Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 22:37, курсовая работа
Цель исследования заключается в обосновании общепедагогических и методических аспектов использования игровых технологий при изучении русского языка в начальной школе. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры.
2. Выявить общепедагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий в обучении младших школьников.
3. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении русского языка в современной начальной школе.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты игровых технологий обучения……………...........7
I.1Сущность и функции игры и игровой деятельности………………………...........7
I.2 Игровые технологии как вид педагогических технологий……………………..13
I.3 Основные функции игровых технологий на уроках русского языка
в начальной школе…………………………………………………………………….19
Глава II. Применение игровых технологий на уроках русского языка в современной начальной школе…………………………………………………………………23 II.1 Роль игр и игровых упражнений в развитии речи младших школьников
на уроках русского языка…………………………………………………………….23
II.2 Обучение орфографии с использованием дидактических игр
(4 класс)………………………………………………………………………………..28
II.3 Рекомендации по применению игровых технологий на уроках русского языка…………………………………………………………………………….................32
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………
Мы думаем, что в изучении русского языка важным является опора на слуховое восприятие изученного материала. Как запомнить ребенку огромное количество правил, формулировок, понятий, трудные случай правописания? Как сделать эту работу осмысленной и эффективной? На помощь могут прийти стихотворные упражнения. Но следует помнить, что стихотворные упражнения не заменяют правил, формулировок учебника. Они служат только вспомогательным элементом в обучении. Задания к загадкам помогают раскрыть межпредметные связи, расширяют развивающие и познавательные возможности урока.
Бесспорно то, что важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.
Как известно, основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Как утверждал отечественный психолог Л.С. Выготский, игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса - мышления, внимания, памяти и т.д.
Так как ведущий тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.
В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребёнка (роль учителя, роль контролёра, роль оценщика результатов учебной работы).
Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причём, ведущая функция игры определяется её дидактическими целями. Например, функция освоения социальных ролей может реализоваться в большинстве игр, т. к. дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагают то или иное разделение ролей. (Игра « Глагол и рифма»)
Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия, игры-задачи.
Мы уверены, что по мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то через освоение в игровых ситуациях элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, т.е. игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический приём. Иллюстрацией этого являются такие игры: « Кто больше подберёт слов», « Забей гол», « Вставь слово», « Молчанка».
Особым видом игр, реализующих функцию включения учащихся в учение, являются разнообразные игры – соревнования и эстафеты, в которых предлагается, например, подобрать и написать слова с непроизносимой согласной в корне слова, кто больше запишет, или вставить пропущенную букву, слово и др. («Кто скорее», «Ералаш», «Типография»). Но к таким играм следует относиться с осторожностью: неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьёзным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует чётко учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективистической, а не конкурентной направленности учебной работы.
Для успешного
осуществления учебной
Использование таких игр позволяет рассматривать ученика не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе обучения личность с присущими ей психическими особенностями.
Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебного процесса как частного вида дидактической игры. Это подразумевает введение на отдельных этапах урока игры «Учитель-ученик».
В течение урока одни дети исполняют роль учителя, другие – оценщика, третьи – контролёра. Ученики пробуют свои силы: необходимо так провести урок, чтобы было интересно и чтобы тебя слушали. При этом всё многообразие деятельности учителя распределяется между самими учениками.
Система дидактических игр в процессе обучения позволяет решать всё многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника.
Игра как эффективное средство закрепления и проверки знаний учащихся занимает прочное место на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти.
Как правило, такие игры не велики и состоят из нескольких слов (от четырёх до десяти). Методика составления кроссвордов общеизвестна. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтической выдумки. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности, важнейших орфограмм начального курса русского языка. Как показывает практика, вводить игры можно с первого класса, т.к. опыт работы с кроссвордами у большинства детей уже есть.
Пронаблюдав опыт многих педагогов, мы убедились в том, что использование дидактических игр (кроссвордов) способствует лучшему усвоению материала, пробуждает интерес к занятиям, способствует лучшему запоминанию темы.
Значительного образовательного эффекта, можно достичь в случае, когда учебная задача так сочетается с игрой, что ученик совершенно определённо воспринимает её именно как задачу, т.е. подходит к её решению сознательно, но при этом всё-таки играет. Учащимся со стойкой неуспеваемостью предлагались обычные упражнения, с которыми они до сих пор не справлялись, но перед этим договаривались с ними, что это игра, которая заключается в следующем: за каждый правильный ответ ученик получает определённое количество цветных картинок, в случае ошибочного ответа картинки надо возвращать. Результаты были поразительны. Так, например, ученица, для которой были характерны отсутствие интереса к учебным занятиям, стойка неуспеваемость, в игровой ситуации обнаружила не только способность к интеллектуальным операциям, но ярко выраженную умственную активность. Игровая ситуация, органично сочетаясь с учебной, явилась средством повышения умственной активности. Дидактические игры, сконструированные по этому принципу, наиболее удачны, и их можно применять на всех уроках, причем игровые элементы могут заключаться не только в формулировании тех или иных правил, но и в принятии какой-либо роли, соответствующей выполняемому заданию.
Также мы считаем, что в целях интенсификации обучения и повышения активности школьников можно вводить на уроках ситуации моделируемого обучения (ролевые игры), в которых дети должны что-то рассказать по теме не виде формального «ответа у доски», а объяснить это воображаемому собеседнику. Элементы ролевой игры не заслоняют учебной задачи, а обостряют интерес к ней.
Ещё более возрастает активность учащихся при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму наиболее органично связаны с процессом познания, с мышлением. К этой категории относятся ребусы, шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Следует подчеркнуть особо, что интерес этот сугубо интеллектуального свойства, т.е. не зависит от внешних стимулов, а определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Это обстоятельство очень важно, его можно считать одним из убедительных оснований для включения интеллектуальных игр в учебный процесс.
Итак, мы убедились в том, что ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Заключение
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А. Б. Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А. В. Финогенова «Игровые технологии в школе» и О. А. Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей»
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали автору возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке русского языка.
Анализ литературы и практики преподавания подвел автора к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.
В процессе игры школьники учатся выделять главные, отличительные признаки частей речи, овладевают принципами классификации частей речи. В такой работе стимулируется и речевая деятельность школьников, вырабатывается умение ориентироваться в частях речи, которое впоследствии превращается в устойчивый навык.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Грамматические игры способствуют
совершенствованию
Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка.
Список использованной литературы