Шпаргалка по дисциплине "Основы риторики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 12:39, реферат

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Основы риторики".

Файлы: 1 файл

Риторика.docx

— 18.55 Кб (Скачать файл)

Риторика (Митин Алексей Васильевич)

Вопросы к экзамену:

  1. Риторика (Р) как наука и как учебный предмет. Задачи курса;
  2. Причины возниктовения Р. Исторические этапы рвзвития Р;
  3. Основные понятия традиционной античной Р. Источники и цели красноречия;
  4. Р софистов;
  5. Философская Р Сократа и Платона. Основные требования диалектики к Р;
  6. История искусства спора (нахождение истины, победа, спор ради спора);
  7. Краткая характеристика 5-ти основных частей Р (инвенция (выбор темы и предварительная подготовка), диспозиция (работа над композицией текста), элокуция (создание текста, его написание), меморио (запоминание), акцио (выступление));
  8. Классификация деловых бесед и их особенности (официальные беседы);
  9. Монологические и диалогические формы софременной деловой Р. Монологические жанры и их содержание;
  10. Специфика устной и письменной речи. Ее соотношения;
  11. Разновидности общения (непосредственное и опосредованное, вербальное (устная и письменная речь) и невербальное (мимика, жесты, походка, взгляд, поза), межличностное, представительсткое, ролевое, групповое, общение культур);
  12. Особенности и разновидности эпидектической речи. Ее роль и значение в общении (торжественная речь с + или -);
  13. Полемические приемы и уловки в споре;
  14. Требования формальной логики по содержанию речи. Логические ошибки;
  15. Теория переговоров в современной Р. Правила ведения партнерских переговоров;
  16. Виды и речевой этикет делового общения;
  17. Особенности и разновидности информационных речей;
  18. Особенности и разновидности агитационных речей (речь, которая побуждает к действию);
  19. Виды и типы памяти. Приемы ее развития (зрительная, слуховая, механическая, тактильная, вкусовая);
  20. Учет особенростей аудитории. Техника привлечения внимания слушателей (категории аудитории: возрастная категория, половая категория, профессиональная категория (по профессиям), по интересам, по целям, дипломированные специалисты (образование));
  21. Публичное выступление как риторический жанр. Основной и вспомогательный материал;
  22. Критика в деловой коммуникации. Структура и этикет (цель критики: указать на недостатки, понять свои ошибки, стать лучше, подстаказать, помочь исправить);
  23. Актуальные проблемя деловой речевой коммуникации в современном мире;
  24. Роль Р в современном мире;
  25. Культура, принципы и правила вденения спора;
  26. Виды спора. Мотивы, руководящие спорящими и их влияние на отношения спорящих друг к другу. Методы ведения спора;
  27. Невербальные средства коммуникации;
  28. Черты научного стиля. Языковые средства, реализующие основные черты научного стиля;
  29. Виды и функции вопросов.  Формулировка вопросов ( уточняющие, дополняющие, по существу/ не посуществу темы, благожелательные/ неблагожелательные; отдельные виды вопросов запрещены (например в суде));
  30. Выбор темы речи. Основные требования к ее названию (название влияет на объем);
  31. Конфликт в деловом общении;
  32. Роль психологической образованности оратора. Средства активизации интереса слушателей: композиционные, речевые, методические;
  33. Риторические тропы и фигуры. Их роль в общении;
  34. Искусство задавать и отвечать на вопросы;
  35. Правила ведения спора;
  36. Основные черты публицистического стиля;
  37. Суггестивные техники. Их классификация и особенности использования.

 

Контрольная работа: основные требования:

  • Титульный лист;
  • План;
  • Введение (1, 1,5 стр)
  • Основная часть (не более 4-х параграфов; несколько вопросов, 15-25 стр)
  • Заключение (1-1,5 стр);
  • Список литературы (не более 5-ти книг, не более 5-ти интернет источников);
  • Приложения (приложение 1 и тд...см. приложение 1...).

Презентация 18 шрифт, просто работа 14 шрифт, сноски 12, 1,5 - интервал межстрочный, отступ - 1,3; 1,5. (Язык рекламы (особенности, роль и значение))

Тема 1. Понятие и сущность Р.

Р как наука о речи.

Р, ораторское искусство, ветейство, красноречие - одинаковы по своему значению.

Зарождение Р как науки произошло в Древней Греции в 5 в. до н.э. в эпоху афинской демократии. В республиккнском греческом полисе умение выступать публично ситалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина: он был очень активен, имел право голоса и право выступления.

Умело преподнесенная речь () могла повлиять на решение о войне и мире, об оправдательном или обвинительном приговоре, по этому в древней греции, а через 100 лет и в Древнем Риме, владение словом было необходимым качеством и неприменным условием хорошего образования. На первых парах Р. была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству.

Отдельные элементы Р. возникли еще раньше - в Древнем Китае и Индии, однако значительную роль она не играла.

Начало Р. принято связывать с деятельностью софистов Коракса, Тисия, Протагора, Горгия.

Автором первого учебника по Р. "Искусство убеждения" считают Коракса.

Софистом называют человека, который за тонкостями и деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того, что соответствует его целям. Таким образом под софизмом понимаю логически и в деталях верное, но по своей сути неистинное суждение.

Особенности риторического идеала софистов:

  1. Манипулирующая Р, монологическая Р - то есть адресат для говорящего являлся пассивным объектом воздействия, а не активным субъектом и его сознанием можно было манипулировать;
  2. Р софистов агонирующая (состязательность, борьба) - это была Р словесного спора, состязания, которые были направлены на победу одного и поражение другого;
  3. Р софистов была Р относительности, т.к. не истина была целью их спора, а победа.

Протагор:

Одним из первых начал изучать выведение заключения из посылок, начал использовать форму диалога, в котором собеседники отсьаивают противоположные точки зрения.

Труды "Искусство спора", о науках истина"

Горгий:

Считается основателем фигур как одного из основных объектов Р. Он активно пользовался фигурами речи, тропами, а также ритмически построенными фразами. Он сузил слишком размытый до него предмет Р и утверждал, что учит не добродетели и мудрости, а только раторскому искусству.

Труды "О не сущем или о природе", "Похвала Елене", " Оправдание Паламеда".

Лисий:

Считается создетелем судебной речи как особового вида красноречия. Примерно из 400 его речей сохранилось 34, то есть он заложил основы судебной речи.

Исократ:

Считается основателем литературной Р, первым ритором, уделявшим преимущественное внимание письменной речи. Он ввел понятие "композиции ораторского произведения".

Особенности его стиля:

  • Ясная и четкая конструкция;
  • Ритмическое членение речи;
  • Обилие декоративных эелементов.

Труды:

"Панегирик".

Платон:

Критикует софистику за хаотические последствия публичной речи, лишенные нравственного и предметного основания. Он подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратораотделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи. Его диалоги посвящены вопросам Р - эмоции, убеждения.

Труды:

"Федр", "Горгий".

Аристотель:

Завершил превращение Р в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между Р, логикой и диалектикой и среди важнейших черт Р выделил подход в действительности возможного и вероятного. Он указал место Р в системе наукантичности, подробно охарактеризовал все то, что составило ядро риторического учения на протяжении последующих столетий:

  1. Виды аргументов;
  2. Разряды слушателей;
  3. Роды риторических речей и и х коммунмкативные цели;
  4. Требования к стилю;
  5. Тропы;
  6. Компазиционные блоки речи;
  7. Способы доказательства и опровережения и др...

Труды:

"Риторика", "Топика", " О сафистических  опровержениях".

Цицерон:

Продолжил развивать теорию Р. Он рассматривает вопросы построения и содержания речи, рассматривает способы выбора стилей в соответствии с содержанием речи, рассматривает источники убеждения.

Труды:

"О нахождении", "Топика", "Оратор", "Брут", "Об ораторе".

Квинтилиан:

 Создал  полный античный учебник по  Р в 12-ти книгах "Риторические  наставления". В этом учебнике  он систематизирует все накопленные  до его времени знания по  искусству ораторов. Дает определение  Р, характеризует ее цели и  задачи, пишет о коммуникативных  задачах сообщения и убеждения, рассматривает способы возбуждения  эмоций и создания нужных настроений,  рассматривает технику произнесения  и запоминания.

Августин:

Один из отцов церкви. До своего обращения к христианству преподавал и Р.

Став христианином он обосновывал важность красноречия для истолкования библейских положений и для христианского проповедничества.

Труды:

"О христианском  учении", "Исповедь".

В средневековье Р стала одной из семи свободныз наук, преподаваемых в школах и университетах. Эти семь наук делились на 2 группы:

  1. Тривиум:
  • Грамматика;
  • Риторика;
  • Диалектика.

2.   Квадриум:

  • Арифметика;
  • Музыка;
  • Геометрия;
  • Астрономия.

Эту систему разработал римский учены Марк Теренций (50-ые годы до н.э.)

Преподавание наук тривиума продолжалось вплоть до 19 века.

Пьер Рамю:

Французский философ и филолог; пытался пересмотреть античную Р, в частности,  учения о трех стилях, использовал термин Р для трех компонентов коммуникации (дикция, панять, действие), цель которой убеждение. Его последователи определяли Р как искусство украшенной речи, в следствии чего Р стала сводится к изучению литературной формы и выражения.

С начала 17 века появляются первые письменные русские риторические пособия.

Первая русская Р (1620 г.) представляла собой перевод с латинского Р одного из вождей реформации Меланхтона.

Важнейшим учебником по красноречию стала Р (учебник) метрополита московского и коломнского Макария.

Оригинальную концепцию русской Р предложил Ломоносов.

В "кратком руководстве к Р" (1743 г.) и в "кратком руководстве к красноречию" (1747 г.)  была окончательно закреплена русская научная терминология Р.

С середины 18 и до середины 19 века вышло более 100 наименований учебников, учебных пособий и теоретических работ по Р. Наибольшее издание получили следующие труды:

  • Кошанский - Общая риторика; частная риторика;
  • Рижский - опыт риторики;
  • Мерзляков - краткая риторика;
  • Галич - теория красноречия для всех родов прозаических соченений;
  • Сперанский - правила высшего красноречия;
  • Никольский - основания российской словесности;
  • Давыдов - чтения о словесности;
  • Плевако - избранные речи; нашумевшие уголовные процессы;
  • Кони - судебные речи;
  • Урусов - первосоздатель русской судебной защиты.

В первой половине 20 века под влиянием радикальных экономических, политических преобразований в жизни общества требования и значимость Р возрасли. В современной России значительное количество по Р можно разделить на 5 групп:

  1. Сторонники возраждения традиционной Р как искусства красиво говорить с учетом новых научных достижений;
  2. Разработчики современной теории аргументации и теории речевого воздействия;
  3. Разработчики отдельных направлений, а именно:
  • Теории фигур;
  • тропов;
  • экспрессивности;

4.    Методолгия  Р;

5.    Исследователи  литературной Р/ поэтического языка.

Р

РИТОРИКА - это научная дисциплина, изучающая закономерности пораждения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Традиционно различают частную и общую Р.

Частная рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека

Частные риторики изучают особые области, которяе называют сферами повышенной речевой ответственности, т.к, в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или не умение владеть словом чрезвычайно велика (дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность).

Общая Р (неориторика) представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конктерной сферы  речевой коммуникации. Общая Р включает в себя следующие разделы:

  1. Риторический канон - это система специальных знаков и правил, следуя которым можно найти ответы на следующие вопросы:
  • Что сказать?
  • В какой последовательности?
  • Как, какими словами?

То есть риторический канон просеживает путь от мысли к слову, рассматривая 3 этапа:

  • Изобретение содержания;
  • Расположение изобретенного в нужном порядке;
  • Словесное выражение;
  1. Теория и практика публичной речи (оратория) - это особый важный раздел Р, т.к. свободное владение словом обязательно для человека,  который желает отстоять свою точку зрения публично, склонить авдиторию на свою сторону (риторика - дитя демократии);
  1. Теория искусства ведения спора - учит достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством;
  2. Ведение беседы - позволяет понять причины непонимания людей друг другом, усвоить факторы успеха, учит правильно определять стратегию и тактику ведения разговора, дает необходимые практические рекомендации;
  3. Р повседневного общения - дает знание о речевом поведении людей, об их бытовой повледневной жизни, помогает найти ответы на следующие вопросы:

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Основы риторики"