Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:57, реферат
Профессиональный аспект рассмотрения речевой деятельности как информационной, коммуникативной и знаковой предполагает, прежде всего, общее представление о соотношении языка и речи. Если основное значение понятия «язык» – знаковый механизм общения, система знаковых единиц конкретного национального языка, то «речь» – это «язык в употреблении»: «последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями общения» (JI. Выготский). Семантика слова, грамматических категорий языка внеличностна. В речи же сама семантика одних и тех же языковых единиц может быть воспринята по-разному, в зависимости от того, кто говорит, кому, с какой целью.
Монологичность – в большей степени качество письменной речи, характерное для дискантного общения. Поскольку ответ может быть получен только через некоторое время, то адресат-отправитель, рассчитывающий на адекватное понимание своей информации и на исчерпывающий ответ, делает свое сообщение достаточно обстоятельным. Однако особенности диалога и монолога следует учитывать в рекомендациях практического характера: в организации диалога на первый план выступает умение задавать вопрос, в монологическом высказывании – приемы привлечения и удержания внимания слушателя.
Существует понятие «внутреннее программирование высказывания». На этапе планирования высказывания происходит его внутреннее программирование, иногда непосредственно, автоматически реализующееся во внешней (звучащей) речи, иногда – через стадию внутреннего проговаривания (прежде всего у людей, недостаточно свободно владеющих языком общения).
Внутреннее программирование определяется
как «неосознаваемое построение
некоторой схемы, на основе которой
в дальнейшем порождается речевое
высказывание». Следует уточнить, что
«несознаваемое построение схемы» происходит:
а) если говорящий свободно владеет языком,
б) при выполнении сравнительно легкой
коммуникативной задачи. Отсутствие этих
условий порождает необходимость промежуточной
стадии – внутреннего
«Внутреннее проговаривание («внешняя речь про себя», по определению П. Гальперина) есть скрытая физиологическая активность органов артикуляции, возникающая в определенных случаях и имитирующая в большей или меньшей степени процессы, происходящие при реальном говорении», которая может быть неавтоматизированной «промежуточной» формой мыслительно-речевого действия. А может быть и самостоятельным специфическим способом «формирования и формулирования мысли» – внутренней речью.
Решая для себя какую-то задачу, человек как бы общается с самим собою: задает себе вопросы, отвечает на них, приводит аргументы «за» и «против».
Проблема внутренней речи сложна. В контексте нашего пособия правомерно ограничиться общей характеристикой ее регулирующей функции (замысел и планирование предстоящей речевой деятельности) и методическим аспектом проблемы: представление о процессе внутреннего проговаривания и его «опорах», обращение к внутреннему проговариванию в учебных целях может активно способствовать формированию автоматизированных навыков говорения.
Такие речевые навыки позволяют
говорящему от внутреннего программирования
(в форме общей схемы) переходить
к внешней речи, свободно и синхронно
соединять: отбор слов и синтаксических
конструкций (формулирование мысли) и
«озвучивание» высказывания –
Звуковой код речи
При произнесении автоматически происходит перекодирование высказывания в звуковой семантический код, когда все акустические качества речи предопределяются смыслом высказывания и ситуацией общения. В первую очередь это относится к интонированию.
Интонация выражает, прежде всего, эмоциональный
смысл произносимой речи, отношение
говорящего к предмету речи и к
собеседнику. Требование коммуникативной
целесообразности и уместности устного
высказывания органично дополняется
требованием его эмоционально-
В устной речи взаимопроникновение различных
стилей значительно сильнее, разнообразнее,
чем в письменной. Особенно –
Схематически это может быть обозначено так:
Очевидно, что количество примеров в третьей колонке может быть значительно увеличено и представлено в разных сочетаниях: высказывание может звучать как уверенный волевой нажим или как сообщение радостной новости, как деловая бесстрастная инструкция или взволнованное рассуждение...
«Интонация речи в
Чтение диалогов в художественных
и публицистических текстах можно
рекомендовать как прием
Четкое представление о
Риторические приемы
Практические рекомендации по совершенствованию коммуникативного эффекта говорения (и слушания – тоже) могут быть представлены в форме характеристики риторических приемов привлечения и удержания внимания слушателей.
Главное условие достижения нужного
коммуникативного эффекта речи –
С позиций риторических речь идет, прежде всего, о приемах привлечения слушателя (слушателей) к «соучастию» в развитии темы общения.
Что-то говорящий может продумать еще на этапе планирования высказывания и реализовать в установке. Но главное – готовность к действию на основном этапе, когда говорящий в момент произнесения речи, почувствовав – по реакции слушателей – падение внимания, должен восстановить его. Словом, задача состоит в том, чтобы, контролируя обратную связь, уметь поддерживать интерес слушателей.
Назовем некоторые конкретные приемы привлечения внимания слушателей и создания интереса к теме в начале речи:
ü неожиданная, возможно парадоксальная, формулировка темы,
ü проблемная постановка основного вопроса,
ü формулировка гипотезы, столкновение двух возможных гипотез,
ü загадка и обещание разгадки,
ü сентенция, возможная ссылка на мнение великих,
ü метафора или сравнение, представляющие
ü «крючок»: неожиданный факт, неожиданное изменение стиля и пр.
Примеры могут быть убедительными
и в контексте письменной речи.
Мы вернемся к профессионально-
Приемы удержания интереса слуш
Приемы соучастия:
ü сделать слушателя действующим лицом воображаемой ситуации («Представьте себе, что вы...»);
ü подчеркнуть общность интересов – профессиональных, возрастных и пр. (в подтексте: «Это должно вас заинтересовать, потому что...»);
ü делегировать слушателям возможность принимать решение («Как вы знаете...»).
Приемы внушения:
ü через идентификацию напомнить о принадлежности собеседника к определенной социальной группе, апеллировать к общности побуждений и реакций («Каждый демократически настроенный человек...»);
ü негативное внушение: ссылки на запрет, недопустимость каких-то действий (интерес возбуждается самим фактом «запретности»);
ü сопоставление «за» и «против» – контрастная аргументация («так ли это?», «однако на самом деле...»);
ü использование интонационных средств: неровность эмоционального «рисунка» текста (усиление, нажим в конкретном месте).
Активизируют внимание и так называемые «приемы текстового ожидания»:
ü указание на возможность выбора из нескольких объяснений, решений («или – или?», «может так, а может...», «есть ли однозначное объяснение?» и т.п.);
ü намеренный пропуск одного из обещанных объяснений («Назову три причины...» – а назвать две), неизбежно вызывающий реакцию слушателей («А третья?»).
Это и известные приемы «апелляции к авторитету», и использование афоризмов.
Некоторые из названных приемов
работают не только в монологической
речи, но и в диалоге, хотя главным
средством обеспечения
Пока же в качестве общего вывода
(и возвращения к заявленной установке)
ограничимся ссылкой на авторитет
М. Бахтина: «Живое разговорное слово
непосредственно и грубо
§2. Слушание – восприятие и понимание речи
Связь между устными видами речевой деятельности – говорением и слушанием – органична и вместе с тем достаточно сложна.
Если говорение – это процесс порождения
речи, то слушание – смысловое восприятие
устного высказывания, направленное на
его понимание и переработку. «Очевидно,
что «понимание речи» не есть «перевернутое
порождение». Понимание –
Следует назвать синоним слова
«слушание» – аудирование. Стои
Понимание – и процесс, и конечный результат слушания. Реальное понимание – активно, ответно и является начальной подготовительной стадией ответа. Говорящий всегда рассчитывает на такое слушание-понимание. Вот почему нужно не только разграничивать понятия слушать-слышать, но и развивать умение слушать. Качество для журналиста профессионально значимое.
Для слушания характерны те же четыре этапа речевой деятельности.
Для ориентировочного этапа особенно важно создание установки.
На этапах ориентировки и планирования (подготовки к слушанию) следует повторить для себя общую установку и программу восприятия – тем самым подготовиться к четкому самоконтролю сложного речевого действия. Автоматизм оперативного поиска необходимых ассоциативных связей, существующих в «кладовой памяти» слушающего, совершенствуется через осознание его целенаправленности. Установка может быть такой: что мне известно о данном предмете? В чем новизна информации для меня? В какую область знаний нужно включить новое знание?
На этапе осуществления деятельности – собственно слушания – необходимо обеспечить активное включение поступающей информации в информационную сеть памяти: интенсивность восприятия и запоминания услышанного зависит от количества «заработавших» ассоциативно-смысловых связей. Другое важнейшее умение – незамедлительный выбор существенного в воспринимаемой информации: различение существенного и несущественного, максимальная концентрация внимания на выделенном существенном. Слушатель выделяет смысловые опоры темы – как бы фиксирует цепь заглавных положений (микротем): это опорные пункты понимания, выделяя их, мы лучше осознаем смысл содержания всей темы.
Этап контроля частично сливается с этапом осуществления деятельности, потому что слушатель проверяет себя: все ли понятно? не возникает ли потребность переспросить?
С позиций речевого этикета следует просто никогда не забывать постулаты отношения к собеседнику: готовность выслушать и понять, дружелюбное отношение и т.п.
Виды и способы слушания