Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в обосновании общепедагогических и методических аспектов использования игровых технологий при изучении русского языка в начальной школе. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры.
2. Выявить общепедагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий в обучении младших школьников.
3. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении русского языка в современной начальной школе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты игровых технологий обучения……………...........7
I.1Сущность и функции игры и игровой деятельности………………………...........7
I.2 Игровые технологии как вид педагогических технологий……………………..13
I.3 Основные функции игровых технологий на уроках русского языка
в начальной школе…………………………………………………………………….19
Глава II. Применение игровых технологий на уроках русского языка в современной начальной школе…………………………………………………………………23 II.1 Роль игр и игровых упражнений в развитии речи младших школьников
на уроках русского языка…………………………………………………………….23
II.2 Обучение орфографии с использованием дидактических игр
(4 класс)………………………………………………………………………………..28
II.3 Рекомендации по применению игровых технологий на уроках русского языка…………………………………………………………………………….................32
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Анна василенко!.docx

— 196.15 Кб (Скачать файл)

Роль и место  современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку

 

 

Тамара Хаджибековна

[Выберите дату]




 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………...3 

Глава I.  Теоретические  аспекты игровых технологий обучения……………...........7 

I.1Сущность и функции  игры и игровой деятельности………………………...........7                                                                   

I.2 Игровые технологии как вид педагогических технологий……………………..13

I.3 Основные функции игровых технологий на уроках русского языка

в начальной школе…………………………………………………………………….19

 Глава II. Применение игровых технологий на уроках русского языка в современной начальной школе…………………………………………………………………23               II.1 Роль игр и игровых упражнений в развитии речи младших школьников

на уроках русского языка…………………………………………………………….2

II.2 Обучение орфографии с использованием дидактических игр             

(4 класс)………………………………………………………………………………..28 

II.3 Рекомендации  по применению игровых технологий на уроках русского языка…………………………………………………………………………….................32

Заключение…………………………………………………………………………….39 

Список использованной литературы…………………………………………...........41 

Приложение……………………………………………………………………...........43 

  

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время школа  нуждается в такой организации  своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени  определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр).

Русский язык как предмет  в начальной школе включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков в условиях, когда ученики ещё не приобрели необходимых знаний, когда у них ещё нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них потребуется лишь механическое запоминание определений или правил, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся возникло стойкое активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому не стоит давать готового решения проблемы, лучше включать детей в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения.

Игра как феноменальное  человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, А. И. Сорокина, Н. Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф. К. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С. В. Арутюняном, О. С. Газманом, В. М. Григорьевым, О. А. Дьячковой, Ф. И. Фрадкиной, Г. П. Щедровицким и др. /7;34/

В перестроечный период произошел  резкий скачок интереса к обучающей  игре (В. В. Петрусинский, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров, С. А. Шмаков,    М. В. Кларин, А. С. Прутченков и др.). /17;245/

В современной школе возникает  насущная потребность в расширении методического потенциала, в целом, и в активных формах обучения, в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.

Актуальность игры в настоящее  время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность школьников на уроке русского языка.

Предмет исследования –  влияние игровых технологий на успешность овладения системой знаний, умений и навыков в области русского языка младшими школьниками в процессе обучения.

Проблема исследования: определение  характера влияния игровых технологий обучения на процесс изучения русского языка младшими школьниками.

Цель исследования заключается  в обосновании общепедагогических и методических аспектов использования игровых технологий при изучении русского языка в начальной школе. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

1. Провести теоретический  анализ философской, психологической  и педагогической литературы с целью выявления сущности игры.

2. Выявить общепедагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий в обучении младших школьников.

3. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении русского языка в современной начальной школе.

4. Разработать систему  игр, которые могут успешно  использоваться при изучении русского языка в начальной школе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что использование  игровых технологий способствует более успешному усвоению системы знаний, умений и навыков по русскому языку младшими школьниками, если:

- учитель владеет в теоретическом и практическом аспектах современными игровыми технологиями;

- игры используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, четко организуются, соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

- уровень познавательной  деятельности учащихся посредством игровых технологий достигает преобразующего и творческо-поискового;

- при отборе игр для  уроков русского языка в начальной  школе учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы: анализ литературы, сравнение, изучение и анализ индивидуального педагогического опыта, моделирование, построение гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические  аспекты игровых технологий обучения

I.1 Сущность и функции игры и игровой деятельности

 

С целью более полного  раскрытия исследуемой проблемы вначале рассмотрим «историю вопроса», выделим существенные свойства игры.

Многие исследователи детства отмечают, что игры детей примитивных культур, как правило - имитация профессиональных действий взрослых.

Детская игра - исторически  возникший вид деятельности  детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания  детей.

Игра является предметом  изучения различных наук - истории  культуры, этнографии, педагогики, психологии и так далее.

Особый интерес представляют исследования швейцарского психолога         Ж. Пиаже, посвященные развитию мышления  ребенка  в игре. С точки зрения психологии игрой занимались также Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин./9;245/

Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. А. С. Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности./18;154/

Коллектив играющих  детей  выступает по отношению к каждому  отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой на себя  ребенком  роли.

Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Г. К. Селевко определяет игру как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление действием, операцией - другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, поведением»./16;90/

Впрочем, существуют и другие точки зрения на функцию игры в  жизни людей.

В. Н. Дружинин считает, что основная функция интеллекта - это создание прогностических моделей, построение возможных вариантов будущего. Тогда игра (создание вероятных миров и действия с ними) - это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это свойство не зависит от возраста, просто «порождение моделей мира» взрослыми называется иначе - искусством, философией. И чем интеллектуальнее человек, тем более он должен быть склонен к игре./7; 214/

Л. С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав этой книги           Л. С. Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «...уже давно обнаружено, - пишет   Л. С. Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением  довольно сложных задач поведения,  требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

... особенность игры - подчиняя  всё поведение известным условным  правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится, в конечном счёте, к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.

Определение места и роли игровой технологии в учебном  процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с  предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Технология развивающих  игр Б. П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок  решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами М. Монтессори, уникумом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта.

Задачи даются ребенку  в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка.

Информация о работе Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку