Виды речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

Профессиональный аспект рассмотрения речевой деятельности как информационной, коммуникативной и знаковой предполагает, прежде всего, общее представление о соотношении языка и речи. Если основное значение понятия «язык» – знаковый механизм общения, система знаковых единиц конкретного национального языка, то «речь» – это «язык в употреблении»: «последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями общения» (JI. Выготский). Семантика слова, грамматических категорий языка внеличностна. В речи же сама семантика одних и тех же языковых единиц может быть воспринята по-разному, в зависимости от того, кто говорит, кому, с какой целью.

Файлы: 1 файл

реферат по русскому.docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

Монологичность – в большей степени качество письменной речи, характерное для дискантного общения. Поскольку ответ может быть получен только через некоторое время, то адресат-отправитель, рассчитывающий на адекватное понимание своей информации и на исчерпывающий ответ, делает свое сообщение достаточно обстоятельным. Однако особенности диалога и монолога следует учитывать в рекомендациях практического характера: в организации диалога на первый план выступает умение задавать вопрос, в монологическом высказывании – приемы привлечения и удержания внимания слушателя.

Существует понятие «внутреннее программирование высказывания». На этапе планирования высказывания происходит его внутреннее программирование, иногда непосредственно, автоматически реализующееся во внешней (звучащей) речи, иногда – через стадию внутреннего проговаривания (прежде всего у людей, недостаточно свободно владеющих языком общения).

Внутреннее программирование определяется как «неосознаваемое построение некоторой схемы, на основе которой  в дальнейшем порождается речевое  высказывание». Следует уточнить, что  «несознаваемое построение схемы» происходит: а) если говорящий свободно владеет языком, б) при выполнении сравнительно легкой коммуникативной задачи. Отсутствие этих условий порождает необходимость промежуточной стадии – внутреннего проговаривания.

«Внутреннее проговаривание («внешняя речь про себя», по определению П. Гальперина) есть скрытая физиологическая активность органов артикуляции, возникающая в определенных случаях и имитирующая в большей или меньшей степени процессы, происходящие при реальном говорении», которая может быть неавтоматизированной «промежуточной» формой мыслительно-речевого действия. А может быть и самостоятельным специфическим способом «формирования и формулирования мысли» – внутренней речью.

Решая для себя какую-то задачу, человек  как бы общается с самим собою: задает себе вопросы, отвечает на них, приводит аргументы «за» и «против».

Проблема внутренней речи сложна. В контексте нашего пособия правомерно ограничиться общей характеристикой  ее регулирующей функции (замысел и  планирование предстоящей речевой  деятельности) и методическим аспектом проблемы: представление о процессе внутреннего проговаривания и его  «опорах», обращение к внутреннему  проговариванию в учебных целях  может активно способствовать формированию автоматизированных навыков говорения.

Такие речевые навыки позволяют  говорящему от внутреннего программирования (в форме общей схемы) переходить к внешней речи, свободно и синхронно  соединять: отбор слов и синтаксических конструкций (формулирование мысли) и  «озвучивание» высказывания – его произнесение.  

 

Звуковой код речи

При произнесении автоматически происходит перекодирование высказывания в  звуковой семантический код, когда  все акустические качества речи предопределяются смыслом высказывания и ситуацией  общения. В первую очередь это  относится к интонированию.

Интонация выражает, прежде всего, эмоциональный  смысл произносимой речи, отношение  говорящего к предмету речи и к  собеседнику. Требование коммуникативной  целесообразности и уместности устного  высказывания органично дополняется  требованием его эмоционально-стилевого  соответствия ситуации общения.

В устной речи взаимопроникновение различных стилей значительно сильнее, разнообразнее, чем в письменной. Особенно – элементов разговорного стиля. Ориентиром всегда следует полагать коммуникативную целесообразность эмоционально-стилевых средств, предопределяющих основной тон высказывания.

Схематически это может быть обозначено так: 

 

 

 

Очевидно, что количество примеров в третьей колонке может быть значительно увеличено и представлено в разных сочетаниях: высказывание может звучать как уверенный волевой нажим или как сообщение радостной новости, как деловая бесстрастная инструкция или взволнованное рассуждение...

 «Интонация речи в определенной  жизненной ситуации приходит  сама собой, и о ней не  нужно ни думать, ни заботиться. Больше того, как только вы  постараетесь ее сделать, это  будет замечено как фальшь», –свидетельствуют психологи. Научиться можно только передавать интонацию, характерную для разных типов предложений: вопрос, восклицание, побуждение, сообщение. Можно отрабатывать громкость и четкость произношения устного текста, но не «интонацию сочувствия» или «интонацию восхищения». Другое дело – найти интонацию, когда поставлена задача прочитать какой-либо текст, не нами составленный. Так может быть сформулирована учебная задача: прочитать текст, определить интонацию, ее роль в выявлении коммуникативного смысла высказывания.

Чтение диалогов в художественных и публицистических текстах можно  рекомендовать как прием совершенствования  интонационной гибкости собственного голоса и умения «прочитывать» интонацию  высказывания собеседника (умения понимать «подтекст»).

Четкое представление о собственном  коммуникативном намерении, о жанровых ожиданиях собеседника и установка  на положительные эмоции – так можно обозначить «трех китов», на которых держится интонация. 

 

Риторические приемы

Практические рекомендации по совершенствованию  коммуникативного эффекта говорения (и слушания – тоже) могут быть представлены в форме характеристики риторических приемов привлечения и удержания внимания слушателей.

Главное условие достижения нужного  коммуникативного эффекта речи – заинтересованное внимание слушателя. Таков критерий, которым руководствуется говорящий, – произносит ли он развернутую речь или организует диалогическое общение. Умение удержать внимание слушателей приобретает особую значимость в тех ситуациях, когда решение коммуникативной задачи требует монологического высказывания, относительно развернутого во времени. Умение привлечь внимание обеспечивает и помогает сохранить нужный контакт в любой ситуации.

С позиций риторических речь идет, прежде всего, о приемах привлечения  слушателя (слушателей) к «соучастию»  в развитии темы общения.

Что-то говорящий может продумать еще на этапе планирования высказывания и реализовать в установке. Но главное – готовность к действию на основном этапе, когда говорящий в момент произнесения речи, почувствовав – по реакции слушателей – падение внимания, должен восстановить его. Словом, задача состоит в том, чтобы, контролируя обратную связь, уметь поддерживать интерес слушателей.

Назовем некоторые конкретные приемы привлечения внимания слушателей и создания интереса к теме в начале речи:

ü      неожиданная, возможно парадоксальная, формулировка темы,

ü      проблемная постановка основного вопроса,

ü      формулировка гипотезы, столкновение двух возможных гипотез,

ü      загадка и обещание разгадки,

ü      сентенция, возможная ссылка на мнение великих,

ü      метафора или сравнение, представляющие предмет разговора образно (лучше – через знакомый образ, но увиденный в новом ракурсе),

ü      «крючок»: неожиданный факт, неожиданное изменение стиля и пр.

Примеры могут быть убедительными  и в контексте письменной речи. Мы вернемся к профессионально-содержательной характеристике названных приемов  в разделе «Текст».

Приемы удержания интереса слушателей основываются на общности психологических законов восприятия и речевой коммуникации: подбор информации должен отвечать интересам и потребностям адресата (важно соотношение нового и известного); подача материала по возможности должна быть проблемной; активизируют внимание слушателей приемы привлечения к соучастию, к соразмышлению.

Приемы соучастия:

ü      сделать слушателя действующим лицом воображаемой ситуации («Представьте себе, что вы...»);

ü      подчеркнуть общность интересов – профессиональных, возрастных и пр. (в подтексте: «Это должно вас заинтересовать, потому что...»);

ü      делегировать слушателям возможность принимать решение («Как вы знаете...»).

Приемы внушения:

ü      через идентификацию напомнить о принадлежности собеседника к определенной социальной группе, апеллировать к общности побуждений и реакций («Каждый демократически настроенный человек...»);

ü      негативное внушение: ссылки на запрет, недопустимость каких-то действий (интерес возбуждается самим фактом «запретности»);

ü      сопоставление «за» и «против» – контрастная аргументация («так ли это?», «однако на самом деле...»);

ü      использование интонационных средств: неровность эмоционального «рисунка» текста (усиление, нажим в конкретном месте).

Активизируют внимание и так  называемые «приемы текстового ожидания»:

ü      указание на возможность выбора из нескольких объяснений, решений («или – или?», «может так, а может...», «есть ли однозначное объяснение?» и т.п.);

ü      намеренный пропуск одного из обещанных объяснений («Назову три причины...» – а назвать две), неизбежно вызывающий реакцию слушателей («А третья?»).

Это и известные приемы «апелляции к авторитету», и использование афоризмов.

Некоторые из названных приемов  работают не только в монологической речи, но и в диалоге, хотя главным  средством обеспечения активного  восприятия и адекватного понимания  речи собеседника остается четкая и  продуманная постановка вопросов. Мы еще будем рассматривать (на конкретных примерах) это положение.

Пока же в качестве общего вывода (и возвращения к заявленной установке) ограничимся ссылкой на авторитет  М. Бахтина: «Живое разговорное слово  непосредственно и грубо установлено  на будущее слово-ответ: оно провоцирует  ответ, предвосхищает его и строится в направлении к нему... Всякое конкретное понимание активно: оно приобщает понимание своему предметно-экспрессивному кругозору и неразрывно слито с ответом, с мотивированным возражением – согласием». 

 

 

 

 

§2. Слушание – восприятие и понимание речи 

 

Связь между устными видами речевой  деятельности – говорением и слушанием – органична и вместе с тем достаточно сложна.

Если говорение – это процесс порождения речи, то слушание – смысловое восприятие устного высказывания, направленное на его понимание и переработку. «Очевидно, что «понимание речи» не есть «перевернутое порождение». Понимание – гораздо более сложный процесс, где контекст, как грамматический, так и семантический, играет, по-видимому, большую роль, чем при порождении», – утверждают психологи.

Следует назвать синоним слова  «слушание» – аудирование. Стоит обратить внимание и на разницу в значении слов слушать и слышать. Слышать –физически воспринимать речь на слух, слушать – понимать воспринимаемую речь в результате волевого акта, включающего мыслительную деятельность. Главный критерий полноценного слушания – степень адекватности понимания Услышанного. Связь между говорением и слушанием как видами речевой деятельности диалектична.

Понимание – и процесс, и конечный результат слушания. Реальное понимание – активно, ответно и является начальной подготовительной стадией ответа. Говорящий всегда рассчитывает на такое слушание-понимание. Вот почему нужно не только разграничивать понятия слушать-слышать, но и развивать умение слушать. Качество для журналиста профессионально значимое.

Для слушания характерны те же четыре этапа речевой деятельности.

Для ориентировочного этапа особенно важно создание установки.

На этапах ориентировки и планирования (подготовки к слушанию) следует повторить для себя общую установку и программу восприятия – тем самым подготовиться к четкому самоконтролю сложного речевого действия. Автоматизм оперативного поиска необходимых ассоциативных связей, существующих в «кладовой памяти» слушающего, совершенствуется через осознание его целенаправленности. Установка может быть такой: что мне известно о данном предмете? В чем новизна информации для меня? В какую область знаний нужно включить новое знание?

На этапе осуществления деятельности – собственно слушания – необходимо обеспечить активное включение поступающей информации в информационную сеть памяти: интенсивность восприятия и запоминания услышанного зависит от количества «заработавших» ассоциативно-смысловых связей. Другое важнейшее умение – незамедлительный выбор существенного в воспринимаемой информации: различение существенного и несущественного, максимальная концентрация внимания на выделенном существенном. Слушатель выделяет смысловые опоры темы – как бы фиксирует цепь заглавных положений (микротем): это опорные пункты понимания, выделяя их, мы лучше осознаем смысл содержания всей темы.

Этап контроля частично сливается с этапом осуществления деятельности, потому что слушатель проверяет себя: все ли понятно? не возникает ли потребность переспросить?

С позиций речевого этикета следует  просто никогда не забывать постулаты  отношения к собеседнику: готовность выслушать и понять, дружелюбное  отношение и т.п. 

 

Виды и способы слушания

Информация о работе Виды речевой деятельности