Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 00:31, диссертация
Описание работы
Александр Васильевич Никольский (1874 — 1943) — композитор, ученый-теоретик, педагог, профессор Московской консерватории, музыкально-общественный деятель, один из ярких представителей Нового направления в русской духовной музыке. Начало его творческой деятельности пришлось на рубеж XIX - XX веков, а завершение - на период Великой Отечественной войны. Эпоха, в которой жил и творил Никольский, характеризуется целым рядом серьезных перемен, как в политической, так и в культурной жизни России. Александру Васильевичу было суждено пережить время переворотов, крушение монархии, атеистическую кампанию, две войны.
Содержание работы
Введение. Глава 1.Жизненный и творческий путь.*** Глава 2. Духовная музыка. Милость мира ор. 3. Ор. 17 (избранные песнопения Всенощного бдения). Литургия Преждеосвященных Св. Даров. (Ор 23,1907). Песнопения на тексты Псалтири. Полное последование Венчания. Литургия ор. 52. Характеристика стиля. Глава 3. Светская музыка А. В. Никольского. Симфонические произведения. Концерт для флейты. Камерно-вокальное творчество. Сценические произведения. Сочинения для фортепиано.1 Светская хоровая музыка. Глава 4. Литературное и педагогическое наследие Никольского. Музыкальные заметки. Статьи А. В. Никольского.
Камерно-инструментальные, камерно-вокальные
и фортепианные сочинения также обладают особой самобытностью
и должны обрести свою исполнительскую
аудиторию. То же касается и музыки для
детей, к которой относится цикл детских
хоров и три детские оперы, способные оживить и дополнить
дидактическую литературу и педагогический
репертуар музыкальных школ и училищ.
Особый интерес представляют
теоретические работы Никольского, которые
характеризуют автора как оригинального
и разностороннего исследователя. В числе
наиболее значительных трудов ученого
следует упомянуть руководства по методике
хорового, в том числе церковного пения:
«Голос и слух хорового
певца», «Опыт методики церковного
пения», предназначенный для обучения
любительских хоровых коллективов, «Начальный учебник хорового
пения» в двух выпусках, написанный
совместно с Н. Д. Кашкиным и четырехтомную
«Энциклопедию школьного
пения», являющую собой учебник-хрестоматию
по сольфеджио и в то же время ориентированную
на комплексное постижение основ элементарной
теории музыки, гармонии и контрапункта.
Несколько работ Никольского посвящены
учению о форме. Наиболее значительным
из них является труд «Формы русского церковного
пения»5, обнаруживающий абсолютно
индивидуальный подход к поставленной
проблеме. Кроме того, следует упомянуть
«Пособие к изучению формы музыкальных
сочинений - для учащихся в музыкальных
техникумах, студиях, школах, а равно для
стремящихся к музыкальному самообразованию»,
где, несмотря на краткость, простоту и
доступность изложения содержится полная
характеристика всех основных музыкальных
форм. Среди многочисленных и разноплановых
работ Никольского по музыкальной фольклористике
наибольший интерес представляет исследование
«Теория русской народной
песни», впоследствии переработанное
и дополненное ученым и названное «Народная
песня СССР».
В годы работы в консерватории
Никольский пишет учебное пособие по хоровой
литературе, которое, в силу подробного
и комплексного подхода, по сути своей
должно было представлять фундамент специального
музыкально-теоретического образования
хорового дирижера.
Отдельную группу в литературном наследии
Никольского представляют критические
очерки и статьи. Среди них ведущее положение
занимают заметки, затрагивающие актуальные
проблемы русского регентства и публикуемые
в журнале «Хоровое и регентское
дело», а также
5 В процессе работы над диссертацией
труд A.B. Никольского «Формы русского
церковного пения был опубликован
в издательстве Московской консерватории.
статьи по музыкальной педагогике.
Ряд очерков посвящен музыкантам,
трудящимся на ниве церковного
пения — П.И. Чайковскому, С. В. Смоленскому, А. Д. Кастальскому,
П. Г. Чеснокову, С. В. Рахманинову.
Теоретические и музыкально-критические
работы Никольского — плоды многолетней
педагогической и исследовательской деятельности,
Многие из них осмысливались и перерабатывались
автором неоднократно, что свидетельствует
о глубоком проникновении исследователя
в суть проблемы. Некоторые работы Никольского
по сей день не утратили своей актуальности
и заслуживают пристального внимания
и осмысления исследователей.
Судьба A.B. Никольского теснейшим образом
связана с Московской консерваторией. Ещё будучи юношей-семинаристом, он
лелеял мечту стать профессиональным
музыкантом и продолжить свое образование
именно в консерватории. В 1897 году мечта,
наконец, осуществилась. Обучаясь в классе
профессора С. И. Танеева, Никольский явился продолжателем
композиторской и теоретической традиции
своей aima mater. Однако, в силу ряда причин,
через три года Никольский вынужден был
оставить её стены и продолжить образование
в Музыкально-драматическом училище Московского
филармонического общества. В послереволюционные
годы Александр Васильевич возвращается
в консерваторию в качестве преподавателя, а впоследствии
профессора, и работает на дирижерско-хоровом
факультете.
Роль Никольского в развитии
факультета трудно переоценить. Кроме
непосредственно преподавательско-лекторской
работы, которая заключалась в ведении
нескольких курсов - народной музыки, хоровой
литературы, аранжировки, анализа форм
и даже дирижирования, следует отметить
его активную методическую работу. Перу
профессора Никольского принадлежат программы
и учебные пособия по некоторым преподаваемым
дисциплинам.
Все они направлены на комплексное
образование студентов: сочетают исторические
и теоретические сведения с практическим
постижением музыкального материала.
При ознакомлении с лекциями и программами
Никольского становится ясно, что курсы,
читаемые им, прямым образом формировали
профессиональный подход к дирижерскому
и хоровому делу, имели своей целью всестороннее
развитие учащегося и планомерное его
превращение в высококлассного специалиста.
Никольский был человеком, до
конца жизненного пути преданным своей
нелегкой работе. Он неотступно читал
лекции в консерватории даже во время
войны, когда большая часть педагогического
состава находилась в эвакуации. В 1942 году,
когда антирелигиозная кампания была
в значительной мере свернута, он получил
возможность читать в консерватории также
факультативный курс истории церковного
пения.
В настоящее время дирижерско-хоровой
факультет Московской консерватории помнит
и чтит своего профессора: проводятся
вечера и концерты, посвященные памятным датам.
23 октября 2009 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся
концерт, посвященный 135-летию со дня рождения
А. В. Никольского. Хор консерватории под
управлением С. С. Калинина исполнил несколько
духовных и светских сочинений композитора.
«Так, уже пятое поколение молодых музыкантов
выразило свое уважение и благодарность
традициям, заложенным в русское хоровое
искусство одним из его корифеев»,6 -отмечает
критик.
Следует обратить внимание на
связи Никольского с музыкальной общественностью
Петербурга. Известно, что в Петербурге
учился его преподаватель по композиции
— А. А. Ильинский. При написании и
6 Щеславская М. В. «Память о добрых делах
должна жить долго.»//Российский музыкант,
№8 2009. С. 2. оркестровке некоторых светских сочинений Никольский
ориентировался на стиль композиторов
петербургской школы, а также обращался
за консультациями к петербургскому дирижеру
А. А. Петрову.
Материал, связанный с биографией и творческим
наследием Никольского большей частью находится в архивах.
Основой для написания данной работы послужил
материал фондов ГЦММК им. Глинки, где
находится часть архива А. В. Никольского,
переданная в музей в 1965 году старшей дочерью
композитора Т.А. Фаворской. К сожалению,
материалы семейного архива, в настоящее
время хранящиеся у потомков Никольского,
на время написания работы были почти
недоступными для автора. Большим подспорьем
послужило общение с младшим сыном композитора,
Львом Александровичем Никольским, в беседах
с которым уточнялись некоторые биографические
данные, выяснялись сведения о судьбе
малоизвестных духовных сочинений и научных
трудов.
Немаловажная работа, связанная с преподавательской
деятельностью A.B. Никольского, была проделана на дирижерско-хоровом
факультете Московской консерватории.
Воспоминания о Никольском содержатся
в сборнике К.Б. Птицы «Мастера хорового искусства
в Московской консерватории». Следует также упомянуть доклад
преподавателя факультета Э.Ф. Леонова, приуроченный к 120-летию со
дня рождения профессора и две дипломные
работы студентов факультета, одна из
которых посвящена некоторым духовным
композициям Никольского, а другая включает
в себя публикацию программ по хоровой
литературе для учащихся Консерватории.
В последнее время, в связи с усилением
внимания исследователей к русской духовной
музыке, наблюдается заметный интерес
как к Новому направлению в целом, так
и к отдельным его представителям. Среди
наиболее масштабных работ, посвященных
данной теме фундаментальное многотомное
издание «Русская духовная музыка
в документах и материалах», которое в настоящее время
продолжает издаваться7; о монография
С. Г. Зверевой , о жизни и творчестве А.
Д. Кастальского; монография Ю. И. Паисова о А. Т. Гречанинове9, сборник
статей Н. Ю. Плотниковой10, теоретические
исследования Н. С.Гуляницкой11 и другие.
В 1994 году, к 120-летию со дня рождения
А. В. Никольского в журнале Московской
Патриархии были опубликованы статьи
Е. Б. Козловой и С. Никольского, посвященные
духовной музыке А. В. Никольского12. Отдельные
публикации эпистолярного наследия Никольского
и его критических очерков, связанных
с духовной музыкой, имеются в специализированном
сборнике материалов Московской регентско-певческой
семинарии13и на интернет-сайте данного
учебного заведения14. Наиболее крупное
из исследований последних лет, посвященное
духовной музыке Никольского - кандидатская
диссертация JI. В. Малацай «Роль Никольского
в развитии русской церковно-певческой
культуры начала XX века», где дается освещение
фигуры Никольского с позиций хорового
искусства.
Не меньшую ценность в этом контексте
представляет и периодическая печать
начала XX века. В газетах и журналах того
времени все процессы,
7 На данный момент в
серии готовится том, посвященный
A.B. Никольскому.
8 Зверева С. Г. Кастальский: идеи, творчество,
судьба. М., 1999.
9 Паисов Ю. И. А. Т. Гречанинов. Жизнь и
творчество. М., 2004.
10 Плотникова Н.Ю. Русская духовная музыка
XIX -начала XX века: страницы истории. М.,
2007
11 Гуляницкая Н.С. Поэтика музыкальной композиции.
Теоретические аспекты русской духовной
музыки XX века — М., 2002.
12 Козлова Е.Б. Духовная музыка A.B. Никольского//
Журнал Московской Патриархии, 1994 №6. С.
103-110.
Никольский С. Духовно-музыкальные
сочинения A.B. Никольского// Журнал Московской
Патриархии, 1994 №6. С. 130 - 133.
13 Московская регентско-певческая
семинария. Сборник статей, материалов,
архивных документов//М., 1998.
14http://www.seminaria.ru/chsing/nikolocherk.htm происходящие
в церковно-музыкальных кругах, отражаются
в первозданном виде. На страницах
«Музыки и жизни», «Музыки и пения», «Московских ведомостей» начала 1900-х годов можно встретить бурные,
оживленные споры о судьбах современного
церковного пения, пространные исторические
исследования, яркие критические очерки,
авторами которых зачастую были сами представители
Нового направления.
Ещё одним свидетельством растущего
интереса к личности и творчеству A.B. Никольского
является вышедшая в декабре 2010 года книга
JI.B. Малацай «Александр Никольский. Творческая
биография», имеющая характер развернутого
биографического эссе и в значительной
мере опирающаяся на материалы архива
семьи композитора.
Тема исследования определяет цель работы,
которая заключается в создании целостного
представления о личности и творчестве
Никольского, раскрытии особенностей
его индивидуального стиля и необходимости
вписать его имя в соответствующий период
истории русской музыки и Московской консерватории.
В связи со значимостью фигуры Никольского
становится важным содействие популяризации
его творческого наследия, пробуждения
интереса к его личности у исполнителей, музыковедов, педагогов, регентов и участников
церковных хоров, словом, у той широчайшей
аудитории, на которую была направлена
разноплановая деятельность Александра
Васильевича Никольского.
В связи с этим в работе ставятся
следующие задачи:
1. Воссоздание биографических сведений
о композиторе;
2. Анализ и характеристика индивидуального композиторского стиля Никольского;
3. Рассмотрение личности
и творческого наследия A.B. Никольского
в контексте времени, его значение
в культуре конца XIX — первой
половины XX веков;
4. Анализ литературного
наследия Никольского, выявление
исторической и научной ценности
музыкально-теоретических работ
Никольского, а также его очерков
и статей.
Проблематика работы определила
её структуру. Работа состоит из введения,
четырех глав, заключения и трех приложений.
Первая глава работы представляет собой
биографический очерк о жизни и творчестве
А. В. Никольского. Особое внимание уделяется
деятельности Никольского в Московской
консерватории, с которой связаны студенческие
годы композитора и где он работал в качестве
профессора до последних дней своей жизни.
Вторая глава посвящена духовной
музыке A.B. Никольского. С целью воссоздания
наиболее последовательной и полной картины
эволюции стиля художника, сочинения выстроены
по хронологическому принципу - от ранних
к поздним. Песнопения на тесты Псалтири,
к которым композитор обращался в течение
всей жизни, выделены в самостоятельную
жанровую группу. В ходе анализа ставится
цель выявить как черты типичные для стиля
композиторов Нового направления, так
и индивидуальные, характерные для индивидуального
почерка Никольского.
Светская музыка Никольского,
которой посвящена третья глава работы,
не получила столь широкой известности,
как церковная, но заслуживает отдельного
рассмотрения и изучения. Если в сфере
духовной музыки Никольский выступает
как проводник новых эстетических идей,
то в области светской музыки он проявляет
себя большей частью как композитор-традиционалист,
опираясь на музыкальный язык романтической
эпохи. Вместе с тем, светская музыка Никольского
обнаруживает ряд самостоятельных и оригинальных
стилевых черт, заставляющая говорить
о самобытности и неповторимости его композиторского
почерка.
В четвертой главе рассматривается литературное
наследие Никольского. С одной стороны,
оно представлено многочисленными критическими
работами. Среди них статьи, посвященные
актуальным проблемам регентского дела,
музыкального образования и т. п., очерки
о композиторах-предшественниках и современниках,
главным образом, обращающихся к церковно-музыкальным
жанрам. С другой - теоретические труды,
в числе которых исследования по фольклористике,
анализу форм светской и церковной музыки,
хоровой литературе, теории и методике
хорового пения, а также многочисленные
учебные пособия. Среди этих работ особое
место занимает труд «Формы русского церковного
пения».
Таким образом, научно-практическая значимость
работы связана с созданием комплексного музыковедческого исследования о A.B. Никольском,
внесшем значительный вклад в развитие
музыки рубежа веков и музыкально-теоретической
мысли XX века. Кроме того, данная работа
должна восполнить пробел в исследованиях,
посвященных истории Московской консерватории.
Работа может быть рекомендовано в учебных
целях, как дополнение к курсу истории
русской музыки, кроме того может быть
интересна музыковедам-специалистам,
хормейстерам, регентам и певчим церковных
хоров, педагогам, всем, интересующимся
музыкальной культурой рубежа XIX — XX веков.
1