Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа
Цель исследования – комплексный структурно-семантический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами новый / new, старый / old в русском и английском языках. Выявление особенностей отражения культуры народа в исходных словах и в производных данных гнезд.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
∙ определение понятия «словообразовательное гнездо»;
∙ определение объема и структуры словообразовательных гнезд старый – новый в русском языке;
∙ осуществление компонентного анализа выявленной лексики, описание парадигматических и синтагматических отношений единиц в исследуемых гнездах, выявление их внутрисистемных особенностей;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО КАК ЕДИНИЦА ДЕРИВАТОЛОГИИ
§1. Вопрос о словообразовательном гнезде как единице словообразования в лингвистической литературе …………………………………………………………………...5
§2. Структура и типы словообразовательных гнезд ………………………………………….9
§3. Словообразовательные гнезда с исходными лексемами-антонимами………………….15
Выводы по I главе………………………………………………………………………………19
ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ИСХОДНЫМИ СЛОВАМИ СТАРЫЙ-НОВЫЙ, OLD-NEW
§1 Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый – новый ………………………………………………………………………20
§ 2. Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами old – new ……………………………………………………………………………...26
§ 3. Сопоставительный анализ исследуемых словообразовательных гнезд в русском и английском языках ……………………………………………………………………………31
Выводы по II главе……………………………………………………………………………..35
ГЛАВА III. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД
§ 1. Изучение раздела «Словообразования» в практике гимназического и лицейского преподавания……………………………………………………………………………………36
§ 2. Виды работ по изучению словообразовательных гнезд………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………...41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………
Исследователь Рацибурская Л.В. в
своей книге «
Анализ гнезд позволяет выявить словообразовательный потенциал различных частей речи, способствует изучению такого фундаментального вопроса, как взаимопроницаемость частей речи, находящихся на разных ступенях гнездовой иерархии, особенно существительных и глаголов, их деривационной мощности, проявляющейся в процессах взаимообогащения [Рацибурская 2002:11] .
Рацибурская Л.В. отмечает, что «анализ
словообразовательного гнезда должен
основываться на понимании гнезда как
подсистемы словообразовательной
системы языка. В словообразовательном
гнезде действуют закономерности, свойственные
словообразовательной системе языка в
целом в данный период его существования».
Таким образом, анализ словообразовательных гнезд позволяет не только решать проблемы собственно гнездового характера, но и по-новому подойти к решению уже известных проблем современной словообразовательной теории.
§2. Структура и типы словообразовательных гнезд
При исследовании словообразовательного
гнезда как особой сложной и многоаспектной
единицы возникает
По мнению исследователя Рацибурской Л.В., «в процессе развития языка состав гнезда меняется: одни слова появляются, другие исчезают, третьи вследствие семантических сдвигов, ведущих к ослаблению смысловых связей с родственниками, из центра гнезда перемещаются на его периферию или выходят из гнезда, утратив родственные отношения. При гнездовании часто приходится иметь дело с незавершенными процессами» [Рацибурская 2002:15].
«Поскольку словообразовательны
При определении состава
При описании структуры
Объем, или величина гнезда – общее количество членов гнезда, включая вершину. Существуют гнезда разного объема, с меньшей и большей наполняемостью. Например: гнездо с вершиной ведомость включает две единицы, гнездо ходить – 470 единиц, гнездо половина - 587 слов и т.д. [Тихонов 1985].
Глубина гнезда – наибольшее количество деривационных шагов в гнезде. Существуют гнезда разной глубины. Например, гнездо промыслить имеет пять деривационных шагов, а гнездо заря имеет два деривационных шага в глубину.
Тип гнезда:
а) преобладание в гнезде производных, образованных при помощи тех или иных способов. В связи с этим гнездо может быть суффиксальным, префиксальным, конверсионным или смешанным.
б) преобладание производных того или иного лексико-грамматического характера: именные (субстантивные, адъективные), глагольные, наречные и др. Без учета этого признака в конечном же счете все СГ являются смешанными. Обычно смешанные гнезда – это макрогнезда.
Структура словообразовательного гнезда представляет собой объединение словообразовательных пар, словообразовательных цепей, словообразовательных парадигм. Минимальной комплексной единицей гнезда выступает словообразовательная пара, которую составляют производящее и производное, связанные между собой и формально и семантически. В гнезде с вершиной мысль, например, выявляются следующие словообразовательные пары: мысль - мысленный, мыслить – мыслительный и др. Словообразовательная цепь (цепочка) – ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности, например, в гнезде с вершиной мир словообразовательная цепь состоит из звеньев: мир – мирить – примирить – примириться.
В пособии «Современный русский язык» под редакцией П.А. Леканта дается следующее определение «словообразовательная цепочка представляет собой ряд из трех и более однокоренных слов, входящих в одно словообразовательное гнездо и находящихся в отношениях последовательной производности. Исходным звеном словообразовательной цепочки является вершина словообразовательного гнезда. Ср., например, две словообразовательные цепочки, принадлежащие рассматриваемому гнезду: здоровый - нездоровый – нездоровиться; здоровый – здороветь – выздороветь – выздоровление (всего в данном гнезде шесть словообразовательных цепочек). Словообразовательные цепочки демонстрируют ступенчатый характер деривационных отношений. Так, дериват нездоровый, непосредственно образованный от слова – вершины гнезда, находится на I ступени производности, дериват нездоровиться – на II ступени производности и т.д. [Клобуков 2002: 234-235].
Словообразовательная цепь характеризуется сложными формальными и смысловыми отношениями слов, представляющих все ее звенья. Очень разнообразны словообразовательные цепи по своему строению. Разнообразие это создается прежде всего комбинацией частей речи в составе словообразовательной цепи. В русском языке представлены словообразовательные цепи, характерные для каждой части речи, а в пределах частей речи имеются цепи, типичные для отдельных лексико-семантических групп. Зависимость характера структуры словообразовательной цепи от принадлежности исходного слова цепи к той или иной лексико-семантической группе слов отмечается многими исследователями.
Рацибурская Л.В. отмечает, что «при анализе структуры словообразовательной цепи учитываются такие параметры, как длина цепи (количество входящих в нее компонентов), глубина цепи (величина, равная количеству деривационных шагов), открытость/закрытость ее структуры. Структура цепи связана с ее длиной. Ограничение на структурное разнообразие словообразовательных цепей накладывает возможное количество звеньев: словообразовательная цепь минимально состоит из одной словообразовательной пары, максимально из 7 пар. Седьмым звеном исчерпываются словообразовательные возможности русского языка на синтагматической оси. Цепи из 7 звеньев встречаются редко. Для русского языка наиболее характерны цепи из 3-4 звеньев. Соответственно и обычная глубина для большинства цепей составляет 3-4 деривационных шага» [Рацибурская 2002:24].
В словообразовательных цепочках в роли исходных выступают слова большинства частей речи: имена существительные, имена прилагательные, местоимения, числительные, глаголы, наречия. По признаку лексико-грамматической принадлежности исходного слова исследователи делят цепи на отсубстантивные, отглагольные, отадъективные, отнаречные и т.д.
К примеру, отсубстантивные: поп-попадья, жена – женить – жених - жениховский и др.;
Отадъективные: новый – новичок, белый – белесый – белесоватый – белесоватость; скупой – скупердяй – скупердяйка;
Отглагольные: крутить – выкрутить – выкрутасы; бить – выбить – выбивать – выбивание;
Отнаречные: где – нигде, так – так-то, тут – тутошный.
Гнездо, как системно – структурное объединение раскрывается в двух направлениях: синтагматическом и парадигматическом. Располагаясь на горизонтальной оси гнезда, словообразовательная пара и словообразовательная цепь отражают, по мнению А.Н. Тихонова, синтагматические отношения в гнезде: «в синтагматическом плане словообразовательное гнездо представляет собой совокупность словообразовательных цепочек» [Тихонов 1985:41]. Аналогичную мысль выражает Е.А. Земская [см.: Белошапкова, Земская и др. 1981:237].
На вертикальной оси располагается словообразов
Так, по определению Е. В. Клобукова, «словообразовательная парадигма – это класс однокоренных дериватов, находящихся в словообразовательном гнезде на одной и той же ступени производности и связанных между собой отношениями совместной производности, т.е. мотивированных одним и тем же производящим. Так Е. В. Клобуков в словообразовательном гнезде с вершиной здоровый выделяет следующие парадигмы:
здоровенький, здоровенный, нездоровый, здороветь, оздоровить, здоровье – дериваты I ступени производности, образованные от одного и того же производящего (в данном случае – непосредственно от вершины гнезда);
оздоровлять, оздоровление – дериваты II ступени производности (образованы от глагола оздоровить);
выздоровление, выздоравливать – дериваты III ступени производности (образованы от глагола выздороветь) [Клобуков 2002:235].
Таким образом, словообразовательная парадигма – одна из важнейших комплексных единиц словообразовательной системы, и в частности словообразовательного гнезда. Словообразовательная парадигма играет важную роль в структуре гнезда, в системной организации словообразования в целом, и эта роль полностью еще не определена. По мнению ученых, должны быть установлены классы слов с одинаковыми парадигмами, обнаружены неполные парадигмы и разработана типология словообразовательных парадигм. Необходимо, по мнению исследователей, установление числа членов парадигм, синонимических соответствий, вакантных мест (отсутствие членов, значение которых уже определено их позицией), уточнение характера словообразовательных значений членов парадигмы и ее семантического поля в целом, определение направления словообразовательных мотиваций, установление ограничений на создание производных.
Исследование
Словообразовательные парадигмы связаны со словообразовательными цепочками. Звенья цепочек, непосредственно объединяемые общим звеном, составляют его парадигму. В составе гнезда словообразовательные цепочки первичны по отношению к словообразовательным парадигмам хотя бы потому, что исходное слово гнезда входит в состав цепочек, но не входит в состав парадигм. Парадигмы порождаются звеньями цепочек.
Большинство лингвистов признают, что в основе строения словообразовательного гнезда лежит принцип иерархии, т.е. принцип последовательного подчинения одних единиц другим. Исходное слово – первая и обязательная ступень словообразования. Исходные слова являются непроизводными. Они возглавляют гнезда. [Тихонов 1985:9]. Производные, образованные от исходного слова, - дериваты, связаны с исходным словом отношениями словообразовательной мотивации.
Каждое производное слово