Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа
Цель исследования - изучение методики словообразования на уроках русского языка и выявление приемов, направленных на обеспечение принципов преемственности и научности.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования – изучение словообразования на уроках русского языка в начальных классах на основе принципов преемственности и научности.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
- определить теоретические основы изучения словообразования в начальных классах;
- выявить возможности современных учебно-методических комплектов для формирования способов освоения элементов словообразования младших школьников;
- выявить и охарактеризовать психолингвистические особенности младших школьников в области словообразования;
Введение
3
1. Теоретические основы проблемы преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах
На уроках математики в
Психолингвистические основы словообразовательной работы с младшими школьниками
Психолого-педагогические особенности усвоения словообразования детьми младшего школьного возраста
Методика словообразовательной работы на уроках русского языка в начальной школе при реализации принципов преемственности и научности
Принципы научности и преемственности как основа методики обучения русскому языку
Анализ программ и школьных учебников по русскому языку под руководством Н.Ф.Виноградовой
Методика изучения словообразования в начальных классах
Заключение
Список литературы
· важно не только научное толкование отдельных явлений, особенно в области общественных наук, но и знакомство с различными точками зрения на их оценку;
· изучение закономерностей развития объективного мира должно формировать у обучаемых научное мировоззрение;
· в процессе обучения необходимо осуществлять критический анализ различного рода лженаучных и ошибочных теорий, взглядов и представлений.
Реализация принципа преемственности в обучении вообще и русскому языку в частности – одна из важнейших проблем, стоящих перед методической наукой и учителями-практиками.
Единый процесс обучения русскому языку имеет ряд этапов: начальные классы, средние и старшие. Успех в освоении предмета учащимися в значительной степени зависит от того, насколько в ходе обучения учитывается внутренняя связь между этими этапами. Преемственность, а также перспективность – вот те черты, которые во многом определяют эффективность учебного процесса.
Проблема преемственности в обучении является одной из методологических проблем дидактики. Она находит свое специфическое выражение в таких закономерностях процесса обучения, называемых принципами дидактики, как научность, систематичность, последовательности, прочность и действенность результатов обучения и др.
Как отмечается в «Педагогике школы», «научность и систематичность в обучении обеспечиваются преемственностью. Ее характеризуют опора на пройденное для последовательного развития знаний, умений и навыков и установление разнообразных связей не только между новыми, но и прежними знаниями, как элементами целостной, единой системы» [60, C.294-295].
Преемственность между различными звеньями школы, между ее отдельными классами, между классной и внеклассной деятельностью являются одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Оно находится в соответствии с общедидактическим требованием об обеспечении в процессе обучения нормального перехода от простого к сложному, от легкого к трудному, об опоре при прохождении последующего на предыдущее, о необходимости учитывать логику предмета.
Нарушение хотя бы одного из этих требований, как показывает опыт, болезненно сказывается на работе учащихся, учителей и школы в целом.
Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между классами должно выражаться: а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся; б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в предыдущих классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.
Соблюдение преемственности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам, - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя или школы к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.
Специфика предмета «русский язык» требует для реализации преемственности учета связи изучаемого материала:
1) с предшествующим и
последующим этапами его
2) с другими разделами,
где могут реализоваться, совершенствоваться,
углубляться знания, умения и
навыки по данному материалу
параллельно с основным
3) с теми разделами, где
учащиеся получают знания, умения
и навыки, которые используются
для усвоения данного
Таким образом, по отношению к процессу обучения под преемственностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения.
Реализация рассматриваемого принципа в учебном процессе образовательных учреждений предусматривает выполнение следующих правил:
целесообразное планирование
учебной работы (например, изучение
нового материала должно
педагог не имеет
морального права переходить
к изложению последующего
на каждом занятии
необходимо создавать
постоянное повторение изученного учебного материала. Однако повторение не должно сводиться только лишь к воспроизведению пройденного (репродуктивный подход как раз и ориентирует на такое воспроизведение - повторение после обучающего, пересказ прочитанного в учебнике и т.д.). Необходимо, чтобы при повторении изученного ранее учебного материала учащиеся рассматривали его с новых позиций, увязывали со своим личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам.
2.2.Анализ программ и школьных учебников по русскому языку под руководством Н.Ф.Виноградовой
«Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно-методический комплект) под руководством Н.Ф. Виноградовой для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования согласно ФГОС по основным предметам.
Программа курса русский язык реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников и руководствуется следующими целями обучения:
В программе курса «Русский язык», также как и в учебниках выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
На уроке определенного блока реализуется одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Такое структурирование курса позволяет:
Расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству осуществляется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
В систему учебников «Начальная школа XXI века» входят завершенная предметная линия учебников по предмету русский язык.
Учебники «Русский язык» (2-4 класс) авторы: Иванов С.В., Евдокимова А. О., Кузнецова М.И. и др.образовательной системы «Начальная школа XXI века» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях .
Учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа XXI века» выпускает издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ». В связи с переходом на ФГОС НОО учебники комплекта не перерабатывались кардинально, но в методический аппарат, в аппарат ориентировки и в справочный аппарат были внесены изменения для того, чтобы соответствие новым требованиям стало более явным и для учителя, и для ребенка.
В аспекте работы над словообразованием в курсе русского языка нами проанализированы учебники данной предметной линии.
За основу подачи материала взят линейный принцип обучения. Учебники 2-4 классов включают тематические блоки (в соответствии с программой): «Как устроен наш язык», где даются основы лингвистических знаний; «Правописание», где формируются навыки грамотного письма, и «Развитие речи», в котором впервые проводится систематическая работа над текстом, его структурой, а также типами текстов.
В учебнике для 2 класса блока
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических
знаний) в разделе «Состав слова» изучаются следующие вопросы:
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях.
Суффикс. Суффиксальный способ образования
слов. Приставка. Приставочный способ образования
слов. Основа слова. Приставочно-
В учебнике 3 класса в раздел «Состав слова» включено только повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу. Элементы словообразовательной работы включены в изучение частей речи и другие темы.
Аналогично, в 4 классе в разделе «состав слова» выделяется отдельно повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Таким образом, наблюдается реализация принципа преемственности в обучении словообразованию в курсе русского языка начальной школы.
Содержание материала, на примере учебника 2 класса, включает разнообразные задания, направленные на развитие словообразовательных умений, а также представлен в виде теоретический материал, выделяемый красной чертой слева и отмеченный знаком, обозначающим формулировку языкового закона или правила. Следует отметить научность содержания излагаемого материала и одновременное адаптирование его в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников. Например, при знакомстве школьников с такой морфемой как корень в учебнике говорится о том, что «Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем. Корень – это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.» Детям также показывается символическое обозначение корня в письменной речи. После чего приводятся примеры:
Лес-лесок, дерево – деревянный, луг – луговой, поле – полюшко.
Таким образом, в доступной для понимания детей форме излагаются лингвистические характеристики корня как морфемы.
Аналогично, представлен материал в отношении окончания, приставки, суффикса, основы.
В ходе изложения материала в адаптированной форме даются представления о способах словообразования.
В учебнике имеются упражнения, подводящие к введению того или иного словообразовательного понятия, так и на его дальнейшее усвоение и закрепление.
Так, перед введением теоретического материала по морфеме – корень, в упр. 1 с. 70 дается задание прочитать под картинками слова (дом, домик, домище).
Спрашивается: Одинаковое ли значение у этих слов? Что их объединяет? Можно ли сказать, что дом, домик, домище – это три формы одного и того же слова?
Таким приемом авторы учебника побуждают детей к аналитической деятельности, в ходе которой они актуализируют пройденный материал (о формах слова, окончаниях) и приходят к выводу, что данные слова не являются формами слова. Они отличаются оттенками значений.
Далее в упр. 2 предлагается задание найти общую часть в группах слов:
Гриб – грибок – грибник
Город – городок – пригород и др.
Школьники тренируются в поиске общей части слова и приходят к пониманию несущей смысловой значимости этой части. Это подтверждается размышлениями при ответе на вопрос упражнения: Если «убрать» части, которыми отличаются слова, что останется?