Язык как знаковая система. История развития русского национального языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

В настоящее время культура речи умение общаться знание этикета являются визитной карточкой любого человека особенно в деловом мире. Известный русский ученый Лихачев писал: «язык не только лучший показатель культуры но и показатель человека». Формирует мышление человека и его профессиональные навыки вот всех областях человеческой деятельности….. если человек точно может назвать ошибку допущенную им в работе, значит он определил ее суть. Язык- система знаков и способов их соединения, служащие для выражения мысли , чувств и волеизъявления идей и является важнейшим средством для общения. С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди получая и перерабатывая информацию о явлениях оперируют с помощью зыка уже не ими а их знаками обозначениями понятиями. В ходе человеческой истории открытия в области языкознания расширили возможности общения людей и познавательской деятельности. Появились знаковые системы, называемые искусственными. Искусственные знаки можно заменить усовершенствовать та к как они создаются искусственно в соответствие с потребностью, но и естественный язык постоянно развиваясь как живой организм, меняется под влиянием науки быта прогресса. Особенностью естественного языка является избыточность лексики(слова)( в русском языке 82-83%, английский ),синонимия, полисемия.

Файлы: 1 файл

РЯиКР.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Язык как  знаковая система. История развития русского национального языка

В настоящее время  культура речи умение общаться знание этикета являются визитной карточкой  любого человека особенно в деловом  мире. Известный русский ученый Лихачев писал: «язык не только лучший показатель культуры но и показатель человека».  Формирует мышление человека и его профессиональные навыки вот всех областях человеческой деятельности….. если человек точно может назвать ошибку допущенную им в работе, значит он определил ее суть. Язык- система знаков и способов их соединения, служащие для выражения мысли , чувств и волеизъявления идей и является важнейшим средством для общения. С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди получая и перерабатывая информацию о явлениях оперируют с помощью зыка уже не ими а их знаками обозначениями понятиями. В ходе человеческой истории открытия в области языкознания расширили возможности  общения людей и познавательской деятельности. Появились знаковые системы, называемые искусственными. Искусственные знаки можно заменить усовершенствовать  та к как они создаются искусственно в соответствие с потребностью, но и естественный язык постоянно развиваясь как живой организм, меняется под влиянием науки быта прогресса. Особенностью естественного языка является избыточность лексики(слова)( в русском языке 82-83%, английский ),синонимия, полисемия.

Без языка невозможно человеческого  общение, а без общения общества и полноценной личности. Без языка  не может быть мышления. Язык помогает осознать сохранить и передать информацию(устном народном творчестве, и т.д.). это аккумулятивная функция языка. Язык выполняет эмоциональную функцию,  волюнтативная. Таким образом основные функции языка: когнитивная, комунитативная, волюнтативная, эмоциональная.  Язык во много определяет культуру нации, ее духовное начало. Он отражает этапы становления  народа, позволяет сохранить традиции, делает отбор того что важно. Русский  язык это язык русской нации. Нация(лат.- племя)- исторически сложившаяся общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенности культуры и характера. Развитие русского языка в разные эпохи проходило не одинаковыми темпами, важным этапом  в процессе его совершенствование было смешение языков образование русских слов, и вытеснение ими старых. Русский литературный язык начал свое формирование  в Киевской Руси. Был необходим язык понятный для всех. Он нужен был в торговле дипломатии и церкви. Таким языком стал старославянский язык. История его возникновения и формирования на Руси связанна с Византийской политикой русских князей и миссией монахов. Взаимодействие старославянского и русского разговорного языка сделало возможным формирование древнерусского языка.

Новый значительный этап в развитие языка связан с перерастанием русского народа в нацию в перид возрастания роли московского государства  и объединения русских земель. В это время ослабляется влияние церковного языка, прекращается развитие диалектов. Реформаторским был 18 век. В художественной литературе, в науке, официально деловых бумагах, используются  славяно-русский язык вобравший в себя культуру  старославянского языка. В быту использовался  природный язык. Возникает понимание особой миссии языка в деле создания пресвященного языка в области пресвященного государства в области деловых отношений, его важности для науки и литературы. Начинается демократизация языка: в него входят элементы простой устной речи. Язык начинает освобождаться от влияния церковно-славянского языка, ставшего языком религии и богослужения. Происходит обогащение языка за счет западно-европейских языков, что прежде всего сказалось на формировании языка науки, политики, техники. Заимствований так много, что Петр 1 вынужден издать приказ «об ограничении иностранных слов и терминов». Первая реформа русского письма осуществлена Петром 1 в 1708-1710 годах. Из алфавита устранён ряд букв, начертания букв стали округлёнными, введены арабские цифры. Большая роль в проводимых реформах принадлежала Ломоносову. Не только великому ученому, но и блестящему исследователю языка (первая «Российская грамматика», пособие по риторике, стихосложению). Он боролся за то, чтобы русский язык стал языком науки. Он считал РЯ одним из самых сильных и богатых языков и радел о его чистоте и выразительности.

В XIX в. борьба за утверждение языковых норм. Она велась между последователями Карамзина и славянофила Шишкова. Карамзин боролся за восстановление единых норм, требовал освободиться от влияния трёх стилей и церковно-славянской речи, использовать новые слова (заимствованные). Шишков же считал, что основой национального языка должен быть церковно-славянский язык. В его (Пушкин) творчестве ставшие в последствии общенациональными нормы русского ЛЯ. Расцвет литературы в XIX в. оказал большое влияние на развитие и обогащение РЛЯ. В первой половине XIXв. Процесс создания русского национального языка был завершен. Общенациональный язык- язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающийся от других языков. Сложные процессы протекали в языке в связи с политическими, экономическими и культурными переменами в стране, которые были, связанны с революционными событиями октября 1917 года и последующими преобразовании. Новая орфография. В это время исчезли целые пласты лексики, старые понятия, зато появилось много новых слов, новых речевых конструкций. В связи с изменениями в политике, экономики, жизни общества, психологии людей в последние годы XX-н.XXI  столетия изменения в РЯ и делаются попытки его реформирования. Каждое слово языка, отражая определённые понятия, символы, создавая представления о мире пропускаясь через сознание человека приобретает специфические черты, свойственные данному общественному национальному сознанию, обусловленному культурой данного общества. Язык навязывает человеку определённое видение мира. Усваивая чужой язык, человек одновременно усваивает новый мир. С новым словом входит понятия из другой культуры. Язык отражает мир и культуру носителя и формирует своего носителя. Каждое новое поколение получает с родным языком комплект культуры. В котором уже заложены черты национального характера и мировоззрения. Для русского человека стали слова: Родина, Отечество.

Род – прародитель сущего, создатель вселенной, принёсший в мир любовь.

Отечество – кровная связь со свей землей, соплеменниками, близкими.

Каждое русское слово  несёт опыт, нравственную позицию, свойства, присущие русской ментальности. Ментальность – миросозерцание в категориях и формах родного языка, соединяющее в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях. Язык воплощает нац идею, нац идеалы…. Язык, как зеркало культуры отражает все изменения в образе жизни народа и его менталитета. Русский характер всегда был загадкой, полным противоречий, сложностей. Это связанно с географическим положением России между Востоком и Западом и соединением начал язычества и крестьянства. 1834 год министром просвещения создана формула, легшая в основу русской идеей и стала идеологией русского государства (православие, самодержавие, народность).

РЯ остаётся системой флективного строя, что предполагает свободу выбора, но выбор ограничен нормой (помогает сохранить язык). Разрушение нома приводит к разрушения понятий, связанных с национальной ментальностью, а ведь именно они сохраняют нацию во все временна и пространства, значит именно языку отводится роль хранителя духовных богатств нации как явление социальное язык отражает все изменения в обществе, поэтому культурный уровень общества, его возможности зависят от уровня владения языком его носителя. В свою очередь, если за словом нет четкой мысли определённой идеи, то язык отражает мгновенно эту пустоту.

В речь проникают элементы жаргона, что свидетельствует о  демократизации языка, но с другой стороны расшатываются нравственные устои общества, когда теряются ценностные ориентиры, разрушаются идеалы. Отсутствие в период перестройки и реформ четкой национальной идеи способствует появлению избыточной лексики, неоправданному употреблению иноязычных слов, слов-паразитов, просторечия и жаргон. Величие и мощь РЯ общепризнанны, он считается одним из самых сильных и богатых языков мира. Один из самых распространенных в мире. В мире на нём говорят более 200 млн человек. 5 место в мире по распространённости.

В дореволюционной России, СССР, РФ РЯ межнациональное общение. В этом отношении ему свойственна  толерантность к другим языкам и  его носителям. В настоящее время  РЯ государственный язык РФ, что  закреплено 68 ст. КРФ. А РЛЯ является мерилом правильной речи. РЯ – язык международного общения, один из 6 языков ООН (Английский, Французский , Испанский, Арабский, Китайский).

Язык, как средство общения. Условия эффективной коммуникации (общения).

