Виды речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

Профессиональный аспект рассмотрения речевой деятельности как информационной, коммуникативной и знаковой предполагает, прежде всего, общее представление о соотношении языка и речи. Если основное значение понятия «язык» – знаковый механизм общения, система знаковых единиц конкретного национального языка, то «речь» – это «язык в употреблении»: «последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями общения» (JI. Выготский). Семантика слова, грамматических категорий языка внеличностна. В речи же сама семантика одних и тех же языковых единиц может быть воспринята по-разному, в зависимости от того, кто говорит, кому, с какой целью.

Файлы: 1 файл

реферат по русскому.docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

 

Профессиональный аспект рассмотрения речевой деятельности как информационной, коммуникативной и знаковой предполагает, прежде всего, общее представление  о соотношении языка и речи. Если основное значение понятия «язык» – знаковый механизм общения, система знаковых единиц конкретного национального языка, то «речь» – это «язык в употреблении»: «последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями общения» (JI. Выготский). Семантика слова, грамматических категорий языка внеличностна. В речи же сама семантика одних и тех же языковых единиц может быть воспринята по-разному, в зависимости от того, кто говорит, кому, с какой целью.

«Взаимоотношение языка и речи диалектично, – утверждают психологи. – Язык определяет речь потому, что считается с условиями коммуникации. Язык прокладывает путь от интеллекта к действительности так, чтобы партнеры от субъективных восприятий действительности перешагнули к объективному пониманию, т.е. равнозначному. Речь определяет язык потому, что действительность и человеческие потребности в общении изменяются. Будет изменяться и путь от интеллекта к действительности»[1].

Речевая деятельность, по существу, деятельность речемыслительная, представляющая собою  совокупность мыслительно-речевых  действий, в которых реализуются  коммуникативные цели и потребности  коммуникантов. Речь предстает как «способ формирования и формулирования мысли» (Л. Выготский), как основное средство общения. Так напрямую связываются понятия «речевая деятельность» и «общение». Так определяется главная специфическая особенность этого вида деятельности человека: реализовать мысли, вербально обозначать волеизъявление и чувства человека – человека говорящего или пишущего (передающего речевое сообщение), слушающего или читающего (принимающего это сообщение).

В этой главе коммуникативная природа  речевой деятельности будет рассматриваться  с позиций специфики каждого  из четырех ее видов: говорения и письма (порождение и передача информации), слушания и чтения (прием и понимание).  

 

Сущность речевой деятельности

Лексическое обозначение термина  «речевая деятельность» подчеркивает деятельностное понимание процесса: как любой вид деятельности она направлена на достижение результата. Ее результат выражается в преобразованиях информации. Отличительная черта этого вида деятельности –совместность, наличие партнера (индивидуального или массового), который и преобразует, перерабатывает полученную информацию.

«Речевая деятельность – информационный и вместе с тем знаковый, семиотический процесс... Как и некоторые другие информационные и семиотические процессы, например, нахождение интегралов, сочинение сонат, создание картин, речевая деятельность является непосредственным воплощением мыслительных процессов, мышления. Более того, как говорил Л.С. Выготский, мысль не воплощается в слове, а совершается в нем. Соединение логического и эмоционального очень характерно для речевой деятельности, причем пропорции логического и эмоционального в речевой деятельности весьма подвижны, что и позволяет создавать в процессе речевой деятельности как лирические стихотворения, так и математические трактаты, в то время как в математических формулах явно преобладает логика, а в лирике – эмоции»[2].

Главная же особенность, отличающая речевую  деятельность от других видов деятельности, состоит в том, что она направлена на общение, соответствует коммуникативным  потребностям человека и, как правило, органично сочетается, «софункционирует» с другими видами человеческой деятельности. Как и любая другая, речевая деятельность имеет три стороны – мотивационную, целевую, исполнительную: мы ощущаем потребность в деятельности, планируем её, определяем средства исполнения и осуществляем свой замысел. Учет специфики речевой деятельности в сфере журналистики корректирует конкретное содержание этапов деятельности, но само их определение совпадает с общепринятым.

Принято выделять четыре этапа речевой  деятельности:

1.        Ориентировочный (побудительно-мотивационный).

На этом этапе происходит осознание  потребности, мотива речевой деятельности в данной ситуации общения: для чего? с какой целью? кто мой собеседник? почему избран этот вид общения?

2.        Этап планирования.

Его назначение и содержание – выработка коммуникативной стратегии:

ü      выбор типа общения (не конкретного способа, а формы воздействия: мягко – требовательно и т.п.);

ü      определение желательного конечного результата;

ü      внутреннее программирование речевой деятельности.

3.        Этап исполнения (осуществления).

Происходит главное действие: а) порождение речи в устной или письменной форме, или б) её восприятие и понимание (различные виды перекодирования  смысловых единиц);

ü      дополнительное действие: коррекция речи с учетом обратной связи.

4.        Этап контроля.

Назначение этого этапа – оценка результата, обращение к возможным формам проверки: достигнута ли цель общения?

Речевая деятельность протекает в  двух основных формах – устной и письменной. Эти формы существования национального литературного языка тесно взаимосвязаны, и перекодирование семиотических сигналов в речевой деятельности носителя языка или билингва, свободно владеющего вторым языком, происходит автоматически. Сигналы звукового (акустического) кода развиваются во времени, сигналы буквенного (графического) кода – в пространстве. При перекодировании изменяющиеся звуки речи легко заменяются неизменными буквами: «в аспекте семиотическом фонема тождественна букве» (Н. Жинкин).

Связь между двумя формами речи диалектична и коммуникативно обусловлена: «Без устной речи не могла бы появиться речь письменная, а без письменной устная не могла бы совершенствовать коммуникацию, т.к. не хватило бы памяти для сохранения найденной человеком информации, которую надо фиксировать письменно и все время сохранять»[3].

Письменная речь фиксируется в письменных текстах. Устная – создается в момент говорения и «рассчитана на смысловое восприятие произносимой речи, создаваемой в момент говорения» (Т. Ладыженская). Вряд ли правомерно говорить о приоритетности одной из них: обе обладают определенными преимуществами, причем устная обладает правом «первородства», а письменная – более изучена и кодифицирована.

Назовем наиболее специфические черты  каждой из форм речи, по мере необходимости  прибегая к сопоставлению. 

 

 

 

 

Устная речь

Обязательное условие устной речи – непосредственный контакт участников общения. Основной канал устного общения – звуковой – обычно обогащается возможностями зрительного канала: говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга.

Сообщение рассчитано на слуховое восприятие, вместе с тем невербально выраженная реакция слушателя позволяет говорящему корректировать речь, смягчать или усиливать ее воздействие.

Слушающему же очень многое может сказать интонация говорящего. Так проявляется эффект обратной связи, являющийся неоспоримым достоинством устной речи.

Умелое интонирование звучащей речи позволяет говорящему (с помощью паузирования, логического ударения, повышения или понижения голоса и т.п.) интонационно членить речевой поток, выделять главное или обозначать отступления от темы (что соответствует абзацам, знакам препинания и шрифтовым выделениям в письменном тексте).

С другой стороны, можно назвать  качества устной речи, которые обусловливают  дополнительные сложности ее восприятия. Прежде всего, это такое свойство устной речи, как ее неповторимость, необратимость во времени. Говорящий  должен говорить «набело», используя  иногда не лучший вербальный вариант  «сформулированной мысли». Минимальны и возможные исправления: они  мешают целостности восприятия высказывания. Слушающий, не поняв или ошибочно поняв ту или иную высказанную мысль, не может услышать дословное повторение, нет у него времени и дополнительно подумать надуслышанным: говорящий развивает свою мысль дальше – и нельзя «отставать». Слушатель вынужден ограничиться неполным, неадекватным пониманием. Звуковые сигналы имеют временное развитие, точность же соотнесения динамики речи говорящего с возможностями слушателя (группы слушателей – тем более) – задача достаточно трудная.

Спонтанность (лат. spontaneus – самопроизвольный) устной речи может быть и неоспоримым достоинством: если вербальная форма речи возникает непосредственно, в ходе ее произнесения – это создает особый контакт с аудиторией, который невозможен, если звучит речь заученная или, что еще хуже, озвучивается записанная речь (текст читается).

Понятия «спонтанность» и «неподготовленность» речи не синонимичны. Различается степень  подготовленности речи: она определяется и ситуацией общения, и личностными  особенностями говорящего (уровнем  его речевых умений).

Схематически это можно обозначить так: 

 

 

 

Естественно, что говорящему следует знать свои возможности и в ситуациях официального общения не рассчитывать на импровизацию: в более сложных случаях возможно предварительное составление плана, запись тезисов и даже текста сообщения (но не чтение его в момент общения).

Спонтанность устной речи способствует проявлению таких недостатков звучащего  текста как излишний лаконизм (преувеличены возможности слушателя – допускаются пропуски в доказательствах) и избыточность (говорящий не успевает отрабатывать вербальную форму мысли – возникают повторы, уточнения, в которых нет необходимости). Это результат несинхронности мышления и вербального «формулирования мысли». Спонтанность устной речи требует от говорящего достаточной жесткости самоконтроля.

В плане сопоставления следует  отметить меньшую нормированность устной речи по сравнению с письменной, менее жесткие правила оформления, более активное проявление эмоционально-волевого «Я» говорящего (прежде всего – через невербальные средства общения). 

 

Письменная речь

Письменная речь позволяет зафиксировать  высказывание, включить в текст другие средства передачи информации – схему или фотографию. Письменная форма позволяет хранить и накапливать информацию, без чего невозможно было бы развитие культуры человечества. Письменные тексты тиражируются – тем самым создаются новые возможности общения автора с массовым и единичным адресатом.

Пишущий не видит адресата (в этом плане лишен преимуществ устного общения) и может ориентироваться только на общее представление о нем. Но зато письменная речь создает возможности неоднократного, ничем не затрудняемого возвращения к сказанному и для пишущего, и для его адресата.

В письменном варианте возможно изложение  значительно более сложных мыслей, понимание которых контролируется пишущим (редактирование) и может  быть уточнено читающим (повторное  чтение).

Таким образом устная и письменная формы речевой деятельности взаимно дополняют друг друга, при этом самым важным коммуникативным преимуществом остается взаимообратимость этих форм: возможность записать устное сообщение или прочитать вслух текст сообщения письменного.

Соотношение устной и письменной форм речевой деятельности может быть схематически обозначено (горизонтальные связи) следующим образом: 

 

 

 

Вертикальные же связи в схеме обозначают соотношение вида речевой деятельности с основной ролью участника общения: адресант (говорящий, передающий информацию) или адресат (слушающий, принимающий и перерабатывающий информацию). Эти роли в процессе речевой деятельности обычно непостоянны, перемена ролей естественна и определяется степенью активности коммуникантов. Обозначение «по вертикали» объединяет между собоюпродуктивные (лат. producere – производить) и репродуктивные (+ re – воспроизводить) виды речевой деятельности.

Рассмотрение конкретных видов  речевой деятельности мы начнем с  устной речи и ее продуктивного вида – говорение

 

§1. Говорение – порождение устной речи 

 

Психологи определяют говорение как  «процесс выражения мыслей человека, его чувств и желаний посредством  языка с целью воздействия  на собеседника в процессе общения» (В. Артемов). В этом определении подчеркнут коммуникативный аспект процесса. С  другой стороны, говорение –произносительная система: звучание речи, ее произнесение. Взаимосвязь этих аспектов органична: они одновременно присутствуют в речевом акте в соответствующем лексико-синтаксическом и фонетическом оформлении.

Результатом, или «продуктом», говорения  становится высказывание, порождаемое в процессе речевой деятельности. Содержание этого понятия раскрывается через его соотношение с синонимичным понятием «текст» – высказывание, завершенное по смыслу, вне зависимости от объема: от реплики в диалоге до ораторской речи.

Устная речь отличается богатством и разнообразием форм высказывания. Ситуация общения предполагает наличие как минимум двух коммуникантов и преимущественное использование диалогических форм речи, когда участники попеременно выступают то в роли говорящего, то в роли слушающего. Вместе с тем реплика в диалоге, достигшая определенного размера, по существу становится монологом. Естественно, что монолог как текст представляет собою более замкнутую структуру, менее зависит от речевой реакции собеседника, но и в монологе возможны обращения к собеседнику (чаще –риторического характера). С позиций говорения как процесса речевой деятельности различия между монологом и репликой в диалоге имеют скорее количественный характер.

Информация о работе Виды речевой деятельности