Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в обосновании общепедагогических и методических аспектов использования игровых технологий при изучении русского языка в начальной школе. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры.
2. Выявить общепедагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий в обучении младших школьников.
3. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении русского языка в современной начальной школе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты игровых технологий обучения……………...........7
I.1Сущность и функции игры и игровой деятельности………………………...........7
I.2 Игровые технологии как вид педагогических технологий……………………..13
I.3 Основные функции игровых технологий на уроках русского языка
в начальной школе…………………………………………………………………….19
Глава II. Применение игровых технологий на уроках русского языка в современной начальной школе…………………………………………………………………23 II.1 Роль игр и игровых упражнений в развитии речи младших школьников
на уроках русского языка…………………………………………………………….23
II.2 Обучение орфографии с использованием дидактических игр
(4 класс)………………………………………………………………………………..28
II.3 Рекомендации по применению игровых технологий на уроках русского языка…………………………………………………………………………….................32
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Анна василенко!.docx

— 196.15 Кб (Скачать файл)

- Какой задаче урока  соответствовало это упражнение? (Мы учились объяснять и обозначать орфограмму «удвоенные согласные на стыке приставки и корня».)

2. Физкультминутка.

Физкультминутка заканчивается  заданием:

- Сядьте за парты те, кто знает условие возникновения  орфограммы «удвоенные согласные на стыке приставки и корня».

- Какие же это условия? (Корень слова должен начинаться  с той согласной, которой оканчивается  приставка.)

3. Самостоятельная работа, упражнение 160.

- Попробуйте потренироваться,  выполнив самостоятельную работу, упражнение 160.

В упражнении предлагается следующее задание: прочитать, выписать в один столбик слова с удвоенной  согласной в корне слова, а в другой – на стыке приставки и корня. Слова:

Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнуть, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.

Коллективная проверка –  зачитывание столбиков слов.

4. Итоговое задание.

- Молодцы! Кому понравилось  разбираться с удвоенными согласными? А теперь попробуйте справиться со сложным заданием – оно будет одно на двоих. Откройте конверты. Обсудите в парах необходимость написания у2с. на стыке приставки и корня.

Задание на карточке:

Т или ТТ? – О_РУБИЛ СУХУЮ ВЕТКУ ДЕРЕВА.

С или СС? – РА_МЕШИЛ  ПУБЛИКУ.

Д или ДД? – ПО_ДЕРЖАЛ ДРУГА В БЕДЕ.

Т или ТТ? – О_РУБИЛ ОТБОЙ.

Д или ДД? – КОНКУРС  ПОД_ДЕЛОК.

Дети вставляют в слова  нужное количество согласных. Проверка с комментированием (доказательством): отрубил сухую ветку дерева, в слове отрубил корень - руб - (рубить), от - - приставка, вставили одну букву т, потому что согласные корня и приставки разные, и.д.

VII. Итог урока.

- Назовите ключевое слово  сегодняшней темы урока. (Орфограмма, удвоенная согласная, приставка, корень, стык.)

- Откуда же появляются  у2с.  на стыке приставки и  корня? (Одна согласная – из  приставки и вторая такая же  – из корня.)

- Те, кто доволен своей  работой на уроке, похвалите  себя сами.

Домашнее задание: страница 111, упражнение 5 (Аналогично упражнению 159).

Юлия Викторовна Кирилина – учитель начальных

классов гимназии № 524, г. Санкт-Петербург.

 

 

Приложение 7

Тема урока: «Звуки [ф], [ф’] и буква «Ф,ф»

Ход урока.

    1. Организационный момент.

Из магнитофона звучит запись голоса птицы.

- Угадайте, чей это голос  звучит? (Голос птицы филина.)

Ребята, сегодня мы вновь  совершим путешествие в сказочный  городок Букварию. Поезд поведет машинист Филин (учитель показывает картинку с изображением филина и вставляет его в карманчик поезда). Но Филин отправится в путешествие в том случае, если вы выполните его задания. В них вы должны выделить новые буквы и звуки, которые сегодня на уроке впервые совершат путешествие в Букварию. Первое задание Филина – поработать с его любимой скороговоркой.

    1. Речевая разминка.

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

  1. Беседа по содержанию скороговорки.

Первое произношение сначала  в медленном темпе, а затем  в быстром.

  1. Игра в паре «Переговори соседа».
    1. Сообщение темы, целей и задач урока.

- Какие звуки часто  встречаются в скороговорке? (Звуки  [ф], [ф’].)

- Почему такая скороговорка  включена в речевую разминку? Сегодня будем изучать новые  звуки [ф], [ф’] и букву «Ф, ф».

- Назовите слова из  скороговорки с новыми звуками  и дайте характеристику новым  звукам.

Дети называют слова филин, фары и дают характеристику изучаемым звукам. Учитель выставляет на доску опорную схему и просит детей расшифровать ее, затем объявляет цели и задачи урока. Дети находят в кассе букв нужных «пассажиров» и выставляют их на наборное полотно.

    1. Фонетические упражнения.

- Время отправления поезда  Филин передает по лесной рации.  Что же это за рация? Попробуйте  отгадать.

Через поле и лесок

Подает он голосок,

Пробежит по проводам,

Скажет здесь, а слышно там.

                                                 (Телефон)

(Характеристика нового  звука в слове телефон.)

    1. Игра «Глухой телефон».

Проводится в парах. Используется занимательный материал со словами, где есть парные по глухости – звонкости  согласные [ф], [ф’] и [в], [в’].

    1. Форма буквы.

- Молодцы, ребята, хорошо  справились с заданием машиниста  Филина. Ему очень понравилось  на уроке, и он решил больше  никогда не расставаться с  нами. Посмотрите, что он придумал.

Вывешивается плакат с  изображением филина в книжке, и  дети читаю:

Филин в книжку залетел,

Превратился в букву «Ф».

    1. Физкультурная минутка.
    2. Обучение чтению слогов-слияний с новыми буквами.

- А теперь вам необходимо  правильно рассадить пассажиров  в вагоны и на остановках  в каждый вагон подсаживать  букву «Ф». А затем прочесть  названия остановок – слияния,  образуемые буквами.

Игра «Посади пассажира  в вагон и отправь поезд  в путь».

Игра «Прочти остановку».

    1. Работа над схемами-слияниями.

- Почему два звука оказались  в одном вагоне? (В каждом вагоне  едет отдельный слог, так как везде есть гласный звук.)

- Как называется слог, который состоит из гласного  и согласного звуков? (Слог-слияние.)

- Найдите на доске нужные  схемы-слияния и выставите их  в карманчики колес вагонов.

2) Работа по алфавиту.

- Ребята, поезд прибыл  к месту назначения и сделал  остановку у первого домика сказочного городка Буквариия. Давайте найдем домик, где живут новые буквы, и побываем у них в гостях. (Дети хором читают алфавит и делают остановку на букве «Ф, ф», называют ее порядковый номер, рассматривают соседей и стучатся в гости к букве «Ф, ф»).

VII. Работа по букварю.

Чтение слогов-слияний  и слов. Текст «Как поступить?» (коллективное чтение, работа по содержанию, чтение по ролям). Пословица «Сам погибай, а товарища выручай» (работа по содержанию, выслушивание мнения детей).

    1. Работа по развитию речи.

Коллективное составление  рассказа по картинке «Зимние забавы детей». Конкурс на лучший рассказ  «Мои зимние забавы».

    1. Задание на дом.

В творческих тетрадях сделать  зарисовку «Мои увлечения зимой».

    1. Подведение итогов урока.

- Ребята, сегодня вы совершили  новое путешествие в сказочный  городок Букварию. Работу проводника выполнял Филин, ему приз – флажок. Все запомнили новые буквы и звуки, научились читать слова с буквой «Ф». Всем призы – буква «Ф», которую нужно красочно раскрасить.

Р. А. Пушкарева, школа № 34, г. Кемерово

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Кроссворд

(Тема  « Звонкие и глухие согласные» )

По  горизонтали:

  1. В шубе летом, зимой - раздетый. ( Лес)
  2. Есть всегда он у людей, есть всегда у королей. ( Пос)
  3. Пал брус на всю Русь, на том брусу двенадцать ёлок, в каждой четыре ветки. (Год)
  4. Сложишь - клин, развернёшь - блин. (Зонт)
  5. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт: ни царь, ни царица, ни красная девица. ( Град)

По  вертикали:

6. Стоит Егорий в полугорье, копьём подпирается, шапкой накрывается.   ( Стог)

  1. Летом вырастает, а осенью опадает. (Лист)
  2. Зимой в поле лежало, а весной в реку побежало. ( Снег)
  3. Через дорогу живу, а брата не вижу. (Глаз)

 


Информация о работе Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку