Виды речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

Профессиональный аспект рассмотрения речевой деятельности как информационной, коммуникативной и знаковой предполагает, прежде всего, общее представление о соотношении языка и речи. Если основное значение понятия «язык» – знаковый механизм общения, система знаковых единиц конкретного национального языка, то «речь» – это «язык в употреблении»: «последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями общения» (JI. Выготский). Семантика слова, грамматических категорий языка внеличностна. В речи же сама семантика одних и тех же языковых единиц может быть воспринята по-разному, в зависимости от того, кто говорит, кому, с какой целью.

Файлы: 1 файл

реферат по русскому.docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

б)           изучающее или аналитическое чтение, цель которого – полное и по возможности адекватное понимание содержащейся в тексте информации.

Самостоятельным подвидом аналитического чтения можно считать чтение поисковое – «чтение с нахождением конкретной, нужной в данный момент информации».

Практические рекомендации могут  быть основаны на характеристике функций  и особенностей каждого из видов  чтения.

Очевидно, что при разработке той  или иной проблемы одним из источников информации для журналиста будут  уже имеющиеся публикации, а приемом  отбора материала – чтение. Из функций речевой деятельности в этом случае определяющими следует назвать познавательно-поисковую функцию чтения (поиски, получение и освоение необходимой информации) и ценностно-ориентационную (определение степени достоверности и воздействующего потенциала информации), которую по праву считают основной, конечной функцией всей деятельности журналиста.

Цель – отбор, оценка и осмысление материала в контексте избранной темы. Характер речевых действий по переработке информации в чем-то зависит от стиля читаемого текста – идет ли речь о чтении текстов документальных, публицистических или научных. Дополнительные сложности по отбору информации возникают при чтении научных текстов, отличающихся такими содержательно-стилистическими признаками, как научно-информативная валентность и предметно-логическая последовательность изложения материала. Априорная «правильность», научная достоверность содержания текста должна сохраняться при любой степени адаптации тех или иных научных положений в создаваемом публицистическом произведении – независимо от жанра: будет ли это информация о научном событии, научно-публицистическая статья или интервью с ученым. Сохранение точности фактической информации – обязательное условие переработки читаемого текста любого стиля.

Сама же «модель» речевого действия предопределяется видом чтения.

Ознакомительное чтение. По существу, это обязательный вид чтения на этапе сбора информации. Журналист может ограничиться этим видом чтения, а (чаще) может использовать его для ориентировочно-мотивационного ознакомления с текстом перед чтением изучающим.

Читатель знакомится с аннотацией, оглавлением книги, название которой  тематически «пересекается» с разрабатываемой  им проблемой. Название будет первым ориентиром и при обращении к  другим печатным материалам. Далее  идет просмотр содержания – так называемое «чтение по диагонали». Цель просмотра – определить для себя: где, для чего, в каком объеме может быть использована информация, содержащаяся в данной статье, книге, отдельных разделах книги?

Общее представление о  содержании текста позволит определить:

ü      предназначение текста (заголовок, оглавление, аннотация, примечания);

ü      тему текста – с позиций разрабатываемой проблемы;

ü      возможности использования библиографии к теме, системы комментариев и пр.;

ü      функции поликодовых элементов текста (иллюстрации, схемы и т.п.).

В результате читающий принимает возможное решение:                                                          

а)           ознакомительное чтение достаточно;                                                          

б)           содержание текста может быть использовано выборочно: к материалам по вопросу, представляющему интерес, стоит вернуться, обратившись к аналитическому чтению конкретных глав или фрагментов текста;                                                         

в)           все содержание текста заслуживает чтения аналитического (или поискового).

Главной функцией ознакомительного чтения остается функция познавательная.

В процессе аналитического чтения необходимых для работы текстов реализация функции познавательной органично сочетается с функцией ценностно-ориентирующей. Здесь требуется максимальная глубина осмысления читаемого.

Навыки аналитического чтения, способствующие адекватному пониманию текста, формируются  и заданиями на его письменную переработку (составление плана, тезисов), когда при компрессии текста сохраняется  иерархия значимости различных его  частей. Вопросы плана, формулировки тех или иных положений следует  давать «своими словами» – это важнейший показатель понимания текста.

 

 

Правила говорящего и слушающего

 

Для разных видов  речевой деятельности общество выдвигает  определенные правила их осуществления. Каждый понимает, что не следует  в библиотеке, читальном зале читать громко или даже бормотать, так как  это мешает другим, не следует говорить своему другу что-либо слишком громко в общественном месте, так как  сообщение не предназначено для  чужих ушей, и т.д. Наверное, важнее всего выделить правила для говорящего и слушающего, так как в устном контактном непосредственном общении текст рождается спонтанно, т.е. неподготовленно, к нему нельзя вернуться, его нельзя исправить. Поэтому надо быть особенно внимательным к соблюдению таких правил и постараться ввести их в привычку. Итак, правила для говорящего. Живой голос, как говорится, производит гораздо больше впечатления. Пусть то, что ты читаешь, будет сильнее, но в душе глубже засядет то, что запечатлевают в ней манера говорить, лицо, облик, даже жест говорящего.

1. Говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику. Запрещается своей речью наносить адресату разного рода оскорбления. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника.

2. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную, но не преувеличенную в данной ситуации общения вежливость. Это значит, что необходимо учесть возраст, пол, служебное или общественное положение адресата и другие его социальные позиции и роли и соразмерить свои собственные социальные признаки с этими показателями партнера. Необходимо стараться смягчать свою речь, снимая излишнюю категоричность. Надо не забыть поблагодарить и извиниться, поздравить в нужный момент и одобрить.

3. Говорящему не  рекомендуется ставить в центр  внимания собственное я, предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера.

4. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли, его личность и осведомленность в теме, предмете речи, степени его заинтересованности. Следует не скупиться на языковые средства адресации, постоянно поддерживая контакт внимания, интереса. В разговоре с другим надо немного приглушать собственное я.

5. Говорящему необходимо  уметь выбрать тему для разговора,  уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру. Есть и такой  аспект, как национальная специфика  типичной в ситуациях общения  тематики. В Англии, например, часто  беседуют о погоде, а в странах  с устойчивым, благоприятным климатом  такая тематика не принята.  Разговоры о семейных отношениях  не ведут малознакомые люди, а  в странах Ближнего Востока  вопрос другу о здоровье его  жены считается неприличным. Разговоры  в гостях наполнены пустой  болтовней, а в Японии даже  деловой разговор должен предваряться  ничего не значащим, пустым разговором  о погоде, здоровье и т.п. Всё  это установка на контакт, принятое  проявление внимания к собеседнику

6. Говорящий должен  следовать логике развертывания  текста, следить за тем, чтобы  вывод не противоречил предпосылке,  чтобы следствия вытекали из  причин. Композиция текста, следование  одного за другим, разбиение текста  на смысловые куски особенно  важны в публичной, научной  и ораторской речи.

7. Говорящий должен  помнить, что порог смыслового  восприятия и концентрации внимания  у слушающего ограничены. Наиболее благоприятная длина устного высказывания равна семи словам плюс, минус два слова, а время устного сообщения без паузы может длиться от 45 секунд до полутора минут и не превышать существенно это время. Необходимо также следить за тем, чтобы слушатель не устал, давать ему передохнуть, вновь сосредоточиться. Кроме пауз, есть еще другие средства пробуждения внимания повторные обращения, указания на себя, на слушающего, апелляции к нему. Вводит в свою речь метакоммуникативные языковые средства, т.е. те, которые информируют о намерении автора ввести новый кусок текста, о построении текста, последовательности мыслей - фразы: Мы уже раньше говорили с вами о..,Хочу еще раз остановиться на.., Вернусь к сказанному ранее. Таких высказываний много, и именно они берут на себя функцию концентрировать, организовывать внимание слушателя.

