Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:57, реферат
Профессиональный аспект рассмотрения речевой деятельности как информационной, коммуникативной и знаковой предполагает, прежде всего, общее представление о соотношении языка и речи. Если основное значение понятия «язык» – знаковый механизм общения, система знаковых единиц конкретного национального языка, то «речь» – это «язык в употреблении»: «последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями общения» (JI. Выготский). Семантика слова, грамматических категорий языка внеличностна. В речи же сама семантика одних и тех же языковых единиц может быть воспринята по-разному, в зависимости от того, кто говорит, кому, с какой целью.
Для определения видов слушания
целесообразно обратиться к классификации,
основанием для которой служит разграничение
целей слушания и соответствующих
установок на смысловое восприятие
звучащего текста. Такая классификация
принята в педагогической риторике,
где основные виды слушания – глобальное,
детальное, критическое – рассматриваются
в соответствии со «
Цель слушания – осмыслить тему, понять главное в тексте. Основной вопрос-установка для слушателя: о чем шла речь?
Детальное восприятие предполагает осознание главных смысловых блоков текста. Цель – воспроизвести услышанное подробно, в деталях. Установка –понять содержание, выделив смысловые блоки текста.
Критическое восприятие предполагает понимание услышанного с позиций оценки, критического осмысления, определение своего отношения куслышанному. Установка – готовность выразить свою точку зрения на предложенное решение конкретной темы, мотивировать свое согласие/несогласие с основной мыслью говорящего и формой выражения этой мысли. Вопросы: как ты оцениваешь высказывание? Убедил ли тебя автор? Что ты думаешь по этому поводу?
Разделение названных видов достаточно условно. Очевидно, что в основе детального восприятия лежит глобальное, а восприятие критическое органично вбирает в себя и первое, и второе. Термин «вид восприятия» точнее для описания процесса речевой деятельности, термин «вид слушания» – проще, удобнее для характеристики вида речевой деятельности, обозначаемой как слушание.
Что касается способов слушания, то принято
различать два способа
Характеристику способов слушания
соединим с практическими
Термин «нерефлексивное слушание» не означает пассивности речевой деятельности: нерефлексивное – молчаливое, но внимательное слушание, выражающее и понимание, и поддержку. Рефлексивное слушание предполагает непосредственное проявление обратной связи – вербальные средства реакции на сообщение собеседника. По существу, это форма проявления контроля, самоконтроля адекватности понимания услышанного. И оценивать способы слушания следует с позиций целесообразности в конкретных типовых ситуациях общения.
Ситуации, в которых предпочтительно нере
1. Собеседник горит желанием выговориться – пусть
говорит. Возможная роль журналиста – интервьюер,
2. Социальные роли коммуникантов подчеркнуто
3. Говорящий испытывает трудности в выражении того, что его волнует, с трудом подбирает слова. Нельзя торопить его, следует найти невербальную форму выражения поддержки и внимания, не проявлять нетерпения, даже если разговор затягивается. Нерефлексивное слушание не безучастно! Формами проявления реакции понимания, подтверждения, одобрения или сочувствия будут: поза, жесты, мимика, прежде всего – взгляд и улыбка. Возможны реплики-междометия (в паузах), отдельные слова: понимаю, конечно, интересно и т.п. Возможна реплика-побуждение, когда говорящий не уверен – стоит ли продолжать (и возникла пауза): «Не хочешь ли рассказать подробнее?».
Собеседник все время должен чувствовать, что вы заинтересованы в разговоре, слышите каждое слово. Здесь особенно важен постулат отношения к партнеру (дружелюбие, сочувствие, соучастие и пр.). Два дополнительных совета-предупреждения:
ü не всегда «молчание – знак согласия»: не дайте собеседнику ошибочно истолковать ваше молчание, если не согласны;
ü выбор-предпочтение нерефлексивного способа слушания всегда следует соотнести с коммуникативным намерением говорящего: может быть, для него главное – узнать вашу реакцию и только тогда продолжить разговор? (А вы молчите).
Рефлексивное слушание предпола
Существуют три основных приема рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, проявление эмоциональной реакции. Использование этих приемов облегчается знанием типовых речевых формул. Назовем их.
Выяснение: обращение к говорящему с предложением уточнить, дополнить сказанное (дать более точную формулировку мысли, привести дополнительные факты, доказательства).
Речевые формулы: «Уточните это», «Нельзя ли повторить!», «Что конкретно вы имели в виду!», «Разверните эту мысль (это суждение)...» и т.п.
Перефразирование: слушатель предлагает новое словесное оформление мысли, высказанной говорящим. Это форма уточнения, очень важная для совместного решения обсуждаемой проблемы (в других ситуациях — контроль адекватности понимания; проверим себя: одинаково ли мы понимаем сказанное?).
Речевые формулы: «Другими словами, вы считаете...», «Верно ли я понял, что...», «Иначе сказать...» – при перефразировании построением фразы интонационно выделяется главное – высказанное положение как бы высвечивается (для понимания это дает значительно больше, нежели простой повтор).
В ходе официальной беседы разновидностью перефразирования может быть резюмирование. Его подтекст: «Это мы уже рассмотрели, проверим себя –восстановим в памяти...»).
Речевые формулы: «Если подытожить...», «Итак, сказанное означает...», «Основные положения...»
Проявление эмоциональной реакции: эмоциональным выражением радости (хорошо!), удовлетворения (согласен), тревожного удивления (так ли? стоит ли?) слушающий подчеркивает не только внимание к речи, но свое понимание состояния говорящего.
Не следует бояться проявлений эмоциональной реакции. Внешнее проявление должно быть отражением правильного понимания подтекста речи говорящего – в общем контексте общения. Важно попытаться понять: почему собеседник заговорил? Или: почему замолчал? Почему ему стало вдруг «неуютно»?
Здесь употребительны такие речевые формулы: «Смелее...», «Мне кажется, вы чувствуете...», «Меня это тоже огорчает (радует) ...» и т.п.
Не менее профессионально
ü создать установку совместного действия;
ü обеспечить уровень внимания к устному сообщению, гарантирующий его адекватное понимание;
ü блокировать коммуникативные помехи;
ü различными приемами (в том числе приемами нерефлексивного слушания) помочь собеседнику раскрепоститься, преодолеть трудности самовыражения.
§3. Письмо как процесс порождения текста
Письмо – продуктивный вид речевой деятельности, характеризующийся письменной формой выражения мысли, когда информация передается с помощью графических знаков – рукописных или печатных.
Письмо как процесс порождения текста – дистантный вид общения. Контактное общение возможно в учебной ситуации, когда пишущий воспринимает и перекодирует звучащую речь в письменную, используя буквенный код.
Если говорящий, создавая высказывание, видит слушающего, его реакцию, то пишущий лишен этой возможности, как и возможности использовать невербальные средства общения. Поэтому смысловая нагрузка слова значительно возрастает. Возрастает степень подготовленности письменной речи, ее обоснованности. Как правило, она более логична и выразительна по форме: пишущий имеет возможность более длительного и целенаправленного выбора языковых средств для выражения мысли.
Сложности условий дистантного общения уравновешиваются временными особенностями протекания процесса: создание письменного текста практически не ограничено во времени – это и позволяет перечитывать и редактировать написанное. Несомненно, что «стереотип слов и предложений устной речи и письменной различен, что обнаруживается прежде всего в различии темпов произнесения и написания».
Письменная речь значительно более изучена, более нормирована, и выполнение установленных правил пишущий полагает для себя обязательным. Большая тщательность в планировании текста, организация промежуточного контроля, сохранение особых лингвистических качеств письменной речи (полнота, логичность, синтаксическая сложность, лексическое разнообразие, грамматическая нормативность) – таковы главные особенности этого вида речевой деятельности.
Для порождения письменной речи характерны те же четыре этапа речевой деятельности.
Основные функции двух первых этапов – ориентировки и планирования – в основном аналогичны функциям говорения.
При создании письменного текста этап планирования плавно переходит в этап непосредственного осуществления РД: возникает первичный замысел текста, который часто получает оформление в виде плана – обозначенного во внутренней речи или зафиксированного на бумаге (внешняя письменная речь). По существу это проект, в котором обозначаются, иногда в самых общих чертах, не только вопросы содержания будущего текста, но и возможная композиция –в соответствии с намеченным речевым жанром. Далее, разворачивая пункты плана, пишущий создает текст.
Наиболее специфичным
Деятельность по созданию письменных
текстов может быть и репродуктивной, если речь
идет о перекодировании читаемого или
аудируемого текста. Результатом в этом
случае будет новый текст, позволяющий
автору записи восстановить полученную
информацию с необходимой полнотой. В
этом случае записи-фиксации (не путать
с диктантом!) предшествует специальная
обработка текста – «свертывание текста».
Способы простого сжатия текста – исключение
подробностей, обобщения – не решают проблемы.
Идет процесс «свертывания» – сжатия –
Совершенствование навыков письменной речи принципиально важно для будущего журналиста: к практическим рекомендациям и конкретным заданиям по созданию письменных текстов произведений различных жанров мы неоднократно вернемся в других разделах пособия.
§4. Чтение как процесс восприятия текста
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и декодирование письменного (графически зафиксированного) текста. Цель чтения – восприятие текста и постижение его смысла: понимание и есть раскрытие смысловых связей текста.
Говоря о чтении как о речемыслительной деятельности, прежде всего, необходимо разграничить две группы умений:
1) навыки и умения, обеспечивающие техническую сторону чтения (восприятие графических знаков);
2) навыки и умения, позволяющие воспринять смысл текста (установление смысловых связей в тексте, восприятие его содержания»)[11].
С профессиональной точки зрения более обстоятельного рассмотрения заслуживает определение вида чтения по его цели, когда учитывается характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации. Отсюда – установка читающего на степень полноты и точности понимания читаемого.
Выделяются такие виды
чтения:
а) просмотровое или