Устная и письменная разновидности русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 19:35, реферат

Описание работы

Любой язык, в том числе и русский, существует в двух формах – устной и письменной.
Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил двух типов:
1) правил референции;
2) правил предикации.
Прежде всего речевая деятельность – это речь, включающая говорение. Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида. другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включающую говорение.

Файлы: 1 файл

усная речь.docx

— 274.37 Кб (Скачать файл)

В разговорной речи проявляются общие и индивидуальные особенности внутренней речи говорящего: его поиски нужной синтаксической конструкции, подходящего слова в определенной синтаксической позиции, повторы, выбор средств поддержания диалога, паузы обдумывания и т. д. Именно в неподготовленной, живой речи находят свое подтверждение положения теории речевой деятельности: логические структуры и языковые конструкции не полностью соотносительны, т. е. равны друг другу; существуют законы невыражения структур мысли; существуют явные и неявные споco6ы выражения смысла, выборочное отражение «положения дел» или «картины мира». 
Устная речь показывает сознательный характер формирования линейной организации речи говорящим, его ориентацию на мир слушателя, прогноз его коммуникативных ожиданий и реакций. Это подтверждает контроль говорящего над способом высказывания, выражающийся во введении оборотов метарефлексии поправок уточнений. 
Многообразие форм человеческой жизни рождает выбор тем речевого общения, стратегий речевого поведения, жанра общения и приемов воплощения чувства – речи - мысли. В устной речи существуют свои специфичные средства привлечения внимания собеседника, приемы экспрессивности, убеждения и особая, в зависимости от жанра речи, эстетика.

Устная публичная речь – разновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных выступлениях на общественно значимые темы. Вместе с разговорной речью составляет устную форму литературного языка, которая реализуется в двух разновидностях –разговорной и публичной – и противопоставляется ее письменной форме. Некоторыми исследователями устная форма литературного языка называется его устно-разговорной разновидностью. В основе выделения разговорной

и публичной речи лежат различия в коммуникативной функции, в теме и ситуации речи. К устной публичной речи говорящий прибегает при осуществлении, прежде всего функций сообщения и воздействия при наличии интеллектуальной темы и в ситуации публичного общения в производственной и социально-культурной сферах.

Для осуществления речевого акта в условиях устной публичной речи характерно особое отношение адресанта и адресата речи, при котором осуществляется преимущественно одностороннее воздействие адресанта речи на адресата. Важны качественные (степень информированности) и количественные характеристики адресата. Важны и социальные отношения между адресантом и адресатом. Устная публичная речь может носить подготовленный характер со стороны своих содержательно-композиционных особенностей, однако в своем структурно - языковом воплощении она является спонтанной. Основные ее языковые характеристики определяются фактором устности.

Спонтанность устной публичной речи отвечает закономерностям порождения речи и состоит в развертывании лексико-грамматической программы высказывания по мере осуществления речи. Ей свойственна необратимость во времени, характерно стремление к самостоятельной, предикативности (глагольности) отрезков речи, меньших, чем предложение. Эти свойства присущи и разговорной речи и универсальны для устных форм разных литературных языков.

В устной публичной речи используются книжно-письменные свойства соответствующих ей по тематике стилей письменного литературного языка, однако, в пределах, допускаемых устной формой. Основные жанры устной публичной речи — доклад, лекция, сообщение, выступление, консультация, беседа.

Нормы устной публичной речи ближе к нормам кодифицированного языка, чем нормы разговорной речи. Несмотря на это, современная русская устная публичная речь в целом не является кодифицированной. Степень влияния диалогической речи на устную публичную речь и разговорную речь в разных языках неодинакова.

Степень насыщенности устной публичной речи книжными элементами зависит от темы и ситуации речи. При освещении интеллектуализированной. темы, являющейся преимущественно достоянием речи в ситуации публичного или опосредствованного общения (радио, телевидение), близость к кодифицированной норме возрастает, однако основные характеристики остаются неизменными.

Устная публичная речь может иметь диалогическую и монологическую формы в зависимости от коммуникативной функции. Преобладание функции общения способствует усилению диалогичности речи, преобладание функции сообщения — монологичности. Поскольку обычно совместное проявление функций сообщения, общения и воздействия, монологическая форма имеет элементы диалога и характеризуется неоднородностью. Краткие отрезки монолога приближаются по своей структуре к диалогу, пространный монолог создает условия для действия противоположно направленных тенденций: проникновения в речь книжно-письменных средств и осуществления ведущих характеристик устной речи. В таком монологе структурная схема предложения не получает полного воплощения: она может быть измененной, прерванной, незавершенной. Изучение устной публичной речи началось в 70-х гг. 20 в. в русистике и охватило и другие языки, преимущественно чешский, английский, немецкий.

4. Письменная речь

Речь письменная англ. written speech. 1) Речь в письменной форме, речь, фиксируемая на письме. 2) Стилистическая разновидность речи, характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы данного языка.1

1.О. И.Ахманова Словарь  лингвистических терминов.- М., 2007, с. 386

Историки письма утверждают, что письменная речь вторична по отношению к устной речи. Буквы, используемые на письме,- это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетанием букв, и знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т. е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить её в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. С древних времён люди, не имея возможности общаться непосредственно, обменивались письмами, многие из которых сохранились до сегодняшнего дня, преодолев барьер времени. Развитие технических средств сообщения, как телефон, в какой-то мере уменьшило роль письма. Но появление факса и распространение сети Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют именно письменную форму речи. Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развёртывается не во временном, а в статистическом пространстве, что даёт пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратится к словарям и справочникам. В связи с этим письменная речь имеет свои особенности. Письменная речь использует книжный язык,

употребление, которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально - делового стиля речи, недопустима. Предложение, Являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логикосмысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции и т. п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь является основной формой существования речи в научном, публицистическом официально - деловом и художественном стилях.Внимание исследователей привлекли некоторые особенности процессов реализации письменного языка. В частности, Л. С. Выготский отмечал « большую сознательность письменной речи по сравнению с устной» - эта черта вытекает из того, что овладение письмом всегда есть ни что иное, как результат целенаправленного обучения, при котором необходимо проделать путь от осознаваемого изучений правил правописания через систему повторяющихся упражнений к вторично автоматизированному навыку письма. Именно это обстоятельство открывает возможность решающего влияния со стороны кодификации норм письменного языка (орфографических, пунктуационных правил) на пишущего, на формирование у него установок в процессе письма. Тем самым определяются максимальные (по с равнению с различными уровнями языковой системы) возможности действия кодификации в письменной речи.Как проявления языковой системы, нормы письменного языка представляют собой закономерности реализации графической и пунктуационной систем, формирующиеся, функционирующие и изменяющиеся по законам языковой системы - и в то же время как нормы письменного языка,обладающие значительной стабильностью, обязательностью и силой воздействия регламентации на употребление.

                             

4.1.Из истории  письма.

Звуковая речь, являющаяся основным средством общения в человеческом коллективе, дала возможность развиться и другим средствам передачи информации. Одним из таких дополнительных средств общения, появившимся в глубокой древности, является письмо. Оно давало возможность человеку передавать мысли, сообщения другому племени, фиксировать необходимые сведения, сохранять в памяти накопленные знания, передавать их от поколения к поколению, от народа к народу. Благодаря письму каждый человек может использовать опыт всего человечества, использовать его в своей деятельности, приумножать знания, сообщать их на дальние расстояния, фиксировать для потомков. Письмо ныне способствует повышению объединяющей роли языка.

История письма — это одна из важных страниц в истории развития культуры человечества. Знание этой истории необходимо, ибо оно позволяет наглядно представить, как шел человек на пути прогресса.

Письмо появилось рано, так как человек рано столкнулся с необходимостью передавать информацию в тех случаях, когда прямое общение с использованием звуковой речи было невозможно.

Первоначально для передачи информации применялась, например, пиктография, бирки, зарубки, вампумы, кипу. Собственно письмо вырабатывается обычно в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйств, жизни. Система письма характеризуется постоянным составом знаков, причем каждый знак передает либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельных звуков речи. Для классификации видов письма важна не форма знаков (изобразительно-рисуночная, условно-геометрическая и т. п.), а характер передачи знаками элементов речи. Существует 4 основных типа письма - идеографический, словесно-слоговой (логографически-силлабический), собственно силлабический и буквенно-звуковой (алфавитный). В конкретных системах письма эти типы обычно существуют в невполне

чистом виде.

В то же время письмо является самостоятельной системой коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: даёт возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения. Читая книги, исторические документы разных времён и народов, мы можем прикоснуться к истории; культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Письмом современная наука о языке называет систему начертательных знаков, используемую для фиксации звуковой речи. Письмо надо отличать от письменности; этот второй термин обозначает совокупность рукописных и печатных произведений, документов, выполненных при помощи того или иного письма.

По сравнению со звуковым языком письмо сравнительно молодо: его возникновение отделено от нас всего двумя-тремя тысячами лет, в то время как звуковой речи не менее 400—500 тысяч лет.

Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Уже давно сложились поговорки о преимуществах письма перед устной речью. И происхождение письма следует относить к тем эпохам, когда у говорящих людей появилась потребность преодолевать в связи с более сложными общественными отношениями пространство для взаимоотношений с отдаленными членами рода или с другими племенами, а также для увековечения чего-либо во временах. Таким образом, послания («письма») и надгробно-триумфальные надписи стали первейшими видами письменности. Но первые письма так же «мимолетны», как и слова устного языка, и мы можем их изучить лишь по живой практике тех племен, которые до последнего времени пользовались такими видами письма (это лингвист может почерпнуть у этнографов); вторые же (т. е. мемориальные надписи) доступны непосредственному наблюдению (надписи на скалах, на стенах пещер, надгробные плиты, триумфальные арки и т. п.).

Являясь дополнительным средством общения к устному речевому общению, письмо в своих различных формах и видах в разные эпохи по-разному соотносилось со звуковым языком. Вопреки мнению некоторых ученых, прежде всего, следует отвергнуть возможность появления письма до языка. Без языка нет человека, а тем самым не может быть и письма. Письмо на всех этапах развития человека — добавочный, вторичный способ общения. Но это отнюдь не означает, что письмо всегда передавало прямо язык. Передача графическими средствами языка с его грамматикой и фонетикой - очень поздний этап развития письма; в более ранние эпохи письмо могло и не передавать элементов языка, но, тем не менее быть орудием общения. Первично, очевидно, возникли «послания», которые очень мало напоминали наши письма.

 
4.2. Лексико-грамматический  уровень письменной неподготовленной  речи: 
Особенность синтаксиса неподготовленной письменной речи составляет строение основной синтаксической единицы — предложения. В противоположность полному предложению книжной речи, здесь широко распространены неполные предложения, в которых многое остается недоговоренным, с разобщенностью отдельных деталей, без строгой логической последовательности. 
Быстрое развертывание спонтанной письменной речи, не дающее предусмотреть заранее необходимых предварительных сведений и сделать подготовительные сообщения, приводит к тому, что начатое предложение прерывается разными вводными замечаниями, грамматическими коррекциями.  
Типичным выражением формирования предложений «на ходу» является контаминация, состоящая в том, что структура начала предложения расходится со структурой его конца, так как говорящий, благодаря недостаточной сосредоточенности, соскальзывает с одной синтаксической конструкции на другую.

Информация о работе Устная и письменная разновидности русского языка