Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 08:14, реферат
Одним из направлений содержания современного образования является его гуманизация: жизнь требует специалистов, сочетающих универсальность и профессионализм, с одной стороны, и личную ответственность, духовную наполненность, установку на созидание - с другой.
Музыкальное образование, как и эстетическое воспитание в целом, воздействуя средствами искусства, способствует становлению в подрастающем поколении природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей (Б.Т.Лихачев).
Введение……………………………………………………………………2
1. Этапы становления российской фортепианной педагогики…………4
2. Биография Г.Г. Нейгауза………………………………………………8
3. Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза………11
4. Идеи развивающего обучения и их реализация в творческом наследии Г.Г.Нейгауза ……………………………………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………18
Библиография………………………………………………………………19
С 1912 по 1914 год Г.Нейгауз занимается у Л.Годовского в школе мастерства Венской музыкальной академии, завоевав там высшую награду Академии. В 1915 году, по совету Ф.Блуменфельда, Г.Нейгауз сдал экстерном экзамен за курс Петербургской консерватории и получил звание "свободного художника", что дало ему возможность начать самостоятельную концертную и педагогическую деятельность. С 1916 по 1918 год он преподавал в Тбилиси, а с 1919 по 1922 год - в Киеве. В этих городах, несмотря на большую педагогическую нагрузку, он давал сольные концерты; в репертуаре его были произведения И.Баха, Ф.Шопена, Р.Шумана, а также С.Прокофьева и К.Шимановского.
В 1922 году, при активном участии А.Луначарского и проф. В.Асафьева, Ф.Блуменфельд и Г.Нейгауз были переведены в Московскую консерваторию, где в то время преподавали профессора Ипполитов-Иванов и Игумнов. В Московской консерватории Генрих Нейгауз плодотворно сочетал педагогическую работу с активным концертированием. Он выступал как солист, а также как ансамблист вместе с такими выдающимися скрипачами, как Миша Эльман, Мирон Полякин, Наум Блиндер, и в фортепианных дуэтах с Феликсом Блуменфельдом, сыгравшим в то время важную роль в формировании Генриха как пианиста.
С 1935 по 1937 год Г.Нейгауз занимал должность заместителя, а затем и директора Московской консерватории. В то же время в Московской консерватории была организована высшая школа художественного мастерства (нынешняя ассесентура), где под руководством Нейгауза проходило усовершенствование мастерства пианистов. Такие великие мастера, как Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Яков Зак и многие другие прошли курс у Генриха Нейгауза. Считалось, что окончить консерваторию по классу Нейгауза - это вершина академического успеха для пианиста.
Нейгауз был удивительным педагогом, у него было все, что необходимо для этой профессии: ум, чуткость, замечательный вкус, широкий кругозор, подчиняющее себе обаяние, музыкальная увлеченность и т.д. В классе Нейгауза была необыкновенная творческая атмосфера, ученики его боготворили. Уроки у Нейгауза всегда сопровождались музыкальными примерами и их разборами, анализом выразительно-музыкальных фраз, лейтмотивов, деталей стиля и темпов сочинения.
Мстислав Растропович, будучи молодым профессором, учился преподавать у великого педагога Нейгауза. Он вспоминал, как бывал на уроках Генриха Густавовича, "который был всегда прост, человечен, шутлив, непосредственен, но отнюдь не "ментор".
В 1940 году Генрих Нейгауз получил звание доктора искусствоведения. В журнале "Музыка" так писали об игре Г.Нейгауза: "Его исполнение воспринимается с такой свежестью, как будто его слушали в первый раз. Происходило это не потому, что исполняемое произведение трактуется по-новому - нет, трактовка не меняется, но это не повторение, не копирование ранее найденного, все здесь дышит живой прелестью свободной, ничем не скованной жизни - все рождается заново - как заново каждую весну на деревьях шумит молодая листва".
В те годы мы, молодежь, увлекались концертами Г.Нейгауза, В.Софроницкого, Э.Гилельса. Игра Г.Нейгауза отличалась романтизмом, высоким темпераментом, лиричностью, артистизмом. Он часто исполнял произведения Ф.Шопена, А.Скрябина, Р.Шумана, П.Чайковского.
После войны слушать выступления Г.Нейгауза в Большом зале Московской консерватории для многих любителей музыки было большим праздником. Одаренный огромной наблюдательностью и обладая обширными знаниями в области литературы и искусства, Г.Нейгауз внес большой вклад в литературное освещение мастерства своих коллег - пианистов, скрипачей, дирижеров. Его статьи об игре В.Софроницкого, С.Рихтера, Э.Гилельса, Э.Петри, Г.Гульда, о скрипачах М.Полякине, Ж.Сигетти, дирижерах Е.Мравинском, О.Клемперере - замечательны. Он писал литературные труды и эссе о Пушкине, о творчестве Ф.Шопена, П.Чайковского, А.Скрябина, Д.Шостаковича и многих других. Его научный труд "Об искусстве фортепианной игры" имеет большое значение для профессионалов-педагогов.
После смерти Г.Нейгауза в 1964 году его ученики не забывали своего учителя. Как писала ученица Нейгауза профессор В.Горностаева, они собирались в квартире С.Рихтера 12 апреля в день рождения Генриха Густавовича, слушали записи в его исполнении. На рояле стояли цветы и фотографии Нейгауза разных периодов его жизни.
Среди великих учеников Г.Нейгауза были Э.Гилельс, Св. Рихтер, Я.Зак, а также С.Слободяник, Е.Малинин, С.Нейгауз, А.Наседкин, В.Горностаева, В.Крайнев и многие другие.
Философско-эстетические основы педагогики Г.Г.Нейгауза
Г.Г.Нейгауз принадлежал
к музыкантам, сочетавшим высокий
профессионализм с
Уже период его собственной
учебы характеризовался чрезвычайной
широтой художественных интересов
музыканта. Помимо занятий на фортепиано,
он изучал композицию, контрапункт, интересовался
произведениями современных авторов,
в первую очередь Р.Штрауса, К.Шимановского
и М.Регера, общался со многими
музыкантами. К отроческим годам
относится его увлечение
Разносторонность интересов, способность проникать вглубь явлений жизни и искусства закономерно привели Г.Г.Нейгауза к философии. С детства свободно владея немецким языком, он изучал в подлинниках труды И.Канта, Г.Ф.Гегеля, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, И.Г.Фихте. Его восхищали философские идеи И.В.Гете, которого он также знал в подлинниках.
Философия для Нейгауза являлась, прежде всего, теоретическим обоснованием искусства, во взаимосвязи различных его видов. Неизменно делая философские обобщения любых, даже частных явлений в искусстве, Г.Г.Нейгауз полагал, что музыке в целом свойственно более гуманное мировоззрение, нежели философии. «...Я жалел о том, - писал он, - что Бетховен не «перемолол» свою музыку на философию, ибо я думал, что эта философия была бы лучше кантовской и гегелевской, глубже, правдивее и человечнее» [9.С. 14].
Наибольшее влияние на Г.Г.Нейгауза оказали идеи философии гуманизма с ее уважением к личности и приоритетом этического начала. С философией гуманизма Г.Г.Нейгауза также роднит стремление изучать культуру античности и Возрождения, на которую опирались гуманисты.
Особое внимание Г.Г.Нейгауза
привлекали два гиганта немецкой
классической философии - Г.Ф.Гегель и
И.Кант. Гегелевский диалектический
метод пронизывает все
В философии И.Канта Г.Г.
Важно отметить, что в 20-е - 50-е гг. XX века, в которые разворачивалась творческая и педагогическая деятельность Г.Г.Нейгауза, в советском обществе был принят идеологизированный подход к изучению философии и эстетики. Вопреки этому навязываемому подходу, Г.Г.Нейгауз оценивал философские учения, создавал свою эстетическую позицию и осуществлял творческую и педагогическую деятельность исходя из общечеловеческих духовных ценностей.
Таким образом, основу философско-эстетической концепции Г.Г.Нейгауза составляли:
1.Опора на идеи философии гуманизма (И.Кант, Г.Ф.Гегель).
2.Диалектический подход к явлениям жизни и искусства.
З. Неидеологизированный подход к оценке явлений искусства.
4.Тесная связь эстетического и этического начала.
Эстетическая концепция Г.Г.Нейгауза формировалась в опоре на его огромную художественную эрудицию. Г.Г.Нейгауз буквально впитывал массу художественных впечатлений от общения с произведениями живописи, скульптуры и архитектуры, много читал, изучал иностранные языки. Многообразие художественных впечатлений сформировало необычайно разносторонний интеллект, что в первую очередь являлось характерной чертой Нейгауза-музыканта.
Основой эстетической концепции
Г.Г.Нейгауза было искусство переживания
(К.С.Станиславский). Он не принадлежал
к рациональным музыкантам. Обширные
и разнообразные познания в его
исполнении трансформировались в мощное
эмоциональное воздействие на аудиторию.
Рецензенты в разные годы отмечали
в его исполнении гармоничное
сочетание переживания с
Идеи развивающего
обучения и их реализация в творческом
наследии Г.Г.Нейгауза ______________________________
Школа Г.Г. Нейгауза дала российской культуре несколько поколений выдающихся музыкантов — пианистов и педагогов — Я.И. Зака, Т.Д. Гутмана, Л.Н. Наумова, С. Рихтера, Э. Гилельса, В.В. Горностаеву, А.А. Наседкина, В.В. Крайнева и других. Занятия Г.Г. Нейгауза проходили, как правило, при большой аудитории. Каждый урок, благодаря его яркой личности, его эрудиции, артистизму и остроумию, умению сопоставить явления разных искусств, литературы, философии, превращался в подлинный праздник для слушателей. На первый взгляд в занятиях Г.Г. Нейгауза было трудно обнаружить систему. Он мог заниматься по-разному: с одним учеником говорил о произведении в целом, с другим начинал кропотливую работу с текстом, порой весь урок посвящен был нескольким тактам. Г.Г. Нейгауз импровизировал, руководствуясь своим педагогическим чутьем. Он настойчиво капался в мелочах, заставлял вслушиваться в каждую фразу и отрабатывал каждый штрих . Внутренняя логика занятий: первое — «художественный образ» — это смысл, содержание, выражение. Второе — звук во времени, материализация «образа». Третье — техника в целом как совокупность средств, нужных для решения художественной задачи .
Суть педагогической концепции Г.Г. Нейгауза: в центре внимания должен стоять звуковой образ. Г.Г. Нейгауз считал, что достигнуть успеха в работе над художественным образом можно, лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а следовательно, и пианистически. Для этого необходимо развивать его слуховые данные, знакомить с музыкальной литературой, изучать творчество автора, развивать внутренний слух путем выучивания произведения по нотам без инструмента, научить разбираться в форме, тематическом материале, гармонической и полифонической структуре исполняемого произведения, развивать его фантазию, пробуждать любовь к другим искусствам. Работа над техникой вытекала из представления художественного образа. Пока учащийся играет произведение, не понимая его художественного содержания, его цели неясны и, соответственно, приемы технической работы бессистемны и не имеют целенаправленного характера. Когда же пианист стремится к воплощению того или иного образа, то каждая деталь этого образа диктует определенные технические задачи и методы работы для их решения. К ученикам Г.Г. Нейгауз относился с подлинным человеческим и профессиональным уважением.
Занятия Нейгауза с Гилельсом были прежде всего школой художественного мастерства; Нейгауз помогал молодому музыканту обогатить свой духовный мир, свое понимание музыки. И хотя впоследствии Л.А.Баренбойм упрекал Нейгауза в том, что он недостаточно приспособился к индивидуальным особенностям Гилельса , все же результат - формирование одного из крупнейших пианистов XX в. - был налицо.
До некоторой степени
противоположным образом
Опыт Г.Г.Нейгауза по обучению
очень талантливых людей так
же бесценен, как и опыт работы со
"средними" учащимися. Нейгауз
писал, скромно именуя себя "методистом":
"Если методическая мысль сосредоточивается
на малом отрезке действительности
("середняке"), то она ущербна, неполноценна,
недиалектична и поэтому
Информация о работе Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза