Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в обосновании общепедагогических и методических аспектов использования игровых технологий при изучении русского языка в начальной школе. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры.
2. Выявить общепедагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий в обучении младших школьников.
3. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении русского языка в современной начальной школе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты игровых технологий обучения……………...........7
I.1Сущность и функции игры и игровой деятельности………………………...........7
I.2 Игровые технологии как вид педагогических технологий……………………..13
I.3 Основные функции игровых технологий на уроках русского языка
в начальной школе…………………………………………………………………….19
Глава II. Применение игровых технологий на уроках русского языка в современной начальной школе…………………………………………………………………23 II.1 Роль игр и игровых упражнений в развитии речи младших школьников
на уроках русского языка…………………………………………………………….23
II.2 Обучение орфографии с использованием дидактических игр
(4 класс)………………………………………………………………………………..28
II.3 Рекомендации по применению игровых технологий на уроках русского языка…………………………………………………………………………….................32
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Анна василенко!.docx

— 196.15 Кб (Скачать файл)

Мы думаем, что в изучении русского языка важным является опора  на слуховое восприятие изученного материала. Как запомнить ребенку огромное количество правил, формулировок, понятий, трудные случай правописания? Как сделать эту работу осмысленной и эффективной? На помощь могут прийти стихотворные упражнения. Но следует помнить, что стихотворные упражнения не заменяют правил, формулировок учебника. Они служат только вспомогательным элементом в обучении. Задания к загадкам помогают раскрыть межпредметные связи, расширяют развивающие и познавательные возможности урока.

Бесспорно то, что важная роль занимательных дидактических  игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Как известно, основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Как утверждал  отечественный психолог Л.С. Выготский, игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса - мышления, внимания, памяти и т.д.

Так как ведущий  тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.

В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребёнка (роль учителя, роль контролёра, роль оценщика результатов учебной работы).

Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причём, ведущая функция игры определяется её дидактическими целями. Например, функция освоения социальных ролей может реализоваться в большинстве игр, т. к. дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагают то или иное разделение ролей. (Игра « Глагол и рифма»)

Не следует приучать детей  к тому, чтобы на каждом уроке  они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия, игры-задачи.

Мы уверены, что  по мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то через освоение в игровых ситуациях элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, т.е. игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический приём. Иллюстрацией этого являются такие игры: « Кто больше подберёт слов», « Забей гол», « Вставь слово», « Молчанка».

Особым видом  игр, реализующих функцию включения  учащихся в учение, являются разнообразные игры – соревнования и эстафеты, в которых предлагается, например, подобрать и написать слова с непроизносимой согласной в корне слова, кто больше запишет, или вставить пропущенную букву, слово и др. («Кто скорее», «Ералаш», «Типография»). Но к таким играм следует относиться с осторожностью: неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьёзным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует чётко учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективистической, а не конкурентной направленности учебной работы.

Для успешного  осуществления учебной деятельности необходим определённый уровень сформированности у учащихся механизмов мышления, памяти и т.д. Примерами таких игр являются игра « Дежурная буква», игры с мячом на развитие внимания « мячик согласователь», « Разноцветные мячики», кроссворды, ребусы, игра «Буква заблудилась» и т.д.

Использование таких  игр позволяет рассматривать  ученика не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе обучения личность с присущими ей психическими особенностями.

Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебного процесса как частного вида дидактической игры. Это подразумевает введение на отдельных этапах урока игры    «Учитель-ученик».

В течение урока  одни дети исполняют роль учителя, другие – оценщика, третьи – контролёра. Ученики пробуют свои силы: необходимо так провести урок, чтобы было интересно и чтобы тебя слушали. При этом всё многообразие деятельности учителя распределяется между самими учениками.

Система дидактических  игр в процессе обучения позволяет  решать всё многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника.

Игра как эффективное  средство закрепления и проверки знаний учащихся занимает прочное место на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти.

Как правило, такие игры не велики и состоят из нескольких слов (от четырёх до десяти). Методика составления кроссвордов общеизвестна. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтической выдумки. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности, важнейших орфограмм начального курса русского языка. Как показывает практика, вводить игры можно с первого класса, т.к. опыт работы с кроссвордами у большинства детей уже есть.

Пронаблюдав опыт многих педагогов, мы убедились в  том, что использование дидактических игр (кроссвордов) способствует лучшему усвоению материала, пробуждает интерес к занятиям, способствует лучшему запоминанию темы.

Значительного образовательного эффекта, можно достичь в случае, когда учебная задача так сочетается с игрой, что ученик совершенно определённо воспринимает её именно как задачу, т.е. подходит к её решению сознательно, но при этом всё-таки играет. Учащимся со стойкой неуспеваемостью предлагались обычные упражнения, с которыми они до сих пор не справлялись, но перед этим договаривались с ними, что это игра, которая заключается в следующем: за каждый правильный ответ ученик получает определённое количество цветных картинок, в случае ошибочного ответа картинки надо возвращать. Результаты были поразительны. Так, например, ученица, для которой были характерны отсутствие интереса к учебным занятиям, стойка неуспеваемость, в игровой ситуации обнаружила не только способность к интеллектуальным операциям, но ярко выраженную умственную активность. Игровая ситуация, органично сочетаясь с учебной, явилась средством повышения умственной активности. Дидактические игры, сконструированные по этому принципу, наиболее удачны, и их можно применять на всех уроках, причем игровые элементы могут заключаться не только в формулировании тех или иных правил, но и в принятии какой-либо роли, соответствующей выполняемому заданию.

Также мы считаем, что в целях интенсификации обучения и повышения активности школьников можно вводить на уроках ситуации моделируемого обучения (ролевые игры), в которых дети должны что-то рассказать по теме не виде формального «ответа у доски», а объяснить это воображаемому собеседнику. Элементы ролевой игры не заслоняют учебной задачи, а обостряют интерес к ней.

Ещё более возрастает активность учащихся при использовании  специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму наиболее органично связаны с процессом познания, с мышлением. К этой категории относятся ребусы, шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Следует подчеркнуть особо, что интерес этот сугубо интеллектуального свойства, т.е. не зависит от внешних стимулов, а определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Это обстоятельство очень важно, его можно считать одним из убедительных оснований для включения интеллектуальных игр в учебный процесс.

Итак, мы убедились в том, что ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

 

Заключение

 

В настоящее время школа  нуждается в такой организации  своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени  определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В связи с этим возникает  актуальность в разработках игровых  технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым  технологиям. Хочется отметить работу А. Б. Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А. В. Финогенова «Игровые технологии в школе» и О. А. Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей»

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали автору возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке русского языка.

Анализ литературы и практики преподавания подвел автора к необходимости  разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.

В процессе игры школьники  учатся выделять главные, отличительные  признаки частей речи, овладевают принципами классификации частей речи. В такой работе стимулируется и речевая деятельность школьников, вырабатывается умение ориентироваться в частях речи, которое впоследствии превращается в устойчивый навык.

Изученный в процессе игровой  деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Грамматические игры способствуют совершенствованию грамматических умений и навыков логического  мышления учащихся. Их привлекает не только процесс игры – они стараются  играть как можно лучше, в поисках  оптимального решения перебирают варианты ответов, стремятся дойти до цели наиболее рациональным путем. Именно в игре приходит к школьнику заинтересованность в знании, интерес к предмету.

Исследование показало, что  дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова  Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 2000.
  2. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 2003.
  3. Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 2000. 
  4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 2006.
  5. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2005.
  6. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 2008
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2001.
  8. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 2006.
  9. Гарбузов В. И. От младенца до подростка. Спб., 2006. 
  10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 2009.
  11. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М., 2007.
  12. Кавтарадзе Д. Н. Учебное пособие для учителей. М., 2008.
  13. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 2004.
  14. Крутецкий В. А. Психология. М., 2006.
  15. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 2007.
  16. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2007.
  17. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М., 2002.
  18. Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студентов. М., 2007.
  19. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В. С. Ростов н/Д. 2009.
  20. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 2008.
  21. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте /Сб. ст. под ред. Д. Б. Эльконина. М., 2008.
  22. Психологические исследования общения. М., 2009.
  23. Психология учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 2007.
  24. Рудик П. А. Игры детей и их педагогическое значение. М., 2009.
  25. Русский язык в школе. 2000 г., №6.
  26. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 2008.
  27. Смирнова В. В. «Приёмы повышения орфографической грамотности» //Начальная школа плюс До и После №1 2010 г. Стр. 52.
  28. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М., 2008.
  29. Технология игровой деятельности: Учебное пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина;  Научная редакция В. А. Фадеев. Рязань: Издательство РГПУ, 2009.
  30. Финогенов А. В. Игровые технологии в школе: Учебно-методическое пособие/ А. В. Финогенов, В. Э. Филиппов. Красноярск: Красноярский государственный университет, 2008.
  31. Фродова Л. А. Русский язык: тесты: 4-й класс: учебно-методическое пособие/ Л.А. Фролова. – Тула: Родничок; М.: Астрель, 2009
  32. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 2008.
  33. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2006.

Информация о работе Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку