Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 08:14, реферат

Описание работы

Одним из направлений содержания современного образования является его гуманизация: жизнь требует специалистов, сочетающих универсальность и профессионализм, с одной стороны, и личную ответственность, духовную наполненность, установку на созидание - с другой.
Музыкальное образование, как и эстетическое воспитание в целом, воздействуя средствами искусства, способствует становлению в подрастающем поколении природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей (Б.Т.Лихачев).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1. Этапы становления российской фортепианной педагогики…………4

2. Биография Г.Г. Нейгауза………………………………………………8

3. Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза………11

4. Идеи развивающего обучения и их реализация в творческом наследии Г.Г.Нейгауза ……………………………………………………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………18

Библиография………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

НЕЙГАУЗ (3).docx

— 44.29 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………2

1. Этапы становления российской фортепианной педагогики…………4

 

2. Биография  Г.Г. Нейгауза………………………………………………8 

 

3. Философско-эстетические  основы педагогики Г.Г. Нейгауза………11

 

4. Идеи развивающего обучения и их реализация в творческом наследии Г.Г.Нейгауза ……………………………………………………………………………………………14

 

Заключение…………………………………………………………………18

 

Библиография………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

__________________________________________________________

Одним из направлений содержания современного образования является его гуманизация: жизнь требует специалистов, сочетающих универсальность и профессионализм, с одной стороны, и личную ответственность, духовную наполненность, установку на созидание - с другой.

Музыкальное образование, как и  эстетическое воспитание в целом, воздействуя  средствами искусства, способствует становлению  в подрастающем поколении природных  сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а  также формирование духовных потребностей (Б.Т.Лихачев).

Успешно решать задачи эстетического  воспитания может только учитель, обладающий широким общим и профессиональным кругозором, высокими моральными принципами, а также способный реализовывать названные качества в своей профессиональной деятельности. В настоящее время особое значение придается педагогическому творчеству, разнообразию методов и организационных форм, активизации интереса учащихся к учебным занятиям, обучению учащихся способам учебной деятельности.

Практика музыкального образования  накопила богатый педагогический опыт выдающихся мастеров исполнительского искусства - А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, Н.И.Голубовская, В.Ю.Дельсон, Г.М.Коган, Е.Л.Либерман, Я.И.Мильштейн, Г.Г.Нейгауз, А.А.Николаев, С.И.Савшинский, С.Е.Фейнберг, С.М.Хентова и др.

Одним из крупнейших музыкантов-педагогов XX века является Г.Г.Нейгауз - создатель  высокопрофессиональной исполнительской  школы с блестящими результатами ее выпускников (С.Рихтер, Э.Гилельс, Я.Зак  и мн. др.), автор многих трудов по вопросам музыкальной педагогики. Его  педагогическая система опирается  на лучшие традиции русской и мировой  музыкально-педагогической мысли.

Педагогические взгляды Г.Г.Нейгауза нашли свое воплощение в его книге  «Об искусстве фортепианной игры», в дневниках, размышлениях последних  лет. Однако он не стремился к последовательному  изложению своих взглядов, чередуя  педагогические наблюдения и выводы с рассуждениями музыкально-творческого характера. Все творчество Г.Г.Нейгауза, включая исполнительское искусство, оказывало влияние на его педагогические взгляды. Изучение творческого и педагогического наследия Г.Г.Нейгауза в имеющихся исследованиях произведено с позиции обучения исполнительскому искусству. Педагогические принципы Г.Г.Нейгауза, перекликаются с идеями развивающего и проблемного обучения, а также педагогики сотрудничества, что делает изучение его опыта в настоящий момент актуальным.

Цель реферата - изучение творческого наследия Г.Г.Нейгауза, его педагогических принципов и методов с позиций современной дидактики и теории воспитания.

Задачи:

1. Изучить философско-эстетические  основы педагогики Г.Г.Нейгауза.

2. Проанализировать и систематизировать  творческое наследие Г.Г.Нейгауза  с точки зрения ведущих направлений  современной общей педагогики.

Методологической основой исследования явились: эстетико-философское учение о «цельности» человека, о единстве нравственного и эстетического, науки и искусства (Вл.Соловьев, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, Н.И.Киященко и др.); принцип  историзма, позволяющий рассматривать  все явления музыкальной педагогики в процессе их становления и развития (Б.В.Асафьев, Ю.В.Келдыш, Е.М.Орлова и  др.); психолого-педагогическая теория деятельности (П.Я.Гальперин, Н.В.Кузьмина, З.А.Решетова, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский  и др.); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, и  др.);теория проблемного обучения (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь и др.); концепция  гуманизма и гуманитаризации  образования (Ш.А.Амонашвили, О.С.Газман, В.И.Додонов, В.И.Журавлев и др.); теория музыкального обучения и воспитания (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Г.М.Цыпин  и др.)

 

 

 

 

 

 

Этапы становления российской фортепианной педагогики

______________________________________________________________

В российской педагогике музыкального образования исторически сложились  и получили организационное закрепление  две ветви: общее и профессиональное музыкальное образование. Профессиональное музыкальное образование сосредоточено  в учебных заведениях культуры, не имеющих должной педагогической базы, в результате чего оно частично выпадает из сферы изучения педагогической науки и изучается только с  позиций искусствоведения. Это наносит  ущерб как профессиональному, так  и общему музыкальному образованию. Необходимо разграничение ветвей музыкального образования на теоретическом уровне и педагогическое изучение профессионального образования, в том числе и прежде всего его важнейшей отрасли - фортепианной педагогики.

Педагогика фортепианного  исполнительства, которая не только реально отражает, но зачастую предвосхищает  достижения и перспективные направления  общей педагогики, вместе с тем  развивается вне категориального  аппарата, принятого в педагогической науке. Это неизбежно препятствует применению педагогических достижений (подчас выдающихся) крупных музыкантов в других педагогических областях, с одной стороны, и сужает для  самих музыкантов возможности перевода своих проблем на общепедагогический уровень - с другой.

Российская фортепианная педагогика в течение XIX в. претерпела быстрый количественный и качественный рост и ныне является одной из сильнейших в мире, а также одной из развитых отраслей педагогики музыкального образования  в России. Она способствовала быстрому и яркому расцвету русской музыки и российского музыкального образования  и просвещения, что определялось как универсальными возможностями  фортепиано, так и особенностями  деятельности отдельных выдающихся педагогов-пианистов.

Выдающуюся роль в становлении  и развитии российского музыкального образования, просвещения и фортепианной педагогики сыграли А.Г.Рубинштейн и Н.Г.Рубинштейн. Их усилиями была создана  система профессионального музыкального образования светской ориентации; их музыкально-просветительская деятельность в сочетании с появлением профессиональных кадров способствовала резкому подъему  музыкальной культуры всего российского  общества. Отечественная фортепианная педагогика, давшая начало российской педагогике исполнительского искусства, несмотря на позднее ее возникновение по сравнению с Западной Европой, благодаря деятельности Рубинштейнов сложилась как наиболее прогрессивная в мире.

Ее отличительными чертами, имевшими продолжение в отечественной  музыкальной педагогике, были:

а) содержательность как  приоритет содержания музыки над техническими средствами его воплощения;

б) активизация самостоятельности  учащихся;

в) оптимальное сочетание  рационального и эмоционального подходов к

постижению музыки;

г) индивидуальный подход к  учащимся.

Педагогические традиции, заложенные А.Г. и Н.Г.Рубинштейнами, были продолжены и развиты в деятельности А.Н.Есиповой, В.И.Сафонова, и Ф. М. Блуменфельда, которые выходили за рамки методики обучения игре на фортепиано и решали задачи общепедагогического уровня.

Основными деятелями российской фортепианной педагогики XX в. являются Л.В.Николаев (ленинградская фортепианная школа), К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер, С.Е.Фейнберг и Г.Г.Нейгауз (московская фортепианная школа).

Л.В.Николаев первым в истории  отечественной фортепианной педагогики произвел анализ составляющих педагогической деятельности музыканта-исполнителя  и на этой основе сделал педагогические принципы и методы неотъемлемой частью понятия "фортепианная школа". Он осознанно и систематизированно применял в работе с учениками  педагогические методы, направленные на развитие личности: расширение кругозора, воспитание умения мыслить и действовать  самостоятельно, поощрение индивидуальности. Л.В.Николаев строил свою деятельность на основе принципов, предваряющих принципы развивающего обучения в фортепианной педагогике: приоритет содержания музыки над техническими средствами его  воплощения; осознанность освоения музыкального произведения; необходимость общемузыкального и общеинтеллектуального развития обучающихся. Им сформулированы принцип  самостоятельности обучающихся  фортепианной игре (предваряющий проблемное обучение в фортепианной педагогике) и принцип индивидуальности. Отношения педагога и ученика в классе Л.В.Николаева строились на основе сотрудничества. Таким образом, Л.В.Николаев продолжил и развил традиции предшественников, в первую очередь А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов и В.И.Сафонова.

Педагогическая деятельность корифеев московской фортепианной школы  требует дополнительного исследования с педагогических позиций, так как  не все принципы и методы их работы могут быть выведены только из методики обучения игре на фортепиано. В этом случае не выявляется важный содержательный слой - межличностное общение педагога и ученика, синтезирующее профессиональные и личностные аспекты.

Основные педагогические принципы К.Н.Игумнова можно сформулировать следующим образом: приоритет содержания музыки над техническими средствами его воплощения (реализовывался путем  всестороннего анализа произведения и достижения особого качества звучания как основного средства передачи смысла музыки); интеллектуализация процесса обучения; активизация познавательной деятельности обучающихся, направленная на развитие их творческой активности и самостоятельности; индивидуальность; взаимное доверие и совместное творчество педагога и учеников; нравственная направленность обучения исполнительскому искусству.

Важнейшими педагогическими  принципами А.Б.Гольденвейзера являлись: движение от внутреннего к внешнему, от содержания произведения к техническим  средствам его воплощения (особенности  его реализации были связаны с  концепцией сущности искусства интерпретации); интеллектуализация процесса обучения; активизация познавательной деятельности учеников, направленная на повышение  их активности и самостоятельности; индивидуальность; нравственно-этическая  направленность обучения и воспитания. Эти же принципы являлись определяющими  и в педагогической деятельности С.Е.Фейнберга.

Одним из величайших педагогов-музыкантов в истории педагогики является Г.Г.Нейгауз, который в своей педагогической и научной деятельности сочетал  подходы, свойственные как музыканту-исполнителю, так и педагогу-теоретику. Его  труд "Об искусстве фортепианной игры" соединяет достоинства теоретического обобщения педагогического опыта  и литературно-художественного произведения.

Основополагающим художественным и педагогическим принципом Г.Г.Нейгауза также был принцип движения от внутреннего к внешнему, от художественного образа музыкального произведения к техническими средствам его воплощения. В педагогической деятельности Г.Г.Нейгауза этот принцип реализовывался посредством концепции идеального художественного образа музыкального произведения как основы его изучения. Реализация этого принципа тесно связана с принципами интеллектуализации и активизации познавательной деятельности, самостоятельности.

Важную роль в педагогической деятельности Г.Г.Нейгауза играли принципы индивидуализации обучения, его нравственно-этической  направленности и сотрудничества педагога и ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография  Г.Г. Нейгауза

__________________________________________________________                                                                           

Г.Г.Нейгауз родился 12 апреля 1888 года в Елизаветграде (Кировограде) в  музыкальной семье. Его отец, Густав Вильгельмович Нейгауз, был учителем музыки и первым учителем Генриха. Отец содержал в Елизаветграде школу  игры на фортепиано, которая пользовалась большим признанием. Мать Генриха, Ольга  Блуменфельд, была очень талантливой  пианисткой, родной сестрой известных  в России братьев Блуменфельд. Так  как творческий путь Г.Г.Нейгауза тесно  связан с одним из братьев Блуменфельд, Феликсом Михайловичем, оказавшим на жизнь Генриха огромное влияние

Получив первое образование у своего отца, Г. Нейгауз брал уроки у многих известных педагогов в Европе. Отец и мать Нейгауза очень любили своих детей и много тратили  на их путешествия по разным странам. Дети часто бывали в Германии, Италии, Австрии. В Германии Генрих брал уроки  у профессора Юона (ученика композитора  С.Танеева), а в Вене - у известного пианиста Л.Годовского. Генрих в юности часто встречался с двоюродным братом К.Шимановским и со своим товарищем - будущим выдающимся пианистом А.Рубинштейном. Встречи эти обычно проходили  в имении Шимановских "Тимашевка". Там они музицировали, разучивали новые произведения, обменивались мнениями. Работы К.Шимановского всегда были в  репертуаре Г.Нейгауза.

Информация о работе Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза