1961. С. 27

13. Гончарова В.А. Нарушения  словообразования у дошкольников  с ФФН и ОНР. // Логопед в детском  саду. М., 2005- 1(4). – 9 -15с.

14. Дети с проблемами  в развитии. Комплексная диагностика  и коррекция. // Ред. Л. П. Григорьева. - М., 2002. С. 72

15. Дошкольная педагогика. //Под ред. Логиновой В.Ш., Саморуковой  П.Г. - М., 1983. С. 82

16. Дьяченко О.М., Лаврентьева  Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.,1984. С. 104.

17. Ефименкова Л.Н. Формирование  речи у дошкольников. (Дети с  общим недоразвитием речи). - М., 1985. С. 85

18. Жукова Н.С. Преодоление  общего недоразвития речи у  детей. - М., 1994. С. 57

19. Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего  недоразвития речи дошкольников. - М., 1990. С. 172

20. Земская Е.А. Современный  русский язык. Словообразование. - М., 1973. С. 103

21. Зорина В.В. Современные  исследования словообразовательного  компонента языковой способности  детей дошкольного возраста. М., 2000. С. 157

22. Игры в логопедической  работе с детьми. / Сост. В.И. Селиверстов - М., 1987. С. 73

23. Кирьянова Р.А. Комплексная  диагностика дошкольников. -Спб., 2002. С. 42

24. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика. -М., 1983. С. 98

25. Коменский Я. Избранные  педагогические труды. - М., 1975. С. 68

26. Кубрякова Е.С. Что такое  словообразование. - М., 1965. С. 87

27. Кулеша. Освоение предметных  действий детьми // Дефектология, №3. М., 1989. С. 28

28. Лалаева Р.И., Серебрякова  Н.В. Коррекция общего недоразвития  речи у дошкольников (формирование  лексики и грамматического строя). - Спб., 2001. С. 92

29. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968. С. 118

30. Леонтьев А.Н. Избранные  психологические труды. - М., 1983. С. 62

31. Логопедия // Ред. Л.С. Волковой. - М., 2004. – 704 с.

32. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по  развитию речи. - М., 1995. С. 54

33. Львова С.И. Функционально-семантический  подход к обучению морфемике  и словообразованию в школьном  курсе русского языка. М., 1993. – 355 с.

34. Ляско Е. Развитие речи  малыша. - М., 2003. С. 56

35. Менджерицкая Ю.В. Воспиталелю  о детской игре. - М., 1982. С. 82

36. Миронова С.А. Развитие  речи дошкольников на логопедических  занятиях. - М., 1991. С. 43

37. Мухина В.С. Возрастная  психология. - М., 1998. С. 93

38. Мухина В.С. Психология  дошкольника. - М., 1978. С. 128

39. Немов Р.С. Психология  в трех книгах. Кн. 2. Психология  образования. - М., 1995. С. 160-161

40. Обухова Л.Ф. Возрастная  психология. - М., 2000. С. 63

41. Пиаже Ж. Речь и мышление  ребенка. -Спб., 1997. С. 75

42. Реформатский А.А. Введение  в языкознание. - М., 1985. С. 41

43. Селиверстов В.И. Речевые  игры с детьми. - М., 1994. С. 82

44. Смирнова И.А. Принципы  подбора наглядного материала  при формировании у детей навыков  словообразования // Рубрика №6. СПб., 2006. С. 34

45. Сорокина А.И. Дидактические  игры в детском саду. - М.,1982. С. 17

46. Сохин Ф.А., Тамбовцева  А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме  онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория  обучения языку. – М., 1978. – С. 35-52.

47. Спирова Л.Ф., Ястребова  А.В. Учителю о детях с нарушениями  речи. - М., 1985. С. 40

48. Тамбовцева А.Г. Формирование  способов словообразования у  детей дошкольного возраста в  детском саду. М., 1983. – 24 с.

49. Тихеева Е.И. Развитие  речи детей (раннего дошкольного  возраста). - М., 1981. С. 31

50. Тихеева Е.И. Развитие  речи детей. - М., 1972. С. 75

51. Туманова Т.В. Развитие  словообразования у дошкольников  и младших школьников с общим  недоразвитием речи // Воспитание  и обучение детей с нарушениями  развития № 6. М., 2003. С. 58

52. Туманова Т.В. Формирование  готовности к словообразованию  у дошкольников с общим недоразвитием  речи // Дефектология № 4. М., 2001. С. 69

53. Урунтаева Г.А. Дошкольная  психология. - М., 1999. С. 143

54. Ушакова Т.Н. О причинах  детского словотворчества // Вопросы  психологии № 6. М., 1970. – С. 114-129.

55. Ушакова Г. Н. Роль словотворчества  в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М., 1970. – 125 с.

56. Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В. Коррекционное обучение детей  пятилетнего возраста с общим  недоразвитием речи. - М., 1991. С. 99

57. Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В. Подготовка к школе детей  с общим недоразвитием речи  в условиях специального детского  сада. - М., 1993. С. 78

58. Цейтлин С.Н. Обратное  словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория  обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1978. – С. 61-67.

59. Цейтлин С. Н. Ранние  стадии усвоения морфологии // Проблемы  детской речи. М., 1996. С. 61

60. Цейтлин С.Н. Язык и  ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. С. 134

61. Черемухина Г.А., Шахнарович  А.М. Детское словотворчество и  синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы  общения и обучения языку / Под  ред. А.А. Леонтьева. – М., 1976. – С. 92-104.

62. Чуковский К.И. От двух  до пяти… - Л., 1987. С. 79

63. Шахнарович А.М., Юрьева  Н.М. Особенности образования производных  слов в детской речи // Теоретические  аспекты деривации. – Пермь, 1982. –  С. 34-58.

64. Шахнарович А.М., Юрьева  Н.М. Психолингвистический анализ  семантики и грамматики: На материале  онтогенеза речи. М., 1990. С. 144

65. Шахнарович А.Н. Словообразовательная  деривация в свете экспериментальных  исследований. // Вопросы филологии  М., 2001.-№ 1. – С. 68-73

66. Щерба Л.В.; Виноградов  В.В. Словообразование в его отношении  к грамматике и лексикологии. // Вопросы теории и истории  языка. - М., 1952. С. 93

67. Эльконин Д.Б. Психическое  развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М., 1995. С. 231

68. Эльконин Д.Б. Психология  игры. – М., 1999г. С. 83

69. Эльконин Д.Б. Развитие  речи и обучение чтению. Избранные  психологические труды. -М., 1989. С. 38

70. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование  в современном русском языке. - М., 2001. С. 126

 

Мазниченко А.С. Формирование у младших школьников познавательного интереса к обучению / Сборник научных статей. / Сост и отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Экон-Информ, 2009. – С. 161-165.

Буслаев  Ф. И.  Преподавание  отечественного  языка  :  учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». / Ф. И. Буслаев. – М. : Просвещение, 1992. – 512 с.

Вознюк Л. В. Изучение состава слова и словообразования в школе : пособие для учителя / Л. В. Вознюк. – К. : Рад. шк., 1986. – 103  с. 

Гребенкина Р. Т. Преемственность в  руководстве умственной деятельностью учащихся 4  класса при  повторении в  начале года (на материале темы «Состав слова») / Р. Т. Гребенкина // Повторение на уроках русского языка : сб. ст. из опыта работы : пособие для учителей. –   М.  :   Просвещение,  1978.  –   С. 33  –   42.  

 Лукьянчикова  В. Н. О преемственности    при    изучении    словообразования    в    школе    / В. Н. Лукьянчикова  //  Преемственность  и  перспективность  в  развитии речи  школьников  :  межвузовский  сборник  научн.  трудов.  –  Л.,  1983.  – С. 88 – 95. Малиновская О. И. Изучение состава слова (III – V классы) // Преемственность преподавания русского языка в  начальной и средней школе : сб. статей (из опыта учителей) / под ред. Н. С. Рождественского. – М.,  1960.  –  С. 37  –  78. 

Полтева-Лазарис В. П. О  системе  попутного повторения  орфографии  в  V  классе  //  Повторение  на  уроках  русского языка  :   сб.   ст.   из  опыта  работы   :   пособие  для  учителей  /   сост. Т. А. Злобина. – М. : Просвещение, 1978. – С. 98 – 115.

 Талалаева Л. Ф. О  преемственности  между  начальной  и  средней  школой  в  работе  над составом   слова   //   Преемственность   и   перспективность   в   обучении русскому языку : сб. ст. из опыта работы учителей / сост. А. Н. Матвеева. – М. : Просвещение, 1982. –  С. 32 – 35. 

Талалаева Л. Ф. Состав слова и словообразование  //  Преемственность  и  перспективность  в  обучении русскому языку / под ред. В. В. Бабайцевой,  Г. К. Лидман-Орловой. –  М.,  1979. – С. 41 – 47.

Тихомиров Д. И. Чему и как учить на уроках родног языка   в   начальной   школе.   Методика.   Руководство   для   учителей подготовительной  и  народной  школы.  –  15-е  изд.  –  М.,  1914.  –  267  с.

Цыганенко Г. П. Состав слова и словообразование в русском языке. –  К.  :  Рад.   школа,  1978.  –  152  с.

Анисимова Е.А.Морфемика. Словообразование: практикум / Е.А. Анисимова, И.Н. Кавинкина, Е.П. Пустошило. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 47 с.

Блохина Г.В., Степанова И.Д. Изучение  темы «Состав  слова» в начальной школе. - Псков, 2000.-  120 с.

Андрейченко, Л.Н. К вопросу о разграничении морфемного словообразовательного и этимологического анализа / Л.Н. Андрейченко // Нач. школа.  – 1996. № 12. – С. 68

Баранова, М.Ю. Формирование действий морфологического анализа слов при изучении темы «Состав слова» / М.Ю. Баранова // Нач. школа. – 1996. № 4. – С. 72.

Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Развития речи и мышления / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение. 1982. - том 2.

1. Алексеев Д. И. О преодолении  некоторых ошибок при работе  над составом слова в школе // Русский язык в школе. 1957. № 4.  
2. Белькова В. А. О проведении словообразовательного анализа // Русский язык в школе. 1975. № 3.  
3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1968. С. 136 
4. Блинов Г. И. О недостатках словообразовательного анализа в школе // Русский язык в школе. 1966. № 4. 
5. Богоявленский Д. Н. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики // Русский язык в школе. 1972. № 1. 
6. Бородина Н. В. Вставить пропущенную морфему // Русский язык в школе. 2001. № 4. С. 15. 
7. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Русский язык. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 1998. 
8. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык: первые уроки. Учебное пособие для 1 класса (1-4) // Серия «Свободный ум». М.: «Баллас», 1997. 
9. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4) // Серия «Свободный ум». М.: «Баллас», 2000. 
10. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебное пособие для 2 класса (1-4) // Серия «Свободный ум». М.: «С-инфо», 2000. 
11. Бунеева Е. В., Комисарова Л. Ю., Яковлева М. А. Русский язык. 12 класс (14): Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2000. 
12. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский язык. 3 класс (1 4): Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2002.  
13. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. М., 1958, Ч. 1. 
14. Грузберг А.А. Морфемный анализ. Пермь, 1974. 
15. Дунаева В. П. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка // Начальная школа. 2001. № 7. С. 28. 
16. Жуковская О. А. Словообразовательный анализ как средство повышения грамотности учащихся // Русский язык в школе. 1968. № 5. 
17. Земская Е. А. Как делаются слова. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 
18. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. 
19. Илютович К. С. О соотношении морфемного и словообразовательного анализа // Русский язык в школе. 1974. № 2. 
20. Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 1991.  
21. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. М.: «Наука», 1965. 
22. Кудряшёва (Таратова) М. Г. Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2001. № 10. С. 71. 
23. Кудряшева (Татарова) М. Г. Активизация познавательной деятельности младших школьников при обучении словообразовательному анализу. Автореферат. М., 2001. 
24. Кудряшева (Татарова) М. Г. Словообразовательная работа в четвертом классе // Начальная школа. 1998. № 9. 
25. Кудряшева (Татарова) М. Г. Словообразовательная работа как фактор мотивации деятельности четвероклассников // Начальная школа, 1998, № 4. 
26. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык, 1986. 
27. Леонтьев А.А. и др. Методические основы согласования стандартов по русскому языку для общего среднего и высшего образования. М., 1998. 
28. Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Обучение русскому языку в начальной школе: 1 класс. М., 2001  
29. Лоншакова А. А. Состав слова // Начальная школа. 2003. № 9. С. 38. 
30. Лопатин В. В. Морфемика // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 
31. Львов М. Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставок и суффиксов // Начальная школа. 2001. № 1. С. 15 - 16. 
32. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988. 
33. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1987. 
34. Маркова Л. Л. Виды работ по определению словообразовательного значения // Русский язык в школе. 1978. № 5. 
35. Мережко Е. Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах // Начальная школа. 2003. № 10. С. 45. 
36. Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. 1996. № 6. 
37. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. М.: Академия, 2000. 472 с. 
38. Морякина Л. Е. К изучению темы «Состав слова» // Русский язык в школе. 1954. № 4. 
39. Музыченко А. С. К изучению «состава слова» // Русский язык в школе. 1959. № 4. 
40. Наумова Ю. П. Что раньше изучать: приставку или суффикс? // Начальная школа. 1998. № 9. 
41. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. М.: Баласс, 2003. 288 с. 
42. Перепелицина Т. А. Изучение морфемного состава слова // Начальная школа. 2001. № 11. С. 94. 
43. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: «Просвещение», 1979. 
44. Репкин В. В., Вострогова Е. В., Некрасова Т. В. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 1. М.: Вита-Пресс, 2003. 
45. Репкин В. В., Некрасова Т. В., Вострогова Е. В. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 2. М.: Вита-Пресс, 2003. 
46. Репкин В. В., Некрасова Т. В., Вострогова Е. В., Чеботкова Л. В., Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова). В 2-х частях. Часть 1, 2. М.: Вита-Пресс, 2003. 
47. Рочко Т. А. Морфемный и словообразовательный разбор слова // Еженедельник "Русский язык" издательского дома "Первое сентября". N 25/2001 
48. Русская грамматика. М.: Наука, 1980. 
49. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» /Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1993. 
50. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. 
51. Современный русский язык: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Филология» / Под ред. П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2000.  
52. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. М., 1975. 
53. Федорова Л. Л. Сложные слова (теория) // Еженедельник "Русский язык" издательского дома "Первое сентября". N 44/2002.

Информация о работе Реализация принципов преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах