Риторические приемы. Изобразительно-выразительные средства языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 16:58, доклад

Описание работы

Изобразительно-выразительные средства при их уместном использовании придают речи яркость и образность. Выразительность речи, гармонично сочетающаяся с точностью и лаконичностью, есть одно из важнейших требований к автору устного или письменного текста.
Возможности, предоставляемые языком для построения выразительной речи, огромны. В принципе в особых условиях контекста любое языковое средство может стать выразительным. Вместе с тем есть средства языка, обладающие особенно сильными изобразительно-выразительными возможностями.

Файлы: 1 файл

Риторические приемы.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Риторические  приемы. Изобразительно-выразительные  средства языка.

       Изобразительно-выразительные средства при их уместном использовании придают речи яркость и образность. Выразительность речи, гармонично сочетающаяся с точностью и лаконичностью, есть одно из важнейших требований к автору устного или письменного текста.

Возможности, предоставляемые  языком для построения выразительной  речи, огромны. В принципе в особых условиях контекста любое языковое средство может стать выразительным. Вместе с тем есть средства языка, обладающие особенно сильными изобразительно-выразительными возможностями.

Наиболее очевидны большие  изобразительно-выразительные возможности  лексики и фразеологии. Антонимы служат лексической основой для  создания антитезы, неполные синонимы могут создавать градацию. Синтаксической основой этих изобразительных приёмов является сложносочинённое предложение со значением противопоставления, ряд однородных членов. В качестве изобразительного приёма в художественных произведениях могут выступать устаревшие слова, разговорные и просторечные слова. Фразеологизмы уже сами по себе являются выразительным средством, поскольку содержат образ или самим фактом строения (несколько слов — одно значение) привлекают к себе внимание. На сочетании слов с противоречащими друг другу значениями строится изобразительный приём, называемый оксюморон.

Другим важнейшим источником выразительности являются средства создания словесной образности: сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет, перифраза.

Многие изобразительные приёмы создаются с привлечением синтаксических возможностей языка. Таковы риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, лексический повтор, синтаксический параллелизм, эллипсис (или неполнота предложений).

Преимущественно как изобразительный приём используется в художественных текстах прямая речь, поскольку она передаёт реплики героя буквально, со всеми присущими им языковыми особенностями.

Всегда оказывается  изобразительным приёмом появление  в высказывании индивидуально-авторских неологизмов как слов, возникающих в определённых условиях в речи, но не существующих в языке. При создании новых слов широко используются словообразовательные возможности русского языка.

  1. Антитеза (от греч. antithesis — противоположение) — изобразительный приём создания контраста, противопоставления. Например:Мягкo стелет, да жёстко спать; Умный научит, дурак наскучит;

2  Градация

 Градация (лат. gradatio — постепенное повышение, от слова gradus — степень, ступень) — изобразительный приём, состоящий в расположении целого ряда слов или выражений в порядке их возрастающей или убывающей смысловой и эмоционально-оценочной значимости, например:

Посмотри, какой  дом — большой, огромный, громадный, прямо-таки грандиозный!;

3 Разговорная и просторечная лексика

Разговорная и просторечная лексика может быть использована как изобразительный приём прежде всего в художественных произведениях с целью стилизации (т. е. намеренного придания тексту черт определённого стиля) или речевой характеристики персонажей, например:

А на неделе хозяйка  велела мне почистить селёдку, а  я начал с хвоста, а она взяла  селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать (А. Чехов);

4  Оксюморон

Оксюморон или оксиморон (греч. oxymoron — остроумно-глупое) —  изобразительный приём, состоящий в соединении противоречащих друг другу по смыслу слов с целью оттенить их логически несовместимые значения и создать сложный и яркий образ, например: весёлая грусть; умный дурак; чёрная белизна.

  1. Сравнение

Сравнение — изобразительный  приём, основанный на сопоставлении одного предмета или явления с другим.

1. Предложения со сравнительными  союзами как, будто, как будто, словно, точно;

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом (М. Лермонтов

  1. Метафора как изобразительный приём

Метафора (от греч. metaphora — перенос) — изобразительный  приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, т. е. на употреблении одного слова для наименования другого предмета, в чём-то сходного с первым. Например, мы можем найти сходство между красивой девушкой и цветком и сказать: эта девушка — прекрасный цветок

  1. Гипербола

Гипербола (от греч. hyperbole — избыток, преувеличение) — изобразительный  приём, состоящий в явно неправдоподобном преувеличении свойств, качеств, признаков предмета, явления или действия:

Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А. Толстой);

  1. Олицетворение

Олицетворение — изобразительный  приём, состоящий в том, что:

1) неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию приписываются свойства или действия живого существа, например: океан грозно ревел (т. е. издавал звуки наподобие животного);

2) неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или живому  существу, не обладающему сознанием,  приписываются свойства или действия человека, например: река смеялась, переливаясь в лучах солнца (т. е. сверкала, искрилась, подобно тому, как (не в буквальном смысле) сияет лицо смеющегося человека); гусь взволнованно рассказывал курам о своих приключениях (т. е. некоторое время гоготал в общей тишине, будто рассказывающий что-то кому-то человек). Приведём ещё примеры из художественной литературы:

Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский);

  1. Эпитет

Эпитет (от греч. epitheton —  пpиложение, прибавление) — изобразительный  приём, состоящий в образном определении предмета, например:

А ну-ка песню  нам пропой, весёлый (т. е. быстро двигающийся, летящий, резвый, похожий на весёлого человека) ветер (В. Лебедев-Кумач);

 

  1. ерифраза

Перифраза (иногда перифраз — от греч. periphrasis — пересказ, описательное выражение) — изобразительный приём, состоящий в замене какого-либо слова или выражения описательным оборотом, который называет существенные признаки обозначаемого, например: красный петух (об огне, пожаре), братья наши меньшие (животные), корабль пустыни (верблюд) и т. д.

  1. Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение

Риторический вопрос — утверждение или отрицание, высказанное в виде вопросительного  предложения и не предполагающее ответа, например:

А судьи кто? — За древностию лет

К свободной  жизни их вражда непримирима… (А. Грибоедов);

  1. Лексический повтор

Лексический повтор —  изобразительный приём, состоящий  в намеренном повторении в тексте одного и того же слова или нескольких слов с целью обратить на них особое внимание читателя. С помощью лексического повтора выделяются ключевые для данного текста или его отрывка, особо значимые для автора слова. Приведём два примера из русской поэзии.

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством… (М. Лермонтов).

  1. Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм (греч. parallelos — идущий рядом) — изобразительный  приём, состоящий в одинаковом или  очень сходном построении соседних предложений текста с целью обратить внимание читателя на смысл, заключённый в параллельных конструкциях. Приведём пример из русской поэзии.

Не оттого, что зеркало разбилось,

Не оттого, что ветер выл в  трубе,

Не оттого, что в мысли о  тебе

Уже чужое что-то просочилось, — 

Не оттого, совсем не оттого

Я на пороге встретила  его (А. Ахматова).

  1. Неполнота предложений (эллипсис)

Эллипсис (греч. elleipsis —  недостаток, нехватка), или неполнота  предложений, — изобразительный  приём, состоящий в намеренном пропуске какого-либо члена предложения или его части с целью придать высказыванию динамичность, сходство с живой разговорной речью, например:Я за свечкой, Свечка — в печку! Я за книжкой, Та — бежать И вприпрыжку Под кровать! (К. Чуковский);


Информация о работе Риторические приемы. Изобразительно-выразительные средства языка