Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа
Цель исследования – комплексный структурно-семантический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами новый / new, старый / old в русском и английском языках. Выявление особенностей отражения культуры народа в исходных словах и в производных данных гнезд.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
∙ определение понятия «словообразовательное гнездо»;
∙ определение объема и структуры словообразовательных гнезд старый – новый в русском языке;
∙ осуществление компонентного анализа выявленной лексики, описание парадигматических и синтагматических отношений единиц в исследуемых гнездах, выявление их внутрисистемных особенностей;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО КАК ЕДИНИЦА ДЕРИВАТОЛОГИИ
§1. Вопрос о словообразовательном гнезде как единице словообразования в лингвистической литературе …………………………………………………………………...5
§2. Структура и типы словообразовательных гнезд ………………………………………….9
§3. Словообразовательные гнезда с исходными лексемами-антонимами………………….15
Выводы по I главе………………………………………………………………………………19
ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ИСХОДНЫМИ СЛОВАМИ СТАРЫЙ-НОВЫЙ, OLD-NEW
§1 Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый – новый ………………………………………………………………………20
§ 2. Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами old – new ……………………………………………………………………………...26
§ 3. Сопоставительный анализ исследуемых словообразовательных гнезд в русском и английском языках ……………………………………………………………………………31
Выводы по II главе……………………………………………………………………………..35
ГЛАВА III. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД
§ 1. Изучение раздела «Словообразования» в практике гимназического и лицейского преподавания……………………………………………………………………………………36
§ 2. Виды работ по изучению словообразовательных гнезд………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………...41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………
ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ИСХОДНЫМИ СЛОВАМИ СТАРЫЙ-НОВЫЙ, OLD-NEW
§1 Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый – новый
Подход к анализу и описанию СГнезд может различаться в зависимости от целей исследования. Так, А.И. Моисеев отмечал, что типологическое описание словообразовательных гнезд может быть построено на различных основаниях:
Е.Л. Гинзбург предложил типологию,
основанную на частеречной
Основываясь на типологическое описание А.И. Моисеева, для структурного анализа СГнезд старый – новый целесообразно предпринять следующие шаги:
1) рассмотреть семантическую
2) определить объем и структуру СГнезд с исходными словами старый – новый, выявив количество и частеречную структуру СЦепочек и СПарадигм в каждом из СГнезд;
3) составить типовую семантико–словообразовательную парадигму исследуемых гнезд.
Слова старый и новый в русском языке относятся к лексико-грамматической категории качественных прилагательных. Прилагательные старый – новый можно отнести к рациональным словам, обозначающим оценочные признаки, свойственные человеку, предметам, животному и явлениям.
Согласно «Этимологическому
Н.Д. Арутюнова, анализируя семантику прилагательного, отмечает, что русское старый восходит к индоевропейскому st(h)a ‘стоять’ (лат. restourare ‘восстанавливать’). Этому понятию могли сопутствовать такие коннотации, как сильный, плотный, большой, упорный, гордый, и вместе с тем оно вызывало представления о неподвижности, закоснелости, остолбенении [Арутюнова 1999: 696]. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в значении одной лексемы содержатся одновременно и положительная и отрицательная коннотации. Положительная оценка объясняется тем, что прочность и сила во всех культурах имеют выраженную положительную маркировку. Отрицательная оценка обусловлена понятиями, ассоциирующимися с дряхлостью, негодностью. К.А. Власова отмечает, что прилагательное старый полисемантично и имеет девять лексико-семантических вариантов [Власова 2002: 9].
Источниками анализа семантической
структуры послужили такие
Рассмотрим прилагательное старый как лексему. Лексема является планом выражения, звуковой оболочкой слова, а ее содержание – совокупность сем. Совокупность сем образует смысловую структуру лексемы. Основные семы лексемы старый выступают в соотношении: 1)имеющий качество + 2) одушевленный объект//неодушевленный объект + 3) существующий долгое время. Кроме того, выделяется сема положительной коннотации – опытный, и сема отрицательной коннотации – утративший свои качества, негодный.
Таким образом, можно выделить семь основных значений у прилагательного старый, которые совпадают с представленными значениями в словаре В. Даля [Даль 1979: 316]:
Указанные значения объединяют две гиперсемы:
Наличие в структуре данного слова
семы одушевленности/
Семантическое строение лексемы старый в самом общем виде можно представить как сосуществование под одной буквенно-звуковой формой двух гиперсем: гиперсемы темпоральность, и гиперсемы возраст.
Лексема новый, также как и старый относится к рациональным словам, обозначающим оценочные признаки, свойственные и человеку, и животному, и предметам, и явлениям. Изучая концепт новизны и подчеркивая роль нового в жизни человека и общества, Н.Д. Арутюнова проводит количественный анализ лексемы новый: «Корень нов- весьма продуктивен… . Особенно продуктивен компонент ново- в составе сложных слов ср.: новорожденный, новообретенный, новоиспеченный, новообращенный, новобранец, новобрачный и др. Всего в словаре Д.Н. Ушакова содержится 31 слово этого типа, но Даль приводит более 150 слов с элементом ново- [Арутюнова 1999:697]. Н.Д. Арутюнова справедливо считает, что «…семантика новизны представляет чрезвычайный интерес. Он определяется, прежде всего, тем, что «новое» характеризует бытие во всех его аспектах. Новизна практически универсальна. Бытие определяется тремя основными параметрами: онтологическим, пространственным и временным. Первый касается природы бытующих предметов, второй – области их бытования, третий – темпоральных границ бытия» [Арутюнова 1999: 698].
Интерпретация носителями языка лексем, содержащих сему новый, ранее неизвестный, тесно связана с психоэмоциональным восприятием. Выбор и употребление слова новый определяется как прагматической установкой говорящего, так и функциональным стилем текста.
Так же, как и старый, новый имеет общеславянский и индоевропейский характер: ср. др. – греч. neos, лат.novus, инд. navas. [Шанский 1994].
Согласно данным, приведенным в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля у слова новый выделяются такие значения:
В «Большом толковом словаре» под редакцией С.А. Кузнецова прилагательное новый имеет следующие значения:
1) такой, который не существовал раньше, впервые созданный, выведенный, открытый,
недавно появившийся;
2) недавно сделанный, приобретенный или поступивший, прибывший куда-либо;
Таким образом, в диахронном плане не произошло коренного сдвига в значении или появлении нового оттенка. Используя метод компонентного анализа [Васильев 1990: 90], семный состав лексемы новый можно представить в виде следующей схемы: 1) имеющий признак + 2) одушевленный / неодушевленный + 3) существующий недолгое время относительно момента говорения. Значения темпоральности, качественности и пространственности [по Арутюновой 1999:699] актуализируются непосредственно в акте речетворчества, в зависимости от целевой установки. Кроме того, синтаксический аспект также важен в актуализации того или иного значения. Если прилагательное новый в его темпоральном значении тяготеет к атрибутивной позиции, то, получая качественное значение, оно стремится перейти в позицию предиката; ср.: Это новый дом и Этот дом новый [Арутюнова 1999: 702].
Анализ значений лексем старый – новый выявил отсутствие абсолютной соотнесенности между ними. Лишь частью своих значений слово старый может вступать в антонимические отношения со словом новый.
Лексическая дистрибуция прилагательного ст
Как указывает Ю.Авдеева, «СГнездо с исходным словом старый является адъективным макрогнездом верно-цепочного типа. Общее количество производных на четырех ступенях словообразовательной деривации составляет 204 деривата» [Авдеева 2007:59], также исследователь приводит таблицу деривационного объема СГнезда старый:
Частеречные блоки |
Производные СГнезда старый |
адъективный |
67 |
субстантивный |
103 |
вербальный |
16 |
адвербиальный |
18 |
Всего |
204 |
Анализ производных на словообразовательном уровне позволяет прежде всего, описать различные способы словообразования, имеющиеся в СГнезде старый.
Так, наиболее частотный способ – суффиксация – обнаружен в производных всех частей речи: стар-оват-ый, стар-ец, стар-и-ть, стар-о.
Префиксация: пре-старый, не-старый.
Префиксально-суффиксальный: по-старинн-ому, пере-стар-ок, ис-стар-и,
анти- стари-тель.
Постфиксальный: старить-ся.
Префиксально-постфиксальный: со-старить-ся.
Нулевая суффиксация: старь.
Префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией: в-старь.
Субстантивация: старый (сущ.) – старая (сущ.).
В СГ старый количество словообразовательных ступеней достигает четырех, например:
Стар(ый)
стар-е-ть
за-стареть
застаре-л(ый)
застарел-ость.
Рассмотрим теперь структуру СГнезда с исходным словом новый. Сгнездо с вершиной новый также относится к адъективным сложным макрогнездам верно-цепочного типа. Структура этого гнезда сложна, и ее описание предполагает количественный и частеречный анализ Сцепочек и Спарадигм. По подсчетам Ю.Авдеевой, «всего в Сгнезде располагается 177 дериватов на четырех ступенях словообразования» [Авдеева 2007:68].
Деривационный объем СГнезда новый
Частеречные блоки |
Производные СГнезда новый |
адъективный |
60 |
субстантивный |
82 |
вербальный |
20 |
адъективный |
14 |
Всего |
177 |
Анализ производных в СГнезде новый на словообразовательном уровне позволяет выявить представленные в нем способы словообразования. Так, наиболее распространенный способ – суффиксация – обнаружен в производных всех частей речи: нов-изн-а, нов-о, нов-ехоньк-ий, нов-е-ть.
Префиксация: наи-новейший, по-новеть.
Префиксально-суффиксальный: под-нов-и-ть, по-нов-ому.
Постфиксальный: поновлять-ся.
Префиксально-постфиксальный – отсутствует.
Нулевая суффиксация: новь.
Префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией: в-новь.
Субстантивация: новорожденный (сущ.), новорожденная (сущ.).
Максимальное количество словообразовательных ступеней в словообразовательных цепочках этого гнезда достигает четырех, например:
новый
об-нов-и-ть
обновл-ен(иj-е)
обновлен-ец
обновленч-еств-о.