Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 19:35, реферат
Описание работы
Любой язык, в том числе и русский, существует в двух формах – устной и письменной. Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил двух типов: 1) правил референции; 2) правил предикации. Прежде всего речевая деятельность – это речь, включающая говорение. Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида. другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включающую говорение.
Люди давно задумывались над
вопросом происхождения языка и речи.
Существовало несколько гипотез. Одна
из них – гипотеза звукоподражания. Ее
сторонники (от Демокрита и Платона до
Уитнея и других ученых XIX в.) полагают,
что слова возникли из неосознанного или
осознанного стремления человека к подражанию
звукам окружающего его мира – реву зверей,
крику птиц, шуму ветра.
Вторая влиятельная в свое время
гипотеза – гипотеза междометная. Она
идет от эпикурейцев древнего мира. Ее
суть состоит в том, что первобытные люди
инстинктивные животные вопли превратили
в « естественные звуки»- междометия, сопровождающие
эмоции, откуда якобы произошли и все иные
слова. Эту гипотезу пытаются иногда усилить
ссылками на то, что душевные состояния
человек должен был выражать не только
в звуках, но и в жестах, мимике, подобно
тому, как он делает это теперь. Такую точку
зрения поддерживал в XVIII Ж..Ж. Руссо.
Вместе с тем исследования показали,
что ни один ребенок не заговорит до тех
пор, пока не окажется в окружении говорящих
людей. Это неопровержимое свидетельство
в пользу мнения о социальной обусловленности
рождения человеческой речи. Именно социальные
потребности общения, связанные с коллективным
трудом и коллективным бытием формировавшегося
человека, вызывали к жизни язык.
В происхождении языка играли
роль как биологические, так и социальные
предпосылки. Исходя из материалистического
понимания истории общества и человека,
Ф. Энгельс во « Введении» к «Диалектике
природы» разъясняет условия появления
языка: «Когда после тысячелетней борьбы
рука, наконец, дифференцировалась от
ноги и установилась прямая походка, то
человек отделился от обезьяны, и была
заложена основа для развития членораздельной
речи…» 1 Вертикальная походка была в
развитии человека и предпосылкой возникновения
речи, и предпосылкой расширения и развития
сознания. В процессе совместной деятельности
возникла потребность человеческого общения.
Труд стал своеобразным толчком происхождения
и развития человеческой речи. « Потребность
что-то сказать друг другу создала себе
свой орган: неразвитая гортань обезьяны
медленно, но неуклонно преобразовывалась
путем модуляции для более развитой модуляции,
а органы рта постепенно научились произносить
один членораздельный звук за другим.»2.
Расширение сферы приложения трудовых
усилий человека заставляло работать
человеческую мысль, совершенствовало
сознание человека, а это вело вперед язык,
обогащало и уточняло систему его значений,
оказывало влияние на совокупность его
формальных элементов. Таким образом,
труд, язык и мысль формировались одновременно,
в единстве и взаимодействии друг с другом,
в единстве и взаимодействии они развиваются
до сих пор.
Общение людей между собой при
каждой из указанных форм речи осуществляется
по-разному. Устная речь имеет в виду непосредственное
общение людей (устное выступление, диалог,
беседа, спор). Для нее характерно наличие
говорящего и слушающего Письменная же
речь не требует личного присутствия всех
лиц, участвующих в процессе общения.
Устная речь требует того, чтобы
слушающий понимал ее в самом процессе
говорения, в живом потоке речи. Она не
дает времени на обдумывание и размышление.
Письменная же речь не только допускает,
но часто требует от пишущего остановок
для размышления и обдумывания.
Устная речь допускает повторение
сказанного, использует такие средства
воздействия на слушателя, как интонация,
мимика, жесты. Письменная же речь не имеет
всех этих вспомогательных средств, способствующих
пониманию ее содержания. Вот почему при
выражении мыслей в письменной форме приходится
учитывать, что читающему труднее понять
содержание высказывания, чем слушающему
это высказывание.
Устная и письменная речь отличаются
друг от друга также особенностями используемого
каждой из них языкового материала. В устной
речи мы пользуемся лексическими, грамматическими
и стилистическими средствами разговорного
языка, а в письменной речи имеем дело
со средствами книжно-письменного языка.
Устная, особенно разговорная,
речь - это речь более свободная, иногда
отклоняющаяся от сложившихся норм языка.
Письменная, литературная, монологическая
речь является более нормированной и устойчивой
речью. Письменная речь в большей степени,
чем речь устная, должна считаться с нормами
грамматики.
Письменная и устная речь отличаются
друг от друга и по словарю, синтаксису,
средствам выражения и темпам речи. Например,
устная речь значительно проще по своей
синтаксической структуре, чем книжная
речь. В устной речи, как правило, употребляются
простые и короткие предложения. Эго объясняется
физиологическими и психологическими
условиями произнесения речи. Каждую относительно
законченную мысль мы стремимся произнести
за один вдох и выдох. Письменная же речь
пользуется предложениями любой степени
сложности и любого объема.
Различны в двух указанных формах
речи и средства выразительности. Выразительность
устной речи является одним из важных
условий ее правильного понимания слушателями.
Особенно широко используются в устной
речи такие средства выразительности,
как повышение и понижение голоса, ударения,
подчеркивания и выделение голосом отдельных
слов и выражений, паузы, жесты, мимика.
Выразительность устной речи делает ее
не только средством выражения мыслей,
но и могущественным средством убеждения
и побуждения. Выразительность письменной
речи осуществляется путем более тщательного
отбора лексики, структуры предложений,
большей логической связности мыслей,
а также путем членения текста на главы,
абзацы, параграфы. Средствами выразительности
здесь служат также курсив, разрядка, подчеркивание,
знаки восклицания, вопроса, многоточие.
Основная задача всех этих средств — выделить
главное, основное в тексте, привлечь к
ним внимание читающих.
Письменная речь труднее, сложнее
по своему построению, чем устная речь,
но она позволяет в процессе письма тщательно
работать над словесным выражением мысли.
Письменною речью обычно владеет тот,
кто ищет наилучшего выражения своей мысли,
умеет замечать свои речевые ошибки и
исправлять их.
Для правильной постановки работы
по развитию речи имеют большое значение
научные достижения языкознания, психологии
и педагогики.
Устная речь гораздо активнее
письменной - мы больше говорим и слушаем,
чем пишем и читаем. Шире и ее выразительные
возможности. Б. Шоу по этому поводу заметил,
что «есть пятьдесят способов сказать
«да» и пятьдесят способов сказать «нет»
и только один способ это написать».1 В
письменной речи используется система
графических средств выражения, и она
воспринимается зрительно. Пишущий и читающий,
как правило, не только не видят друг друга,
но и вообще не представляют внешнего
облика своего коммуниканта. Это затрудняет
установление контакта, поэтому пишущий
должен стремиться максимально, усовершенствовать
текст, чтобы быть понятым. Письменная
речь существует бесконечно долго, и читающий
человек всегда имеет возможность уточнить
непонятное выражение в тексте. В лексическом
и грамматическом отношениях она характеризуется
строгим соблюдением литературных норм
языка - особым отбором лексики и фразеологии,
обработанным синтаксисом. В письменной
речи широко употребляется книжная лексика:
официально-деловая, научная, общественно-публицистическая.
Письменную форму речи отличает предварительное
обдумывание высказываний. Это обусловливает
точность и правильность письменной формы
речи.
3. Устная речь.
Без общения, как без воздуха,
человек не может существовать. Способность
общаться с другими людьми позволила человеку
достичь высокой цивилизации, прорваться
в космос, опуститься на дно океана, проникнуть
в недра земли. Общение дает возможность
раскрыть человеку свои чувства, переживания,
рассказать о радостях и горестях, о взлетах
и падениях. Общение для человека - его
среда обитания. Без общения невозможно
формирование личности человека, его воспитание,
развитие интеллекта.
На первый взгляд, кажется, что
содержание понятия «общение» всем понятно
и не требует особых разъяснений. А между
тем общение - это очень сложный процесс
взаимодействия людей. Как справедливо
отмечает А. А. Леонтьев, в современной
науке об общении существует огромное
количество несовпадающих определений
данного понятия.1 Проблемами общения
занимаются представители разных наук
- философы, психологи, лингвисты, социологи,
культурологи и др.
Именно при помощи речи чаще
всего происходит общение между людьми.
Речевая деятельность человека является
самой сложной и самой распространенной.
Без нее невозможна ни какая другая деятельность,
она предшествует, сопровождает, а иногда
формирует, составляет основу любой другой
деятельности человека (производственной,
коммерческой, финансовой, научной, управленческой
и др.).
Устная речь - это звучащая речь,
применяемая для непосредственного общения,
а в более широком понимании - это любая
звучащая речь. Исторически, это самая
первая форма речи, она возникла гораздо
раньше письма. Материальной формой устной
речи являются произносимые звуки, возникающие
в результате сложной деятельности органов
произношения человека. С этим явлением
связаны богатые интонационные возможности
устной речи. Интонация создаётся мелодикой
речи, интенсивностью (громкостью) речи,
длительностью, нарастанием или замедлением
темпа речи и тембром произнесения. В устной
речи большую роль играют место логического
ударения, степень чёткости произношения,
наличие или отсутствие пауз. Устная речь
обладает таким интонационным разнообразием,
настроений и т. п. Восприятие устной речи
при непосредственном общении усиливается
благодаря мимике и жестам говорящего
человека. Так, жест может выражать эмоциональное
состояние, согласие или несогласие, удивление
и т. д. Все эти лингвистические и экстралингвистические
средства способствуют повышению смысловой
значимости и эмоциональной насыщенности
речи.
Одной из особенностей устной
речи является - отсутствие возможности
вернуться в какой-то определённый момент
речи ещё раз, в силу чего говорящий вынужден
мыслить и говорить одновременно, т. е.
он думает как бы «на ходу», поэтому устной
речи могут быть свойственны: неплавность,
фрагментарность, деление единого предложения
на несколько коммуникативно-самостоятельных
единиц.
Устная речь - может быть подготовленной
(доклад, лекция и др.) и неподготовленной
(разговор, беседа).
Неподготовленная устная речь
характеризуется спонтанностью. Неподготовленное
устное высказывание формируется постепенно,
порциями, по мере осознания того, что
сказано, что следует сказать далее, что
надо повторить, уточнить. Говорящий постоянно
следит за тем, чтобы его речь была логична
и связна, выбирает соответствующие слова
для адекватного выражения своей мысли.
Устная речь - это то, что мы слышим,
а слышим мы что-то около пятой части того,
что сказано. Мы отбираем лишь те слова
("звукообразы"), которые нам понятны,
близки или заинтересовали нас чем-то.
Всё остальное пропускаем. Мы вынуждены
так поступать, поскольку в потоке речи
слова текут друг за другом, и всякий образ
рождается по принципу метонимии, по смежности,
чисто логическим схватыванием соседнего
и подверстыванием его под общую схему.
Устная речь так же, как и письменная,
нормирована и регламентирована, однако
нормы устной речи совсем другие. «Многие,
так называемые огрехи устной речи - функционирование
незаконченных высказываний, слабая структурированность,
введение перебивов, реприз, элементов
колебания и т. п. - является необходимым
условием успешности и эффективности
устного
способа коммуникации».1 Слушающий
не может удержать в памяти все грамматические
и семантические связи текста, и говорящий
должен учитывать это; тогда его речь будет
понята и осмыслена. В отличие от письменной
речи, которая строится в соответствии
с логическим движением мысли, устная
речь разворачивается посредством ассоциативных
присоединений. Устная форма речи закреплена
за всеми функциональными стилями русского
языка, однако она имеет несомненное преимущество
в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют
следующие
функциональные разновидности
устной речи: устную научную речь, устную
публицистическую речь, виды устной речи
в сфере официально - делового
общения, художественную речь
и разговорную речь. Следует отметить,
что разговорная речь оказывает влияние
на все разновидности устной речи. Поэтому
в устной речи используются эмоционально
и экспрессивно
Устная разговорная
речь — основная функциональная
разновидность литературного языка. В
ней проявляются вся неофициальная жизнь
людей, все нюансы человеческого поведения,
отношений с другими людьми, переживаний
и настроений. Мгновенный, симультанный
характер чувства – речи - мысли скрывает
сложность процесса речевого общения,
его зависимость от многих факторов: психофизиологических,
возрастных, социальных, культурных, интеллектуальных,
ситуативных.
Устная речь — это целенаправленное человеческое
поведение. Формирование целевой установки
говорящего начинается с общих процессов
ориентировки и заканчивается отчетливым
предвосхищением сообщаемого (коммуникативной
интенцией). В речи говорящий всегда заявляет
о себе как о личности с присущими ей индивидуальными
особенностями мировосприятия языковой
компетенции. Необходимым условием речевого
общения является коммуникативная заинтересованность
адресанта и адресата (адресатов), которая
обусловливает главный принцип общения
— паритетность его участников, вне зависимости
от социокультурных характеристик и психологических
ролей.
Умение слушателя проникнуть в коммуникативный
замысел говорящего — основное, условие
успешного речевого общения. Слушатель
проделывает огромную работу по интерпретации
речевого потока, по переосмыслению ранее
сказанного, по соотнесению своей «модели»
понятого с реальными фактами и поведением
собеседника. Именно в этой разновидности
литературного языка имеет место
самое сложное взаимодействие между говорящим
и слушающим, самое жесткое требование
ситуативного реплицирования, наиболее
активный характер интерпретации и