Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в обосновании общепедагогических и методических аспектов использования игровых технологий при изучении русского языка в начальной школе. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры.
2. Выявить общепедагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий в обучении младших школьников.
3. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении русского языка в современной начальной школе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты игровых технологий обучения……………...........7
I.1Сущность и функции игры и игровой деятельности………………………...........7
I.2 Игровые технологии как вид педагогических технологий……………………..13
I.3 Основные функции игровых технологий на уроках русского языка
в начальной школе…………………………………………………………………….19
Глава II. Применение игровых технологий на уроках русского языка в современной начальной школе…………………………………………………………………23 II.1 Роль игр и игровых упражнений в развитии речи младших школьников
на уроках русского языка…………………………………………………………….23
II.2 Обучение орфографии с использованием дидактических игр
(4 класс)………………………………………………………………………………..28
II.3 Рекомендации по применению игровых технологий на уроках русского языка…………………………………………………………………………….................32
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Анна василенко!.docx

— 196.15 Кб (Скачать файл)

а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям;

б) составить 6 слов, в которых  первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.

Можно предложить и другие варианты:

- за 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв;

- составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. Например: ФОТОГРАФИЯ — риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д. При этом добавлять другие буквы воспрещается;

- предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ - домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

Необходимо отметить, что  к числу более сложных игр относится составление палиндромов.

Палиндромы - это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.

Мы считаем, что по мере овладения детьми приемами чтения и  письма учителю необходимо начинать чередование односюжетных уроков с необычными, на которых игра используется только при изучении самого трудного материала. В этом случае произвольное внимание и волевая регуляция деятельности у первоклассников получат благоприятные условия для своего развития.

Сюжетные уроки не следует  насыщать красочными таблицами с  игровым сюжетом, в которых на первый план выдвигаются игровые  задачи. Нужно спланировать работу так, чтобы оформлением игры являлись главным образом учебные пособия, которые соответствуют следующим требованиям: четкость, красочность, наглядность и ничего лишнего.

Итак, игры и игровые упражнения, используемые учителем системно на уроках русского языка, обеспечивают не только активное включение обучающихся в познавательную деятельность, формирование у них осознанных, действенных знаний, но и стимулируют развитие их речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2 Обучение орфографии с использованием дидактических игр

(4-й класс)

 

Нами изучен был опыт работы учителей начальных классов с  целью анализа состояния обучения русскому языку в начальной школе. Нас интересовал опыт организации  дидактических игр в процессе изучения основ орфографии. Так, учитель Фролова Людмила Александровна представила свой большой опыт по формированию орфографической грамотности посредством дидактических игр.

Формирование орфографической  грамотности, как известно, является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении.

В процессе орфографической  работы на исполнительском этапе  необходимо использовать игровую деятельность, чтобы воодушевить учащихся, пробудить  у них интерес к орфографии. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями  выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Дидактическая направленность игр проявляется в применении орфографических знаний и умений, развитии общеучебных умений и навыков; воспитательная функция состоит в воспитании, с одной стороны самостоятельности, воли, а с другой – сотрудничества, коллективизма и общительности. Развивающее значение игры отражается в развитии внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, в развитии воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии.

Концептуальной основой  игровых технологий является психологическая  теория деятельности. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека.

Реализация игровых приёмов  и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности на уроке, происходит обычно по таким направлениям: 

  • дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • изучаемый материал используется в качестве содержания игры;
  • поставленные задачи переводятся в игровую благодаря введению элемента состязательности;
  • успешное выполнение запланированной деятельности связывается с игровым результатом.

Организация сюжетно-ролевой  игры связана с осуществлением ряда этапов: ориентирующего, тренировочно-контролирующего, активно-действенного, деятельностно-оценочного.

Людмила Александровна отмечает, что подготовительный этап в организации дидактической игры характеризуется следующими структурными элементами: выбор дидактической игры; разработка сценария, плана дидактической игры; подготовка дидактической игры: распределение ролей, формирование игровых групп, выбор жюри или экспертной группы, сбор и анализ материала, изготовление наглядности, подготовка сообщений, консультации. Затем следует собственно игровая часть, и в заключении подводятся итоги дидактической игры.

По опыту известно, что  большая часть учителей проводит дидактические игры на уроках повторения и обобщения знаний, развития умений. А Фролова в своём исследовании использовала дидактические игры и на уроке изучения нового орфографического материала с целью постановки учебной задачи, и на этапе интериоризации (усвоения) общего способа деятельности по применению изученного орфографического правила.

Дидактическая игра, по мнению Людмилы Александровны, имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт ей законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в усвоении знаний или в их применении.

Обучающиеся в 4-м классе должны уметь находить в словах изученные  орфограммы (правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных и имен прилагательных, а также правописание безударных личных окончаний глаголов).

Охарактеризуем дидактические игры, которые использует учитель при обучении орфографии в 4-м классе.

Игра «Найди друга» проводиться  с целью формирования умения определять падежи. Детям предлагается: «пред вами друзья-падежи: Р.п., Д.п., П.п. У вас есть карточки с предложными сочетаниями слов: носить в сердц…, жить на Кубан…, ведёт к побед…, напечатано в газет… . Необходимо выбрать себе одного друга. Только самый внимательный отыщет среди данных нужные предложные сочетания».

Игра «Сотовый телефон» содержит задание на классификацию. Детям предлагается: к какому сотовому телефону Е или И подойдёт ваша сим-карта со словом глаголом: сохранить для жизн…, мелькнула в воздух…, видна на небосклон…, улетаю...т с ладон…, звучит в космос…, желаю удач…, плеч...т от радост…, стоять на горк… .

Нас заинтересовал опыт проведения экспериментальной работы. Экспериментальное обучение орфографии в 4-м классе с использованием дидактических игр проводилось в МОУ «Родниковская СОШ» Троицкого района Челябинской области. Была отмечена положительная динамика в уровне орфографических знаний и умений четвероклассников (18 человек). Количество учащихся с высоким уровнем сформированности орфографических умений увеличилось на 3 человека, количество учеников с низким уровнем уменьшилось на 4 человека.

В заключение Фролова Л.А. отметила, что систематическое проведение разнообразных дидактических игр при обучении орфографии, направленных на усвоение правил, алгоритмов их применения, а также на усвоения способов их проверки, способствует значительному повышению качества орфографической подготовки младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.3 Рекомендации по применению игровых технологий на уроках

 русского языка

 

Изучив опыт многих учителей начальных классов, мы пришли к выводу, что создание нестандартных ситуаций на уроках способствуют развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. В период обучения грамоте лучше всего, советуют педагоги, отправляться в уроки-путешествия, где некая история служит сюжетом, который проходит через весь урок, а по ходу урока дети запоминают изучаемый материал. Нам бы хотелось, чтобы все 33 буквы-сестрички дети полюбили, как известных сказочных героев, поэтому можем предложить вашему вниманию сюжет одного из путешествий.

В подготовительный период ученики узнают всего 5 гласных букв: А, О, У, Ы, И. Так, в сказочном городке Буквария появилась первая улица Гласных, куда дети совершают заочное путешествие на поезде. Пособие «Поезд» состоит из вагонов, цвета которых указывают на мягкость и твердость согласного в слиянии. Это пособие используется при обучении детей умению пользоваться схемами звукового анализа. Сказочной Букварией становиться красочно оформленный алфавит, который является сменным оформлением на стене кабинета.

Итак, улицу Гласных в  ярких красных домиках заселили меленькие сестренки. Каждая из них имеет свой удивительный характер: А любит задавать вопросы, О – удивляться и размышлять, И – добрая и нежная, может превратиться и в иголочку. Поэтому в поезде для таких букв изготовили специальный вагон с зелеными местами для сиденья. Рождается игра «Посади пассажира в правильный вагон». Рассаживая буквы по вагонам, дети должны букву И посадить только в мягкий вагон на зеленое место. Вид такого вагона помогает определить функцию гласных букв. Но прежде чем рассадить буквы в правильные вагоны, необходимо найти те буквы, которые будут сегодня совершать путешествие. И вновь появляется игра «Пригласи нужного пассажира на посадку». В этой игре учащиеся активно работают со скороговоркой, пословицей, загадкой, которые подобраны для каждой буквы.

Замечено, что все дети, без исключения, с интересом работают над потешным фольклором. Находя место звука в слове, дают характеристику изучаемого звука, потом называют букву, которая совершит заочное путешествие в Букварию. Только тогда ее находят в кассе букв и приглашают на посадку.

С изучением согласных  букв появляются новые «жители», они  заселяют синие домики, но уже на улице Согласных. Эти жители тоже имеют удивительный характер. В одних домиках всегда весело, слышатся выразительные звонкие голоса, а в других домиках царит тишина. Окна этих домиков почти всегда наглухо зарыты ставнями.

Чтобы помочь определить качество согласного в слиянии, при изучении первой согласной буквы организуются игровые упражнения в чтении слияний. Игра называется «Прочти название остановки». В поезде 5 вагонов, где располагаются ранее изученные гласные. Поезд отправляется в путь, а на остановках в каждый вагон по очереди подсаживается буква Н. Ученики хором читают названия остановок – слияния, образуемые звуками. В карманчики вагонов выставляются схемы-слияния.

Путешествие в сказочную Букварию завершается театрализованным представлением. Заранее подготовленный ученик в маске изучаемой буквы приглашает всех в «свой» домик, находящийся на страницах букваря. Но прежде чем попасть в домик, его нужно открыть специальным ключиком, а для этого детям предлагается поучиться читать слова повышенной сложности с изучаемой буквой. Мы убедились в том, что дети с удовольствием читают слова, так как этот элемент является частью игрового сюжета, а также многое зависит от истории, которую рассказывает учитель.

Также мы согласны с тем, что мало придумать сюжет, важно  еще и обыграть его. Учитель должен владеть интонацией рассказчика. Рассказывать историю или сказку надо непринужденно, естественно, верить в то, о чем  говориться, иначе дети легко почувствуют фальшь в голосе и не включатся в игру по-настоящему.

Мы уверены, что одним  из наиболее действенных средств, способных  вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра.  Так, например, со значением слов и их употреблением в речи учащихся знакомит игра «Угадай предмет». Она позволяет акцентировать внимание детей не только на свойствах предмета, но и на употреблении имен прилагательных в речи. Начальным действием младших школьников является умение правильно определять род, число и падеж прилагательного по грамматическим признакам имени существительного, далее – правильно писать падежное окончание прилагательного. Обогатить словарь учащихся поможет игра «Подбери правильно». Лексико–грамматическую работу на уроках русского языка можно провести в форме игры «Четвертый лишний». Данная игра помогает учащимся найти решение, которое в обычной учебной ситуации порой деётся с большим трудом, пробудить творческие мыслительные способности, активизировать усилия, направленные на отыскание «лишнего» элемента в цепи однотипных явлений. Открыть удивительные свойства русского языка, его огромные выразительные возможности помогают игры – упражнения «Наоборот», «Найди ошибку», «Дополни ряд», «Подбери пару». Все они нацеливают учащихся на сопоставительный анализ слов. Незаметно, в ходе интересной игры школьники утрачивают страх перед работами по русскому языку, не боятся ошибиться при употреблении слов. Исправление ошибок, объяснение причин их появления помогают установить, какие лексические, грамматические, орфографические нормы русского языка не усвоены.

Информация о работе Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку