Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 00:31, диссертация

Описание работы

Александр Васильевич Никольский (1874 — 1943) — композитор, ученый-теоретик, педагог, профессор Московской консерватории, музыкально-общественный деятель, один из ярких представителей Нового направления в русской духовной музыке. Начало его творческой деятельности пришлось на рубеж XIX - XX веков, а завершение - на период Великой Отечественной войны. Эпоха, в которой жил и творил Никольский, характеризуется целым рядом серьезных перемен, как в политической, так и в культурной жизни России. Александру Васильевичу было суждено пережить время переворотов, крушение монархии, атеистическую кампанию, две войны.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.Жизненный и творческий путь.***
Глава 2. Духовная музыка.
Милость мира ор. 3.
Ор. 17 (избранные песнопения Всенощного бдения).
Литургия Преждеосвященных Св. Даров. (Ор 23,1907).
Песнопения на тексты Псалтири.
Полное последование Венчания.
Литургия ор. 52.
Характеристика стиля.
Глава 3. Светская музыка А. В. Никольского.
Симфонические произведения.
Концерт для флейты.
Камерно-вокальное творчество.
Сценические произведения.
Сочинения для фортепиано.1
Светская хоровая музыка.
Глава 4. Литературное и педагогическое наследие Никольского.
Музыкальные заметки.
Статьи А. В. Никольского.

Файлы: 1 файл

Александр Васильевич Никольский.docx

— 58.72 Кб (Скачать файл)

49. Мазель Л. А. О неизданных музыкально-теоретических работах А. В. Никольского // Музыкальная Академия, 2000 №3.

50. Мазель Л. А. Отзыв о рукописи А. В. Никольского «Пособие к изучению формы музыкальных сочинений. Для учащихся в музыкальных техникумах, студиях, школах, а равно для стремящихся к музыкальному самообразованию». Рукопись. — Архив семьи Никольских.

51. Малацай Л. В. Роль Никольского в развитии русской церковно-певческой культуры начала XX века. Автореф. канд. дисс. Ростов-на-Дону, 1999.

52. Малацай Л.В. A.B. Никольский. Творческая биография. — М., 2010.

53. Масловская Т.Ю. Георгий Свиридов: сакральное и мирское//Христианские образы в искусстве. Вып.1. Сб. трудов №170/ РАМ им. Гнесиных. М., 2007.

54. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России —М., 1915.

55. Металлов В. М. «Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгого и строгоцерковного стиля гармонии». М., 1892.

56. Металлов В. М., прот. Осмогласие знаменного распева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного распева по гласовым попевкам. М., 1899.

57. Московские ведомости, 1900, № 306.

58. Музыка и жизнь 1908, №3, 6, 10-11. 1909 №7.

59. Музыка и пение 1902 №3, 1903, №,9, 10; 1904 №3-10.

60. Музыкально-этнографическая  комиссия. История создания и  основныенаправления деятельности // Традиции русской художественной  культуры.253

61. Межвузовский сборник  научных трудов. Выпуск 3. Москва—Волгоград, 2000. С. 213—232.

62. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. — М., 1982

63. Никольская-Береговская  К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX — XX веков. Методическое пособие  — М., 1998.

64. Никольский А. В. Голос и слух хорового певца. Предисловие Б. М. Ляшко —М., 1998.

65. Никольский А. В. Краткий очерк истории церковного пения в период IX веков// О церковном пении. Сб. статей — М., 2001.

66. Никольский А. В. Личное дело. — Архив МГК.

67. Никольский А. В. Мотив, его строение и виды. Рукопись. — Архив семьи Никольских.

68. Никольский А. В. О «церковности» духовно-музыкальных сочинений. // Хоровое и регентское дело, 1909, №3.

69. Никольский А. В. П. И. Чайковский как церковный композитор// Музыка и жизнь 1908 ,№ 10-11.

70. Никольский А. В. С. В. Смоленский и его роль в Новом направлении русской церковной музыки//Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 1.

71. Никольский А. В. Регентский съезд.//ХРД, 1909 №5 С. 122.

72. Никольский А. В. Pia desideria учителя-регента. Из курсовых впечатлений. Музыка и жизнь, №1 (31), 1908. С. 3.

73. Никольский А. В. К вопросу о пении в общеобразовательной школе //Педагогический листок, 1908

74. Никольский А. В. Образовательно-воспитательное значение музыки. //«Вестник воспитания» 1908 №6

75. Никольский А. В. К вопросу о пении в общеобразовательной школе //Педагогический листок, 1908. С. 172—173.

76. Nemo Никольский А. В. Инертно ли русское регентство? //ХРД, 1909 №2. С. 53 — 55; Nemo [Никольский А. В] Снова об «Обществе»! //ХРД 1909254

77. С. 80-81; Никольский А. В. Опять об Обществе!// ХРД 1910 №6 С. 128 — 135

78. Никольский А.В. Всенощное бдение Рахманинова

79. Никольский А.В. Формы русского церковного пения. Публикация, вступительная статья и комментарии Ю.А. Ефимовой. М., 2010.

80. Одоевский В. Ф.К вопросу о древнерусском песнопении. — День, 1864, №17.

81. Одоевский В. Ф. Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения. В кн.: Труды первого археологического съезда в Москве. Т. II -М., 1871.

82. Одоевский В. Ф. Литературно-музыкальное наследие. —М., 1956.

83. Одоевский В. Ф. Мнение по вопросам, возбужденным Министром народного просвещения по делу о церковном пении. —М., 1866.

84. Паисов Ю. И. А. Т. Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004.

85. Плотникова Н. Ю. Новое направление в русской духовной музыке рубежа веков. Творчество А. Д. Кастальского. Дипломная работа. ■— М., 1992.

86. Плотникова. Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке X — XI — начала XX веков. Канд. дисс. Научный руководитель В. В. Протопопов. МГК, 1996.

87. Попов С.В. Русская хоровая литература. Очерки. М., 1963

88. Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Спб, 1924.

89. Псалтирь учебная. М., Правило  веры, 2003.

90. Птица К. Б. Мастера хорового  искусства в Московской консерватории. М., 1970.

91. Разумовский Д. В. Богослужебное пение Православной Греко-российской церкви, М., 1886. Вознесенский И. И. Осмогласные распевы трех последних веков Православной Русской Церкви. Киев, 1888 — 1898.

92. Рахманова М. П. «Истинно древняя христианская церковь не знала гармонии» Вступ. ст. к сб. Одноголосный обиход Успенского собора Московского Кремля. М., 2003.

93. Рахманова М. П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы//История русской музыки. Т. 10Б — М., 2004.

94. Рахманова М. П. Старообрядчество и "Новое направление" в русской духовной музыке. //Сб. материалов Всероссийской научной конференции 1719 мая 1999 года. Новосибирская государственная консерватория им. М.И.Глинки, 1999.

95. Рахманова М. П. Митрополит Филарет и церковное пение в Москве XIX столетия. Труды МРПС, 2000-2001.

96. Рачинский С. А. Народное искусство и сельская школа//Русь. 1881 №42.

97. Русская духовная музыка  в документах и материалах/ Т. I — V. М., 1998-2006.

98. Русская музыкальная  газета 1902, № 37 — 41, 49.

99. Сергеев Ю. Ю. «Чувствовать дух церковного пения» Святитель Филарет (Дроздов) о церковном пении//Труды МРПС 2000-2001.

100. Серегина Н.С. О принципах формообразования в песнопениях знаменного распева//Проблемы истории и теории древнерусской музыки. — Л.1979.

101. Свиридовская Н.Д. «Модернизм и музыка» в восприятии художников Серебряного века. Научные чтения памяти A.B. Кандинского: материалы научной конференции/ ред.сост. Е.Г. Сорокина, И.А. Скворцова. М., МГК им. Чайковского, 2007.С. 157 — 171.

102. Скворцова И.А. Стиль модерн в русской музыкальной культуре рубежа веков. М., 2009.

103. Скворцова И.А. Модерн — барокко: опыт культурологической ретроспективы//Бортнянский и его время. Сб. трудов кафедры русской музыки МГК им. Чайковского. М., 2003.

104. Скворцова И.А. На подступах к модерну: черты «нового стиля» в творчестве Чайковского и Римского-Корсакова//Традиции русской художественной культуры. Вып. 3. М., Волгоград, 2000.

105. Смирнов Д.В. «Эта поездка может быть началом большого дела.» // Музыкальная академия, 2003, № 4. С. 129-135.

106. Смирнов Д.В. Музыкальная фольклористика на рубеже XIX—XX веков // Ипполитовские чтения: сборник научных трудов. — М., 2007. — С. 112— 125.

107. Смоленский С. В. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии. Памятники древней письменности и искусства. — CLI, СПб., 1904.

108. Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868.

109. Тальберг Н. К вопросу  о русском церковном пении// О  церковном пении. Сб. статей —  М., 2001.

110. Танеев. С.И. Дневники. Кн. 2. Ред. сост. Корабельникова Л. 3. — М., Музыка, 1982

111. Танеев С. И. Материалы и документы Т. 1— М., 1952.

112. Типикон, сиесть Устав.—  Издательский совет Русской Православной  Церкви-М., 2002.

113. Турбин Н. Духовная музыка. Учебное пособие для студентов  высших и средних музыкально-педагогических  заведений. Смоленск, «Смядынь», 2004.

114. Трембовельский Е. Некоторые современные аспекты ладо-гармонического мышления Мусоргского // М.П. Мусоргский и музыка XX века. М., 1990,-С. 137-165.

115. Труды МРПС 1998 — 1999. Сборник  статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2000.

116. Труды МРПС 2000 — 2001. М., 2002.

117. Успенский Н. Д. Всенощное бдение. —М., 2004

118. Филарет (Дроздов), митрополит  Московский и Коломенский. Избранные  творения. — М., 2004.

119. Филарет, митрополит Минский  и Слуцкий «Буду петь Богу моему, доколе есмь» Музыкальная Академия, 2005 №1. С. 1-5.

120. Флоренский П. Храмовое  действо как синтез искусств//Флоренский  П. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004.

121. Фортунато М., прот. «Богослужение должно быть живым» -Музыкальная Академия 1999 №4. С. 151 — 157.

122. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. — М., 1983.

123. Холопов Ю. Ii. К проблеме  музыкальной формы в древнерусской  монодии // Сергиевские чтения — 1. Научные труды МГК, сб. 4. М., 1993

124. Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века// М. П. Мусоргский и музыка XX века. Сб. ст. — М., 1990.

125. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. — Спб, 2003.

126. Хоровое и регентское  дело. Петроград, 1915, 1916 №№ 2, 5, 6, 9 — 12.

127. Чайковский П. И. Руководство к практическому изучению гармонии. Изд.4. М., 1885.

128. Чайковский П. И. ПСС. Литературные произведения и переписка. Т. 11.—М., 1971.

129. Чайковский П. И. ПСС. Сочинения для хора. Т. 63. Вступительная статья Л. 3. Корабельниковой и М. П. Рахмановой. — М., 1990.

130. Чесноков П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. Изд. 3-е,—М., 1961.1. Архивные материалы.1.Архив семьи Никольских2. Архив МГК

131. ГЦММК ф. 294, ф. 21, ф. 470 , HB

132. ЦГАЛИ ф. 2099 ед. хр. 170, 198; ф. 658 ед. хр. 183.

 
 


Информация о работе Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет