Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 08:14, реферат
Одним из направлений содержания современного образования является его гуманизация: жизнь требует специалистов, сочетающих универсальность и профессионализм, с одной стороны, и личную ответственность, духовную наполненность, установку на созидание - с другой.
Музыкальное образование, как и эстетическое воспитание в целом, воздействуя средствами искусства, способствует становлению в подрастающем поколении природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей (Б.Т.Лихачев).
Введение……………………………………………………………………2
1. Этапы становления российской фортепианной педагогики…………4
2. Биография Г.Г. Нейгауза………………………………………………8
3. Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза………11
4. Идеи развивающего обучения и их реализация в творческом наследии Г.Г.Нейгауза ……………………………………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………18
Библиография………………………………………………………………19
Важнейшим воспитывающим фактором в педагогике Г.Г.Нейгауза была заинтересованная и доброжелательная атмосфера, в которой неизменно проходили занятия и которая в одинаковой мере окружала учеников самой разной степени одаренности. Нейгауз любил музыку и тепло относился к людям, которые это музыку создают, исполняют и для которых она в конечном счете звучит. Его высокоэтичная человеческая позиция не могла не оказывать сильного педагогического воздействия. Этическая направленность самого искусства, а также деятельности музыканта и педагога не раз подчеркивалась Нейгаузом. "Я думаю, что задача укрепить талантливость ученика, а не просто научить "хорошо играть", то есть сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым... есть реальная... диалектическая оправданная задача", - писал он [Там же. С.37]. Нейгауз был согласен со словами С.Е.Фейнберга о том, что качество пианиста определяется "...четыреххвосткой: первое - человек, второе - художник, третье - музыкант, четвертое - пианист" [18.С.47], и протестовал против того, что в реальной жизни часто бывает наоборот.
Благодаря атмосфере, царящей в классе Нейгауза, как писала его ассистент Т.А.Хлудова, "...каждый ученик мобилизует все свои духовные силы, напрягает все свои возможности, дерзает, смеет - окрыленный силой представшего ему поэтического образа... Я, много лет проведя в классе Нейгауза, часто была свидетельницей случаев, когда скромный, незаметный, малодаровитый ученик, втянутый в атмосферу высокой, требовательной и необычайно одухотворенной работы, мог сделать то, что, казалось, трудно было от него ожидать" [19. С. 167].
Г.Г.Нейгауз относился к своим ученикам с подлинным человеческим и профессиональным уважением. О наиболее выдающихся из них он говорил: "Это те ученики, у которых я учился с не меньшей пользой, чем они учились у меня" [Там же. С. 167]. И добавлял: "Впрочем, число моих учителей из учеников не ограничивается несколькими наиболее известными именами...
Конечно, и таких учеников, у которых можно было бы только научиться тому, как не надо играть, у меня... было предостаточно, но почему-то они забываются, а хорошие не забываются никогда" [Там же].
Многие ученики Г.Г.Нейгауза
продолжили его педагогические традиции.
Крупнейшими педагогами стали Я.И.Зак,
Б.С.Маранц, Т.Д.Гутман, С.С.Бендицкий, С.Г.Нейгауз,
Л.Н.Наумов, Е.В.Малинин, В.В.Горностаева
и др. Педагогическая деятельность
представителей нейгаузовской школы
не ограничивается только Московской
консерваторией. Едва ли можно найти
крупный город в России и всем
бывшем СССР, где не работали бы продолжатели
нейгаузовской ветви в
Таким образом, педагогическая деятельность Г.Г.Нейгауза представляет для современных педагогов-исследователей значительный интерес прежде всего потому, что она не только отражает передовые методы современной ему общей педагогики, но зачастую предвосхищает их.
Проанализировав элементы педагогической системы, Г.Г.Нейгауза с точки зрения перспективных направлений современной педагогики, мы приходим к выводу, что их содержание опережает современный им уровень общей педагогики. Так, по нашему мнению, в педагогической деятельности Г.Г.Нейгауза периода 20-50-х годов прослеживаются принципы и методы, которые впоследствии получили название «развивающее обучение».
Анализ педагогической деятельности наиболее крупных отечественных педагогов-пианистов XX в. в числе которых видное место принадлежит и Г.Г.Нейгаузу - позволяет сделать вывод о том, что успешность их работы во многом обеспечивали:
- продолжение и развитие традиций крупнейших отечественных педагогов-музыкантов XIX в;
- выход за узкие рамки методики обучения игре на фортепиано и широкое применение педагогических принципов и методов.
Несмотря на различия в содержании и методах преподавания, соответствующие индивидуальным особенностям названных педагогов, в их деятельности можно проследить общие стратегические направления, которые мы сформулировали как следующие принципы:
- движение от внутреннего к внешнему, от художественного образа исполняемого произведения к техническим средствам его воплощения;
- интеллектуализация процесса обучения;
- активизация познавательной деятельности;
- осознанность процесса освоения и исполнения музыкального произведения;
- самостоятельность;
- индивидуальность;
- сотрудничество;
- нравственная направленность процесса обучения игре на музыкальном инструменте.
Заключение
______________________________
Таким образом, изучив исторические аспекты становления российской фортепианной педагогики и изучив педагогическое наследие Г.Г. Нейгауза, можно сделать вывод о том, что,
- творческое наследие Г.Г.Нейгауза содержит положительный опыт для современной педагогики, так как многие его положения предвосхищают ведущие направления педагогической науки (развивающее обучение, проблемное обучение, педагогику сотрудничества).
- творческое наследие Г.Г.Нейгауза является педагогической системой, так как содержит необходимые структурные элементы: цель - развитие личности обучающихся, задачи - общемузыкальное развитие, формирование высокого уровня эрудиции, нравственное совершенствование обучающихся, развитие техники как средства достижения художественной цели; принципы - развивающего и воспитывающего характера обучения, сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражения комплексного подхода, проведения обучения на высоком уровне трудности, развития познавательных сил личности, рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм работы; методы - иллюстративные, пояснительные, поисковые, проблемные, творческие.
Это еще раз доказывает положение о том, что педагогика фортепианного исполнительства представляет собой одну из развитых отраслей педагогической науки в целом, сыгравшую значительную роль в становлении и развитии передовых идей в общей педагогике.
Библиография
______________________________
Информация о работе Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза