Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа
Цель исследования – комплексный структурно-семантический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами новый / new, старый / old в русском и английском языках. Выявление особенностей отражения культуры народа в исходных словах и в производных данных гнезд.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
∙ определение понятия «словообразовательное гнездо»;
∙ определение объема и структуры словообразовательных гнезд старый – новый в русском языке;
∙ осуществление компонентного анализа выявленной лексики, описание парадигматических и синтагматических отношений единиц в исследуемых гнездах, выявление их внутрисистемных особенностей;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО КАК ЕДИНИЦА ДЕРИВАТОЛОГИИ
§1. Вопрос о словообразовательном гнезде как единице словообразования в лингвистической литературе …………………………………………………………………...5
§2. Структура и типы словообразовательных гнезд ………………………………………….9
§3. Словообразовательные гнезда с исходными лексемами-антонимами………………….15
Выводы по I главе………………………………………………………………………………19
ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ИСХОДНЫМИ СЛОВАМИ СТАРЫЙ-НОВЫЙ, OLD-NEW
§1 Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый – новый ………………………………………………………………………20
§ 2. Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами old – new ……………………………………………………………………………...26
§ 3. Сопоставительный анализ исследуемых словообразовательных гнезд в русском и английском языках ……………………………………………………………………………31
Выводы по II главе……………………………………………………………………………..35
ГЛАВА III. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД
§ 1. Изучение раздела «Словообразования» в практике гимназического и лицейского преподавания……………………………………………………………………………………36
§ 2. Виды работ по изучению словообразовательных гнезд………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………...41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………
13. Составьте такое словообразовательное гнездо, чтобы в нем были слова, образованные по следующим моделям:
а) глаг. + -тель – лицо, совершающее
действие, названное глаголом;
б) сущ. + -ниц(а) – наименование
лица женского пола по лицу мужского пола;
в) сущ. + -ск- – свойственный кому-либо,
чему-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо.
Таким образом, введение содержательного анализа фактов словопроизводства способствует развитию у школьников способности проникать вглубь слова. Выявление лексико-словообразовательных связей между словами словообразовательного гнезда содействует системному изучению данного раздела в школе; а также ученики должны осознать роль и текстообразующую функцию словообразовательных гнезд в тексте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы попытались осуществить сопоставительный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами новый/старый в русском языке и old/new в английском языке. Анализ осуществлялся с точки зрения семантики и структуры словообразовательных гнезд. Контрастивный анализ показал, что данные СГнезда имеют большое значение как в русском, так и в английском языках. Это связано с семантикой исходных слов данных СГнезд. Значение слов новый/старый и old/new показывают отношения русскоговорящих и англоговорящих к понятию новизны.
В ходе проведенного сопоставительного анализа мы пришли к следующим выводам:
Такими же характеристиками обладает СГнездо с исходным словом новый.
Как показывает работа, выявленное соотношение членов исследуемых СГнезд является синхронным срезом словообразовательного яруса русского и английского языков. Исходные слова рассматриваемых СГнезд имеют важное культурологическое значение, так как отражают отношение говорящих к старому и новому: в русской культуре преобладает положительное отношение к старому, к возрасту; в западной (англоговорящей) культуре преобладает положительное отношение к новому, к прогрессу.
В III главе данной лицензионной работы предложены типы работ при изучении курса «Словообразования» в школе.
Материалы данного исследования могут быть использованы для составления подробных антонимических словарей, в спецкурсе по словообразованию.
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение
Согласно куррикулуму гимназического этапа обучения, знакомство с словообразованием происходит в 5 классе. Учащиеся должны овладеть основными способами словообразования, уметь определять производную основу, овладеть такими понятиями, как морфема, основа, корень. Однако, на наш взгляд, целесообразнее изучать словообразовательные гнезда в 10 классе при повторении словообразования. В 10 классе учащиеся могут выполнять задания более высокой сложности, к примеру составлять словообразовательные гнезда с заданным исходным словом. Цель такого урока в 10 классе не только повторить материал по словообразованию, но и дополнить и систематизировать свои знания.
Дидактический проект урока
Предмет: русский язык
Класс: 10
Тема: Словообразовательные гнезда
Ключевые цели:
1. изучить определение понятия словообразовательные гнезда;
2. развить умения и навыки
составления
Субкомпетенции:
1. знание и понимание понятия словообразовательное гнездо;
2. умение определять способ
3. умение составлять
4. знание пословиц и поговорок со словами старый – новый;
5. умение творчески мыслить.
Виды обучающей и оценочной деятельности: эвристическая беседа, работа в группах, тест.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Оценивание |
Организационный момент |
Учитель приветствует класс, проверяет его готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. |
|
Актуализация опорных знаний |
На прошлом занятии мы повторили основные морфемы и способы словообразования. На доске вы видите слова: светлость светловатый светлый светленький светлица светло
- Назовите способ словообразован
- Что общего у этих слов?
- Как называется такая группа слов?
- Как вы уже догадались, тема
нашего сегодняшнего урока: |
Ученики внимательно смотрят на доску и отвечают на вопросы.
- суффиксальный способ
- это слова с одним корнем свет
- словообразова-тельное гнездо. Ученики записывают тему в тетрадь. |
Оценивается активность учащихся |
Изучение нового материала |
Для начала хочу напомнить вам, что такое словообразовательное гнездо. Слово учителя: Словообразовательное гнездо –
это упорядоченное единство однокоренных
слов, связанных отношениями В науке такие словесные « Слова располагаются в гнезде согласно последовательности их словообразования. Поэтому внутри гнезда выделяют несколько словообразовательных цепочек.
- А теперь потренируемся в
составлении - Разделившись на 3 группы составьте словообразовательные гнезда с исходными словами: лес, гора, круг. И определите способ словообразования каждого нового слова. |
Ученики внимательно слушают учителя.
Работают в группах и составляю |
Оценивается умение составлять СГнезда и определять способ словообразования. |
Закрепление нового материала |
Выполним следующее задание: составьте словообразовательные гнезда с исходными словами старый и новый. Слова для справок: старо, старина, старение, старичок, стареть, постареть, старенький, старейшина, старчество; новый, ново, новейший, новенький, новинка, новичок, по-новому, обновить, обновление, новатор, новость.
1. Из скольких 2. Слова каких частей речи входят в словообразовательные гнезда? Молодцы, ребята! - Слова этих
На партах перед вами карточки с текстом. Прочитайте. Найдите в тексте слова, входящие в одно словообразовательное гнездо. Какое слово в этом гнезде будет вершиной? Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги. Большая листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях. Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву. (По А. Кожевникову). - Определите, какие слова в тексте являются ключевыми. Как вы считаете, для чего автор использовал столько слов одного СГнезда в тесте? - Раскройте функцию словообразовательных гнезд в тексте. |
Ученики составляют словообразовательные гнезда в тетради и отвечают на вопросы.
Ученики подбирают пословицы : 1. Новых друзей наживай, а старых не теряй! 2. И новая песня стареется. 3. Старое по-старому, а вновь ничего. Внимательно читают текст, выполняют задание письменно.
Отвечают на вопросы, формулируют выводы. (СГнезда выполняют текстообразующую функцию, т. е. являются скрепляющим элементом в тексте). |
Оценивается умение грамотно составлять словообразо-вательные цепочки.
Оценивается знание русских поговорок и пословиц.
Оценивается умение находить слова одного словообразовательного гнезда, умение определять функцию этих слов в тексте.
Оценивается грамотно формулиро-вать выводы. |
Оценивание |
Тест 1. Наука, занимающаяся способами образования новых слов… а) морфемика б) морфология в) словообразование.
2. Минимальная значимая часть слова… а) фонема б) морфема в) основа.
3. Упорядоченное единство однокоренных слов, связанных отношениями словообразовательной производности… а) словообразовательное гнездо б) однокоренные слова в) словообразовательная цепочка.
4. Способ словообразования в данной словообразовательной цепочке бежать – пробежать: а) суффиксальный способ б) префиксальный способ в) префиксально-суффиксальный.
5. Вычеркните лишнее слово в словообразовательном гнезде: а) нос, носик, переносица, носить, носатый; б) гора, горный, гористый, горелый, предгорье. в) вода, водяной, водить, водичка. |
Правильные ответы: №1 в) словообразование
№2 б) морфема
№3 а) словообразовательное гнездо
№4 б) префиксальный способ
№5 а) носить б) горелый в) водить. |
Оценивается активность учащихся и правильность ответов на вопросы. |
Объяснение домашнего задания
|
Вашим домашним заданием будет написать эссе на тему: «Всё новое – это хорошо забытое старое», в котором используйте как можно больше слов словообразовательных гнезд с исходными словами старый - новый.
|
Ученики внимательно слушают учителя и записывают домашнее задание.
|
|
Рефлексия |
∙ До конца урока осталось несколько минут, прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке.
∙ Все ли было ясно? Есть ко мне вопросы?
Спасибо за урок! Хорошего вам дня! |
Ученики делятся своими впечатлениями об уроке. |