8. Говорящий должен  постоянно вести отбор языковых  средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки. Лектор никогда не скажет: « Сейчас перевернем все с ног на голову и как жахнем по этой теории», так же как мы никогда не скажем дома за обедом: « Альтернативы нет: борщ или рассольник». Конечно, если только, говорящий не иронизирует или пародирует специально.

9. Говорящий должен  помнить, что в устном контактном  непосредственном общении слушатель  не только слышит, но и видит  его, следовательно, принимает  от него множество сигналов  невербальной несловесной коммуникации  жесты, мимика, позы, общую манеру  держаться, всю культуру поведения  и культуру речи. Прежде всего,  необходимо сохранять принятую  в данной национальной и социальной  культуре дистанцию между собой  и партнером. Известно, например, что латиноамериканцы любят меньшую  для общения дистанцию, нежели  англичане. Также необходимо ограничивать  свою жестикуляцию не размахивать  излишне руками и т.д. Слушатель  должен чувствовать, что говорящий  посылает ему доброжелательные  жестовые и мимические сигналы,  дополнительно пробуждая в нем  внимание, понимание, с помощью  жестов ритмизуя свою речь и выделяя главное. [1, c.32-48]

Теперь правила  слушающего. Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо. Плутарх.

1. В сравнении  с другой какой-либо деятельностью  слушание выдвигается на первый  план, когда люди хотят достичь  согласованности в действиях.  Если кто-либо обратился к вам  с речью, необходимо прервать  дела и внимательно выслушать,  о чем он вам сообщает.

2. Слушая, необходимо  доброжелательно, уважительно и  терпеливо относиться к говорящему. Имейте такт, терпение, приложите  старание выслушать внимательно  и до конца. Если же в данный  момент выслушать совершенно  невозможно, тактично перенесите  время беседы, указав аргументы  вашей занятости. Уважительность  к партнеру во время слушания  важнейшее правило общения.

3. Выслушивая собеседника,  постарайтесь не перебивать его,  не сбивать с мысли, не вставлять  неуместных или колких замечаний,  не переводить слушание в собственное  говорение.

4. Выслушивая, в  центр внимания поставьте говорящего  и его интересы. Дайте ему проявить  себя в речи. Подчеркивайте заинтересованность  в нем, в его словах взглядами,  мимикой, жестами, междометными  и жестовыми поддакиваниями, кивками головой, подтверждайте контакт внимания и понимания. Можно и нужно постоянно проявлять свою активную роль слушателя.

5. В роли слушателя  надо уметь во время оценить  речь собеседника, согласиться  или не согласиться с ним,  ответить на поставленный вопрос, на побуждение среагировать действием  и словесно. Итак, в диалоге дай  говорить другому, не уходи от роли слушающего. Именно в этом случае слово серебро, а молчание золото.

6. Если слушающих  больше, чем два, не следует  отвечать на вопрос, заданный  другому собеседнику. Но если  тот, к кому направлены слова,  не реагирует, то слушающий  может взять на себя ответ,  тем самым спасая положение  в общей беседе и организуя  тот тип речи, который называют  полилогом.

Как видим, правила  для говорящего и для слушающего теснейшим образом связаны, и  это естественно, так как говорящий и слушающий две неразрывные стороны общения. Однако наблюдения показывают, что особенно много нарушений культуры общения со стороны именно слушающих. От этого у нас так много неурядиц, недопониманий и просто обид невыслушанных людей. Вот что мудро советует говорящим и слушающим Дмитрий Сергеевич Лихачев: « Для того чтобы вас услышали, нужна доброта. Правом судить нужно пользоваться осторожно, очень осмотрительно. Нам надо учиться демократии, учиться терпимости к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре».


Информация о работе Виды речевой деятельности