Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 08:14, реферат
Одним из направлений содержания современного образования является его гуманизация: жизнь требует специалистов, сочетающих универсальность и профессионализм, с одной стороны, и личную ответственность, духовную наполненность, установку на созидание - с другой.
Музыкальное образование, как и эстетическое воспитание в целом, воздействуя средствами искусства, способствует становлению в подрастающем поколении природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей (Б.Т.Лихачев).
Введение……………………………………………………………………2
1. Этапы становления российской фортепианной педагогики…………4
2. Биография Г.Г. Нейгауза………………………………………………8
3. Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза………11
4. Идеи развивающего обучения и их реализация в творческом наследии Г.Г.Нейгауза ……………………………………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………18
Библиография………………………………………………………………19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Этапы становления российской фортепианной педагогики…………4
2. Биография Г.Г. Нейгауза………………………………………………8
3. Философско-эстетические
основы педагогики Г.Г.
4. Идеи развивающего обучения
и их реализация в творческом наследии
Г.Г.Нейгауза ………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
______________________________
Одним из направлений содержания современного образования является его гуманизация: жизнь требует специалистов, сочетающих универсальность и профессионализм, с одной стороны, и личную ответственность, духовную наполненность, установку на созидание - с другой.
Музыкальное образование, как и эстетическое воспитание в целом, воздействуя средствами искусства, способствует становлению в подрастающем поколении природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей (Б.Т.Лихачев).
Успешно решать задачи эстетического
воспитания может только учитель, обладающий
широким общим и
Практика музыкального образования накопила богатый педагогический опыт выдающихся мастеров исполнительского искусства - А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, Н.И.Голубовская, В.Ю.Дельсон, Г.М.Коган, Е.Л.Либерман, Я.И.Мильштейн, Г.Г.Нейгауз, А.А.Николаев, С.И.Савшинский, С.Е.Фейнберг, С.М.Хентова и др.
Одним из крупнейших музыкантов-педагогов XX века является Г.Г.Нейгауз - создатель высокопрофессиональной исполнительской школы с блестящими результатами ее выпускников (С.Рихтер, Э.Гилельс, Я.Зак и мн. др.), автор многих трудов по вопросам музыкальной педагогики. Его педагогическая система опирается на лучшие традиции русской и мировой музыкально-педагогической мысли.
Педагогические взгляды Г.Г.
Цель реферата - изучение творческого наследия Г.Г.Нейгауза, его педагогических принципов и методов с позиций современной дидактики и теории воспитания.
Задачи:
1. Изучить философско-
2. Проанализировать и
Методологической основой
Этапы становления российской фортепианной педагогики
______________________________
В российской педагогике музыкального
образования исторически
Педагогика фортепианного
исполнительства, которая не только
реально отражает, но зачастую предвосхищает
достижения и перспективные направления
общей педагогики, вместе с тем
развивается вне
Российская фортепианная педагогика в течение XIX в. претерпела быстрый количественный и качественный рост и ныне является одной из сильнейших в мире, а также одной из развитых отраслей педагогики музыкального образования в России. Она способствовала быстрому и яркому расцвету русской музыки и российского музыкального образования и просвещения, что определялось как универсальными возможностями фортепиано, так и особенностями деятельности отдельных выдающихся педагогов-пианистов.
Выдающуюся роль в становлении
и развитии российского музыкального
образования, просвещения и фортепианной
педагогики сыграли А.Г.Рубинштейн
и Н.Г.Рубинштейн. Их усилиями была создана
система профессионального
Ее отличительными чертами, имевшими продолжение в отечественной музыкальной педагогике, были:
а) содержательность как приоритет содержания музыки над техническими средствами его воплощения;
б) активизация самостоятельности учащихся;
в) оптимальное сочетание рационального и эмоционального подходов к
постижению музыки;
г) индивидуальный подход к учащимся.
Педагогические традиции, заложенные А.Г. и Н.Г.Рубинштейнами, были продолжены и развиты в деятельности А.Н.Есиповой, В.И.Сафонова, и Ф. М. Блуменфельда, которые выходили за рамки методики обучения игре на фортепиано и решали задачи общепедагогического уровня.
Основными деятелями российской фортепианной педагогики XX в. являются Л.В.Николаев (ленинградская фортепианная школа), К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер, С.Е.Фейнберг и Г.Г.Нейгауз (московская фортепианная школа).
Л.В.Николаев первым в истории
отечественной фортепианной педагогики
произвел анализ составляющих педагогической
деятельности музыканта-исполнителя
и на этой основе сделал педагогические
принципы и методы неотъемлемой частью
понятия "фортепианная школа". Он
осознанно и систематизированно
применял в работе с учениками
педагогические методы, направленные
на развитие личности: расширение кругозора,
воспитание умения мыслить и действовать
самостоятельно, поощрение индивидуальности.
Л.В.Николаев строил свою деятельность
на основе принципов, предваряющих принципы
развивающего обучения в фортепианной
педагогике: приоритет содержания музыки
над техническими средствами его
воплощения; осознанность освоения музыкального
произведения; необходимость общемузыкального
и общеинтеллектуального
Педагогическая деятельность
корифеев московской фортепианной школы
требует дополнительного
Основные педагогические
принципы К.Н.Игумнова можно сформулировать
следующим образом: приоритет содержания
музыки над техническими средствами
его воплощения (реализовывался путем
всестороннего анализа
Важнейшими педагогическими принципами А.Б.Гольденвейзера являлись: движение от внутреннего к внешнему, от содержания произведения к техническим средствам его воплощения (особенности его реализации были связаны с концепцией сущности искусства интерпретации); интеллектуализация процесса обучения; активизация познавательной деятельности учеников, направленная на повышение их активности и самостоятельности; индивидуальность; нравственно-этическая направленность обучения и воспитания. Эти же принципы являлись определяющими и в педагогической деятельности С.Е.Фейнберга.
Одним из величайших педагогов-музыкантов
в истории педагогики является Г.Г.Нейгауз,
который в своей педагогической
и научной деятельности сочетал
подходы, свойственные как музыканту-исполнителю,
так и педагогу-теоретику. Его
труд "Об искусстве фортепианной
игры" соединяет достоинства
Основополагающим
Важную роль в педагогической деятельности Г.Г.Нейгауза играли принципы индивидуализации обучения, его нравственно-этической направленности и сотрудничества педагога и ученика.
Биография Г.Г. Нейгауза
______________________________
Г.Г.Нейгауз родился 12 апреля 1888 года в Елизаветграде (Кировограде) в музыкальной семье. Его отец, Густав Вильгельмович Нейгауз, был учителем музыки и первым учителем Генриха. Отец содержал в Елизаветграде школу игры на фортепиано, которая пользовалась большим признанием. Мать Генриха, Ольга Блуменфельд, была очень талантливой пианисткой, родной сестрой известных в России братьев Блуменфельд. Так как творческий путь Г.Г.Нейгауза тесно связан с одним из братьев Блуменфельд, Феликсом Михайловичем, оказавшим на жизнь Генриха огромное влияние
Получив первое образование у своего отца, Г. Нейгауз брал уроки у многих известных педагогов в Европе. Отец и мать Нейгауза очень любили своих детей и много тратили на их путешествия по разным странам. Дети часто бывали в Германии, Италии, Австрии. В Германии Генрих брал уроки у профессора Юона (ученика композитора С.Танеева), а в Вене - у известного пианиста Л.Годовского. Генрих в юности часто встречался с двоюродным братом К.Шимановским и со своим товарищем - будущим выдающимся пианистом А.Рубинштейном. Встречи эти обычно проходили в имении Шимановских "Тимашевка". Там они музицировали, разучивали новые произведения, обменивались мнениями. Работы К.Шимановского всегда были в репертуаре Г.Нейгауза.
Информация о работе Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза