Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа
Цель исследования – комплексный структурно-семантический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами новый / new, старый / old в русском и английском языках. Выявление особенностей отражения культуры народа в исходных словах и в производных данных гнезд.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
∙ определение понятия «словообразовательное гнездо»;
∙ определение объема и структуры словообразовательных гнезд старый – новый в русском языке;
∙ осуществление компонентного анализа выявленной лексики, описание парадигматических и синтагматических отношений единиц в исследуемых гнездах, выявление их внутрисистемных особенностей;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО КАК ЕДИНИЦА ДЕРИВАТОЛОГИИ
§1. Вопрос о словообразовательном гнезде как единице словообразования в лингвистической литературе …………………………………………………………………...5
§2. Структура и типы словообразовательных гнезд ………………………………………….9
§3. Словообразовательные гнезда с исходными лексемами-антонимами………………….15
Выводы по I главе………………………………………………………………………………19
ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ИСХОДНЫМИ СЛОВАМИ СТАРЫЙ-НОВЫЙ, OLD-NEW
§1 Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый – новый ………………………………………………………………………20
§ 2. Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами old – new ……………………………………………………………………………...26
§ 3. Сопоставительный анализ исследуемых словообразовательных гнезд в русском и английском языках ……………………………………………………………………………31
Выводы по II главе……………………………………………………………………………..35
ГЛАВА III. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД
§ 1. Изучение раздела «Словообразования» в практике гимназического и лицейского преподавания……………………………………………………………………………………36
§ 2. Виды работ по изучению словообразовательных гнезд………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………...41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………
Особенностью гнезда является его способность реализовать все три возможные в языке типа отношении между его единицами – синтагматические, парадигматические и иерархические. Притом в гнездах демонстрируются иерархические отношения не межуровневые, а отношения внутри словообразовательного уровня.
Каждое словообразовательное гнездо имеет индивидуальный объем и структуру. При выделении типов гнезд А.И. Моисеев опирался на количественный фактор и учитывал расположение в гнезде его структурных элементов – словообразовательных пар и словообразовательных цепочек. А.И. Моисеев предложил выделить следующие типы гнезд:
В системе структурных типов словообразовательных гнезд центральное место принадлежит цепочным и веерным гнездам: они имеют специфическую, отчетливо дифференцированную структуру. Другие типы гнезд не обладают такой самостоятельностью: комплексные гнезда являются результатом объединения цепочек и вееров, а гнезда – пары слов являются как бы недоразвитыми цепочками или веерами [Моисеев 1987: 181-183].
В книге «Богатство языка и культура речи» А.И. Моисеев уточняет и углубляет эти положения, выделяя пять типов корневых словообразовательных гнезд и–соответственно- пять разновидностей словообразования:
1) нулевое словообразование: корневые слова, не ставшие производящими,- однословные гнезда (гнезда – слова);
2) элементарное (простейшее, замкнутое)
словообразование: от корневого
слова образуется только одно
производное слово, и на этом
словообразование
3) параллельное словообразование: от одного корневого производящего образуется два и более производных – результатом являются веерные гнезда;
4) последовательное
5) комбинированное
словообразование: объединение параллельного
и последовательного
По частеречной принадлежности исходного слова различаются гнезда, образованные от одинаковых частей речи,- субстантивные, адъективные, предикатные, адвербиальные. Такие словообразовательные гнезда могут реализовывать различные семантические отношения – синонимические или антонимические.
В последние годы проблематика исследования словообразовательного гнезда чрезвычайно расширилась и усложнилась. Изучение словообразовательных гнезд направлено на выявление закономерностей, связанных с действием его внутреннего механизма, определение особенностей взаимодействия его с другими единицами системы словообразования, построение типологии гнезд.
§3. Словообразовательные гнезда с исходными лексемами-антонимами
Активное исследование русской антонимии началось в середине ХХ века. Наибольший вклад в разработку и решение проблем антонимии внесли Ю.Д. Апресян, Л.А. Введенская, Л.А. Новиков, В.А. Иванова, Е.Н. Миллер, М.Р. Львов.
Понимание антонимии
тесно связано с лексическим
значением слова и предлагает
противопоставленность лишь одного
из семантических компонентов
Для слов с оценочным значением характерно не абсолютное, а относительное сопоставление с точки зрения определенного стандарта. Степень и границы проявления того или иного качества, признака зависят от семантического характера определяемого слова (например, тяжелый вопрос – легкий вопрос).
Проводя логический, семантический, парадигматический анализ противоположности в языке и речи, Л.А. Новиков выделяет три типа противоположности: контрарную, комплементарную, векторную. «Основной массив противопоставлений, представляющих ядро антонимии русского языка, образуют слова, значения которых воспринимаются как обозначения качества (хороший – плохой, добрый – злой) или направленности (входить – выходить, светать – темнеть). По своей форме эти слова могут быть как разнокоренными (высокий – низкий, живой – мертвый), так и однокоренными (культурный – некультурный, прилетать – улетать), а по характеру их семантических отношений – соразмерными (легкий – тяжелый, разбирать – собирать) и несоразмерными (начинать – переставать) [Новиков 1984:11].
Исследование лексических
Антонимия – явление настолько универсальное, что ее разнообразные проявления можно обнаружить как в языке, так и в авторском стиле текста, в структуре произведений малых и больших художественных форм. «Семантическая природа антонимов, заключающаяся в выражении противоположности, позволяет широко использовать их в языке в качестве одного из важнейших выразительных средств», отмечает Л.Н. Новиков.
Большинство лингвистов рассматривают антонимию как свойство, присущее в основном лексической системе, и, тем не менее, необходимо отметить, что это явление может быть обнаружено в плане содержания (в семантике) на любом уровне языка. Широко изучена антонимия лексических единиц – антонимических пар слов, антонимических блоков и антонимических полей в текстах, и гораздо менее изучена антонимия словообразовательных формантов и отраженная антонимия.
Признавая системный характер взаимосвязи всех уровней в организации слова, естественно предположить, что не только семантические, но и словообразовательные характеристики антонимов находятся в определенном взаимодействии. Одним из первых обратил внимание на словообразовательные антонимы А.Н. Тихонов, определив их как антонимы, возникающие в результате деривации. Такие словообразовательные антонимы создаются с помощью словообразовательных средств – префиксов, суффиксов. В сложных словах для этой цели используются антонимические компоненты. Ученый указывал, что в словообразовательной антонимии преобладает отраженная антонимия, т.е. антонимы – производные слова, которые сами по себе не выражают антонимических отношений и являются антонимами потому, что антонимичными значениями обладают их производящие, у которых они заимствовали антонимичные значения, как бы отражая их в своей семантической структуре. Таковы, например, прилагательные: нижний – верхний, отражающие антонимичность производящих низ – верх.
Большую роль в антонимической организации лексики играют словообразовательные гнезда. С ними связана вся отраженная антонимия, которая составляет около 70% всего антонимического массива русского языка.
Л.А. Новиков указывает на то, что: «… в системе языка антонимия исходных лексических единиц распространяется на другие категории и классы слов (части речи), которые находятся в определенных словообразовательных отношениях с данными». Такую антонимию Л.Н.Новиков, вслед за А.Н. Тихоновым, определяет как «отраженную антонимию» и указывает на то, что она может быть представлена в виде антонимических словообразовательных гнезд [Новиков 1984:27].
М.Р. Львов предпринял одну из первых попыток создания гнездовой репрезентации антонимов в «Школьном словаре антонимов русского языка» (М., 1981). В пояснительной статье к словарю указывается: «В конце словарной статьи приводятся гнезда антонимов – родственных слов, например к статье восток – запад: восточный – западный, восточнее западнее (наречия), провосточный – прозападный. Гнезда родственных слов показывают, какие из производных от данных корней сохраняют антонимические значения. В словаре эти сведения приводятся под рубрикой «Гнездо антонимов» и помечены специальным значком» [Львов 1981:9].
Необходимо отметить, что выявление антонимов-производных достаточно сложный и трудоемкий процесс. Наибольшую сложность представляет собой тот факт, что исходные слова зачастую бывают полисемантичны и различные производные реализуют различные значения исходного слова. В связи с этим М.Р. Львов делает оговорку, что в «словарь включены лишь такие пары антонимов, в которых противоположность бесспорна, значения симметричны, а сама пара широко используется в художественной литературе, публицистике, устной речи, произведениях писателей…» [Львов 1981:6-9]. Так для слова новый автор приводит следующие антонимы: старинный, древний, старый. В гнездо антонимов новый – старый входят следующие дериваты: по-новому – по-старому; новый- старинный; новизна – старина. Очевидно, что это далеко не полный состав гнезда, тем более что для слова старый словарная статья вообще отсутствует.
На сегодняшний
день существует тенденция к структурированной
подаче явления антонимии в
Учёные единодушно
признают, что антонимия в
С.А. Емельянова, выделяя единицу словообразовательное гнездо антонимов, которое представляет собой совокупность двух словообразовательных гнезд, обращает внимание на семантическое устройство словообразовательных гнезд с исходными словами – антонимами и указывает на то, что существует «три основных вида смысловых связей слов между исходными антонимами – полисемантами и их дериватами:
1) производные слова связаны с исходными словами гнезда во всем объеме значений;
2) производные слова связаны с исходными словами гнезда лишь частично, в
отдельных (2-3) значениях;
3) производные
связаны только с одним
1991:62].
Более того, общность словообразовательных элементов в словах с антонимическими корнями не обязательно предполагает их антонимию (Ср.: дневник – ночник).
Необходимо отметить, что отраженная антонимия словообразовательных гнезд в русском языке еще недостаточно изучена и не подвергалась специальному исследованию. До сих пор не создан словарь антонимических словообразовательных гнезд, и поэтому существует необходимость более углубленного изучения отраженной антонимии, представленной словообразовательными гнездами-антонимами. Появление такого словаря позволило бы глубже раскрыть словообразовательный потенциал русского языка и полнее выявить динамику развития антонимических словообразовательных типов и парадигм.
Результаты исследования словообразовательных гнезд с исходными словами – антонимами старый - новый могут быть использованы для создания словаря словообразовательное гнездо антонимов, являясь апробацией методов и приемов составления словарных статьей.
Выводы по I главе
Таким образом, словообразовательное гнездо как единица дериватологии – один из перспективных и актуальных предметов исследования в лингвистике.