Общение (коммуникация)от лат. Делаю общим. Связываю - специфическая форма взаимодействия людей, в процессе из познавательно – трудовой деятельности. Главная цель речевой коммуникации: обмен информации, её осознание и понимание. Кроме того, в процессе контакта осуществляется взаимовлияние сопереживание. Общение может быть направлено на: выполнение социально значимой задачи, удовлетворение личностных потребностей, на дело. Основные функции: информативная, интерактивная (побудительная), перецептивная (взаимопонимание), экспрессивная (сопереживание). Без общения невозможно формирование личности, практически невозможен любой вид деятельности. Коммуникация в современных условиях является основой успеха каждого человека. 63% английских, 73% американских, 85% японский руководителей выделяют коммуникацию, как главное условие достижения успеха своих фирм (50-90% своего времени). Средства передачи информации в общении делятся на вербальные и невербальные. Вербальный с помощью слов (языка), невербальные, с помощью знаков и символов (жесты, мимика, взгляд…).

Язык реализуется в  речи. Речь – внешнее проявление языка, т.е. к вербальным средствам общения. Играет исключительно важную роль в общении и трудовой деятельности человека. Важнейшая функция речи, как деятельности: функция выражения мысли. Мыслить, значит оперировать понятиями, поэтому необходимо знать слова, обозначающие эти понятия, поэтому овладение языковыми средствами является овладением богатством языка, необходимым условием развития мышления человека и его общения. Речевая деятельность состоит из нескольких последовательных фаз:

    1. Ориентировки
    2. Планирования
    3. Реализации
    4. Контроля
    5. Реагирования

Началом речевого высказывания служит речевая ситуация т.е. стечение обстоятельств, побуждающих человека к действию. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. В реализации речевого действия выделяется этапы:

  1. Подготовка. Осознание цели, мотивов, потребностей и осуществляется прогноз результатов.
  2. Структурирование высказывания. Выбор слов, оформление.
  3. Переход к внешней речи.

В восприятии речи (слушание, чтение) включает понимание и обратную связь (реакцию).

Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому– либо. Модель речевой коммуникации следующая  адресант-сообщение-адресат. Адресант и адресат называются коммуникантами. Для коммуникантов важны следующие качества:

  1. Эмпатия. Умение видеть мир глазами других людей, понимать другого человека.
  2. Доброжелательность. Способность не только сочувствовать, но и показывать своё доброжелательное отношение, уважение и симпатию  к другому человеку.
  3. Умение понимать собеседника, даже тогда, когда не одобряешь его действия.
  4. Готовность поддержать другого человека.
  5. Аутентичность. Умение быть естественным, не скрываясь за масками и ролями. Способность быть самим собой.
  6. Конкретность. Отказ от общих рассуждений. Умение говорить о конкретных переживаниях, готовность однозначно отвечать на вопросы.
  7. Инициативность. Склонность к активной деятельной позиции. Так же способность по собственной инициативе устанавливать контакт
  8. Непосредственность. Готовность и умение говорить и действовать напрямую.
  9. Открытость. Готовность открыть другим совой внутренний мир. Твердая убежденность в том что открытость способствует установлению прочных отношений с окружающими.
  10. Принятие чувства. Способность принять эмоциональные переживания со стороны партнёра.
  11. Способность в случае несходства мнений пойти на противостояние, но не с целью запугивания, а с надеждой установить честные отношения.

О характере речевого действия судят по реакции на него т.е. по обратной связи. Обратная связь – показатель эффективности общения, достижения нужного результата. Обратная связь может передаваться словами, мимикой, жестами, взглядами… Качество понимания сообщения зависит от различных условий, при которых осуществляется общение. Совокупность этих условий называется контекстом. Общий контекст складывается из явного и тайного. Явный подлежит наблюдению, в скрытый входят цели, мотивы, характеристики общения. Кроме контекста существует подтекст (неявный смысл речи), осознаваемый в контексте общения. Выделяют 3 вида подтекста:

  1. Действительный. Был и был воспринят.
  2. Мнимый. Не было, но был приписан.
  3. Скрытый. Был, но его не заметили.

Признаки подтекста  могут скрываться в содержании речи, в характеристики её звучания, в  невербальных характеристиках поведения. В зависимости от целей общения в быту и профессиональной сфере следующие виды общения:

    1. Контакт в массы. Формальное общение, обусловленное как правило набором ритуальных фраз, жестов, которые скрывают истинное лицо и истинное намерение.
    2. Примитивное общение. При котором оценивают объект с точки зрения пользы или отсутствия таковой.
    3. Формально – ролевое общение При котором определены социальные роли (учитель-школьник)
    4. Деловое. При котором учитываются индивидуальные особенности личности, но для интереса дела.
    5. Духовное общение. Театр….
    6. Манипулятивное. Направленно на извлечении выгоды.
    7. Светское. Абсолютно формальное то что положено.

Информация о работе Язык как знаковая система. История развития русского национального языка