Устная и письменная разновидности русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 19:35, реферат

Описание работы

Любой язык, в том числе и русский, существует в двух формах – устной и письменной.
Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил двух типов:
1) правил референции;
2) правил предикации.
Прежде всего речевая деятельность – это речь, включающая говорение. Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида. другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включающую говорение.

Файлы: 1 файл

усная речь.docx

— 274.37 Кб (Скачать файл)

7. Устная и письменная разновидности русского языка

Любой язык, в том числе и русский, существует в двух формах – устной и письменной.

Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил двух типов:

1) правил референции;

2) правил предикации.

Прежде всего речевая деятельность – это речь, включающая говорение. Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида. другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включающую говорение. При этом выделяют два понятия:

1) речевой акт;

2) структуру языка.

Язык изучают как явление социальное. Действительно, язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку его слова понятны другим.

Основой речевой деятельности является мышление. Наши мысли мы можем передавать посредством органа говорения – языка. Из биологии мы знаем, что это подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.

Лизать языком, попробовать на язык (т. е. на вкус).

Язык также понимается как исторически сложившийся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Устная речь – это речь звучащая, она создается в процессе разговора. Для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности:

1) свобода в выборе лексики;

2) использование простых предложений;

3) употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода;

4) повторы;

5) незаконченность выражения мысли.

Устная форма представлена в двух своих разновидностях:

1) разговорная речь;

2) кодифицированная речь.

Разговорная речь допускает непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими; неподготовленность речи; использование невербальных средств коммуникации (жестов и мимики); возможность смены ролей говорящего и слушающего. Разговорная речь имеет свои нормы, которых каждый говорящий должен придерживаться.

Кодифицированная речь используется в официальных сферах общения (на конференциях, собраниях и т. д.).

Письменная речь – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Для нее характерны преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов.

Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.

Оформление предикативности и референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем «темы» или «нового» в сообщении.

Первые два отличия устной формы объединяют ее с произносимой вслух письменной речью. Третье отличие характеризует речь, производимую в устной форме. Устная речь делится на разговорную и неразговорную. Разговорная речь разделяется на научную, публицистическую, деловую, художественную.

Устная речь имеет свою специфику. Она происходит в условиях территориальной и временной близости собеседников. Поэтому в устной речи важную роль играют не только языковые средства, но и интонации, жесты, мимика.

Интонация создается мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать интонацию.

 

 

 

 

екст работы:

 

Реферат по русскому языку на тему:                            

       

 «  Устная и письменная речь»

Выполнили: Королева Алёна, Сотов Евгений, ученики 11 класса                                                                                  Учитель: Русского языка, Мызрова Зинаида Николаевна

                                              

2012 год

                                      

     Содержание

Введение. --------------------------------------------------------------------------

1. Особенности языка и  речи. ------------------------------------------ ----

1.1. Лингвистические уровни  устной речи--------- -----------------------

2. Общая характеристика  форм речи--------------------------------------

2.1. Из истории происхождения  речи.------------------------------------

2.2. Речь и ее психологические  особенности----------------------------

3. Устная речь.--------------------------------------------------------------------

4. Письменная речь -------------------------------------------------------------

4.1. Из истории письма.-------------------------------------------------------

4.2. Лексико – грамматический уровень письменной речи.--------

5. Культура устной и  письменной речи------------------------------------

Заключение.------------------------------------------------------------------------

Список литературы ----------------------------------------------------------- --

Введение.

Современный литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Они характеризуются особенностями со стороны лексического состава и грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия - слуховое и зрительное. Лингвистический словарь Д. Э. Розенталя дает такое понятие форм речи: «Формы речи. 1. Разновидности речи, различающиеся внешними средствами выражения высказывания. Письменная форма речи(речь, зафиксированная на письме). Устная форма речи (речь звучащая).

2. Стилистические разновидности  речи, различающиеся степенью соблюдения норм литературного языка. Письменная речь (речь, характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы). Устная речь (речь, характеризующаяся более свободным отношением к литературной норме).»1

В наше время информационных технологий важно изучить обе формы речи, так как они тесно переплетаются друг с другом, играют огромную роль в нашей жизни и занимают примерно одинаковое место по своей значимости. С одинаковым успехом любой письменный текст может быть прочитан вслух, а устный - записан при помощи различных технических средств. Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Вместе с тем устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности. Изучением устной и письменной речи занимались известные лингвисты и психологи нашей страны и других стран мира, о чем свидетельствуют многие литературные источники.

В процессе работы над рефератом были проработаны учебники по языкознанию таких авторов как А. А. Реформатский. Б. Н. Головин, А. Н.Кодухов, Т. П.Ломтев, А. И. Смирницкий. Интересными оказались работы Л. В. Щербы «Языковая система и речевая деятельность», А. А.Леонтьева «Язык, речь, речевая деятельность», Л. И. Баранниковой «Основные сведения о языке», статьи А. И. Моисеева «Некоторые общие вопросы письма», В. А. Ицковича «Языковая норма», Л. И. Скворцова « Что угрожает литературному языку?», Н. И.Формановской «Культура общения и речевой этикет». Кроме того, были изучены словари лингвистических терминов Д. Э.Розенталя, О. И.Ахмановой, В. И. Ярцева и др.

Целью реферата является изучение устной и письменной речи и особенностей данных форм литературного языка.

1. Особенности  языка и речи.

Прежде чем рассматривать устную и письменную речь необходимо дать общее понятие речи, трактуемое лингвистическими словарями и справочниками.

РЕЧЬ!  Деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива; употребление (использование) разнообразных средств языка для передачи сложного содержания, включающего, помимо собственно информации, обращение (призыв, воззвание) к слушателю, побуждение его к действию (соответственно к ответу).1

РЕЧЬ - это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Характеристика речи обычно дается через противопоставление ее языку (коду), понимаемому как система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также как система правил их употребления и сочетаемости.

Введением в науку термина «речь» признается тот очевидный факт, что общее (язык) и отдельное, частное (речь) едины и вместе с тем различны. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, мы называем языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т. е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), мы называем речью. Средства общения в возможности (потенции) — язык. Те же самые средства в действии (реализации) — речь. Общее (язык) выражается и осуществляется в отдельном, частном (речь). Отдельное, частное (речь) — это одна из многих конкретных форм общего (языка).

Язык и речь нельзя отрывать друг от друга, нельзя противопоставлять, забывая об их единстве. Но вместе с тем нельзя забывать и об их различии.

Речь и язык (код) образуют единый феномен человеческого языка и каждого конкретного языка, взятого в определенном его состоянии. Речь есть воплощение, реализация языка (кода), который обнаруживает себя в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык — это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения.

Речь вводит язык в контекст употребления. Она конкретна и неповторима в противоположность абстрактности и воспроизводимости языка; она актуальна, язык же потенциален. Будучи событием, действием, речь развертывается во времени и реализуется в пространстве, язык же (код) отвлечен от этих параметров мира; речь бесконечна, система языка конечна. Речь материальна. Она состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами (слухом, также зрением, осязанием). Язык (система языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи, образуемые их различительными и общими признаками. Иначе говоря, речь субстанциональна, а язык формален. Речь активна и динамична, а система языка в большей мере пассивна и статична. Речь подвижна, язык относительно стабилен. Речь субъективна, являясь видом свободной творческой деятельности индивида, язык — достояние пользующегося им общества, он объективен по отношению к говорящим, Речь произвольна, язык обязателен (императивен). Речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа. Речь преднамеренна и обращена к определенной цели, в отличие от нецеленаправленности языка. Речь контекстно и ситуативно обусловлена, язык независим от обстановки общения. За перечисленными различиями языка и речи, играющими в разных концепциях большую или меньшую роль, иногда видят противопоставление сущности и явления, общего и частного.

Речь обладает также свойствами, не противопоставляемыми непосредственно отдельно взятым чертам языка и относящимися к способу протекания речевой деятельности. Процесс речи характеризуется определенным темпом, продолжительностью, тембровыми особенностями, степенью громкости, артикуляционной четкости, акцентом. Индивидуальный характер - важнейший признак речи. «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности» (В. фон Гумбольдт). Язык же, по Гумбольдту, «есть средство преобразования субъективного в объективное»1. Субъективность речи проявляется в том, что речь имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложений; он относит языковые номинации к определенным объектам действительности, придавая им речевое значение. Говорящий (или пишущий) отдает предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения (фамильярному, официальному, почтительному, пренебрежительному, прямому, косвенному и т. п.), использует высказывание с нужным для своих целей коммуникативным заданием. «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности» (Гумбольдт). Индивидуальный стиль речи прочно опирается на норму данного языка; именно этим обеспечивается точность, ясность и выразительность речи. Он включает особенности, которые вызываются принадлежностью говорящего к определенной социальной среде, профессии — по образованию и практической деятельности, и, наконец, особенности, которые являются собственно индивидуальными, так как принадлежат данному лицу.

В индивидуальных отклонениях речи заложены истоки языковых изменений. Язык творит речь и в то же время сам творится в речи. «Язык одновременно и орудие и продукт речи» (Ф. де Соссюр). Возможности варьирования речи, однако, не беспредельны. Речь должна быть понята адресатом.

При помощи речи происходит общение между людьми. Общение создает коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты.

Речь как один из видов социальной активности человека переплетается с другими формами деятельности, в т. ч. трудовой, в процессе осуществления которой она и возникла.

Теоретическая разработка проблемы языка и речи связана с именем Соссюра, относившего различение языка и речи к самому предмету исследования — феномену языка (в его терминологии langage "речевая деятельность"), в котором, как считал он, соединены объекта принципиально разной природы: язык (langue) и речь (parole). Он считал, что, хотя в своем существовании язык и речь взаимообусловлены, они несводимы друг к другу и не могут рассматриваться с одной точки зрения, а «речевая деятельность, взятая в целом, непознаваема, так как она неоднородна».

Речь тесно связана с мышлением, поэтому некоторые ученые говорят о речевом мышлении и этапах речемыслительного процесса (С. Д. Кацнельсон). Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка. 
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н. И.Жинкин писал: “ Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания ”1. Знание, факты, то есть информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления. 
Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает человек, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи.2

2. Общая характеристика  форм речи.

Восприятие информации человеком происходит в двух формах речи: устной и письменной. В наше время, время информационных технологий, обе формы речи тесно переплетаются друг с другом. Обе формы речи играют огромную роль в нашей жизни. И та и другая занимают примерно одинаковое место по своей значимости. С одинаковым успехом любой письменный текст может быть прочитан вслух, а устный - записан при помощи различных технических средств. Существуют такие жанры письменной речи, которые предназначены для того, чтобы их озвучивали со сцены или экрана телевизора. И, наоборот, в литературных произведениях широко используются приёмы стилизации под « устность»: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, присущие устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица и т. п. Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют (например, интервью). Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т. е. они фиксируются в грамматических словарях, учебниках. Распространению этих норм способствуют учебные и культурные заведения, средства массовой информации. Литературная речь – абсолютно универсальна. На её основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность.

Информация о работе Устная и письменная разновидности русского языка