Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:03, контрольная работа
Пение наиболее близко и доступно детям. Разученные песни они могут петь самостоятельно во время игр, прогулок в тёплую погоду.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть[
Введение……………………………………………………………………….3
1.Возрастная характеристика слуха и голоса………………………………..4
2.Виды певческой деятельности…………………………………………….10
3.Содержание вокально–хорового воспитания в детском саду…………...18
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………...21
Департамент
образования администрации
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Владимирской области
«Муромский педагогический колледж»
Домашняя контрольная работа
по дисциплине теория и методика музыкального воспитания
с практикумом
Тема: «Формирование певческих навыков у дошкольников»
2012-2013 учебный год
План
Введение…………………………………………………………
1.Возрастная характеристика
2.Виды певческой деятельности…
3.Содержание вокально–хорового воспитания в детском саду…………...18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...21
Приложения
Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребёнка, развивает его и воспитывает. В.Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли [4,C.97].
Среди разнообразных видов детского художественного
творчества трудно переоценить привлекательность
и эффективность пения, эстетическая природа
которого создает благоприятные предпосылки
для комплексного воспитания подрастающей
личности.
Через песенную деятельность происходит
приобщение ребенка к музыкальной культуре,
а коллективное пение – это прекрасная
психологическая, нравственная и эстетическая
среда для формирования лучших человеческих
качеств. В пении успешно формируется
весь комплекс музыкальных способностей:
эмоциональная отзывчивость на музыку,
ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления, чувство ритма.
Пение наиболее близко и доступно детям.
Разученные песни они могут петь самостоятельно
во время игр, прогулок в тёплую погоду.
Очевидно воздействие пения на физическое
развитие детей: способствует развитию
и укреплению легких; развивая координацию
голоса и слуха, улучшает детскую речь;
влияет на общее состояние организма ребенка.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть[4,C.97].
1.Возрастная характеристика слуха и голоса
Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Дирижёр Л.Стоковский говорит: «Для ребёнка голос – это первейший и самый доступный музыкальный инструмент»[2,C.109].
Развитие ребёнка на первом году жизни определяется формированием у него эмоционального отношения к окружающему. Первоначальные музыкальные проявления связаны с развитием голосовой и двигательной сферы.
Ведущие стороны музыкальности – эмоции и слух требуют постоянного и систематического совершенствования. Развитие голоса в этот период идёт в направлении возникновения речевых и певческих интонаций. Гуление характеризуется протяжностью звука, которая является признаком певческой интонации. К концу первого года возникает новое качество – ребёнок может, подражая взрослому, начать подпевать за ним отдельные звуки. Вокализации ребёнка становятся произвольными: подражая отдельным певческим интонациям взрослого, он произносит звуки протяжно.
Репертуар для работы с детьми первого года несложен. Он включает народные мелодии, спокойные и подвижные: («Ах, ты берёза», «Котя, котенька, коток», «Утушка, луговая»); игровые считалки («Идёт коза рогатая», «Сорока – сорока»); песенки о персонажах («Петушок», «Кошка»).
Основным в методике работы в этот период, является воздействие на ребёнка выразительной певческой интонацией – вызвать у малыша радостное настроение. Развитие музыкального слуха начинается с выполнения простейших заданий, прежде всего с формирования точной реакции на направление звука. Воспитательница, меняя местонахождение инструмента, на котором играет, даёт возможность малышам поискать его глазами и найти[1,C.110].
Во второй группе раннего возраста певческие интонации возникают в новом качестве. У детей появляется подпевание, воспроизведение мелодии, исполненной взрослым, и сознательное заучивание песни с пониманием. Эта особенность подстраивания к звукам голоса взрослого лежит в основе чистоты интонирования в пении, однако вначале эти проявления носят случайный характер. Постепенно это подражание становится произвольным и двухлетние малыши уже начинают подпевать, подговаривая концы фраз.
Репертуар становится разнообразнее и включает песни для подпевания: «Колыбельная» М.Раухвергера, «Это ёлочка у нас» Ю.Слонова, «Красные флажки» А.Александрова [1,C.112].
В первой младшей группе музыкальный слух развивается путём выполнения заданий, дидактических игр и упражнений. В основе их лежат сенсорные способности, связанные с восприятием и различением высоты, тембра, длительности, динамики звука. С этой целью используются детские инструменты – колокольчики, дающие звуки, построенные на точно зафиксированной высоте.
Дидактические игры построены таким образом, что дети легко справляются с заданием. Например, под песенку « Ноги и ножки» В.Агафонникова они ходят, изображая « большие ноги» ( четверти), а затем показывают, как «маленькие ножки бежали по дорожке» ( восьмые).
На третьем году жизни у детей активно формируется голосовой аппарат и развитие речи. Пение в этот период характеризуется тремя признаками: точным воспроизведением высоты звуков, на которых построена мелодия, протяжным, напевным звучанием и выполнением определённого ритмического рисунка. Протяжность и напевность звучания связаны с певческим дыханием, которое в этом возрасте ещё слабо развито[1,C.117].
Проявляя звуковысотный слух, дети учатся отличать в пределах октавы – септимы разные по высоте звуки, разный ритм, тихое и громкое звучание. Начинается работа над звукообразованием (протяжным звучанием).
Развитие детского певческого голоса требует серьёзной, вдумчивой и длительной работы. Основным методическим приёмом в развитии правильного звукообразования и интонации является подражание пению взрослого, подпевание ему, но их голоса звучат ещё слабо, разлаженно, не в общем темпе.
На четвёртом году жизни дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его. Например, показывают каким голосом мяукает кошка, а каким котёнок (« Чей домик?» Е.Тиличеевой)[1,C.124].
В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков. Интонации проявляются всесторонне, со всеми признаками, пение становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.
Определяется наиболее удобный
звуковой диапазон (ре1 – ля1).
Диапазон – объём голоса от нижнего звука
до верхнего. В дошкольном возрасте он
небольшой: от 3 – 4 звуков в младшей группе
до 7 звуков в подготовительной[4,C.99].
Разучивая
песни дети должны петь
Песенный репертуар значительно расширяется. В нём находят отражение праздничные даты ( «Праздничная» Т.Попатенко), песни о маме («Очень любим маму» Ю.Слонова), о ёлке (« Дед Мороз» А. Филиппенко). Несложные русские народные попевки ( «Петушок», «Зайчик»)[3,C.7].
Пятый год жизни во многом определяет последующие развитие ребёнка. Певческий голос в этом возрасте ещё хрупок, нуждается в бережной охране и требует негромкого звукоизвлечения. Наиболее удобный звуковой диапазон – в пределах ре – си первой октавы.
Песенные мелодии несложны по диапазону и чаще всего строятся на звуках основного трезвучия. Например: «Осень», муз. Ю.Чичкова, слова И.Мазнина; « Дождик», русская народная песня; « В лесу родилась ёлочка», муз. Л.Бекмана, слова Р.Кудашевой; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, слова М.Пляцковского ( мультфильм « День рождения кота Леопольда»)[3,C.10].
В старшей группе более отчётливо проявляется интерес, стремление слушать, понимать музыку, заниматься ею.
Голосовые связки ребёнка значительно укрепляются, налаживается вокально – слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство ребят различают высокий и низкий звуки в интервалах квинты, кварты, терции. Они привыкают пользоваться слуховым самоконтролем и пытаются произвольно исправлять неточности своего пения. Иногда голос пятилетних детей приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определённый тембр, укрепляется диапазон в пределах первой октавы, у некоторых хорошо звучит даже « до» второй октавы.
У детей этого возраста развивается способность к различению высоких, низких, долгих, коротких звуков, а также тембров голосов, инструментов.
Занятия по пению в старшей и подготовительной группе включают упражнения для развития музыкального слуха и певческого голоса; разучивание песен; песенное творчество.
Попевки, применяемые для выработки певческого голоса, построены на нескольких, преимущественно устойчивых звуках основного трезвучия в пределах от секунды до квинты. Они опеваются другими, рядом лежащими звуками. Эти упражнения концентрируют внимание и настраивают на последующее исполнение песен.
В этот период для развития слуха и голоса используют такие упражнения как: « Зайка», « Паровоз», « Петрушка», муз. В.Карасёвой, слова Н.Френкель; русские народные песенки и попевки. Песни: « Барабан», муз. Е.Тиличеевой, слова Н.Найдёновой; « Гуси», муз. А. Филиппенко, слова Т.Волгиной[3,C.14]
На седьмом году жизни завершается дошкольный период жизни. Голосовой аппарат детей к этому периоду уже достаточно окреп, однако функционировать полноценно ещё не может. Голосообразование происходит за счёт натяжения краёв голосовых связок, поэтому пение должно быть негромким. Певческий диапазон расширяется, но тоже в определённых пределах. Лучше всего голоса звучат от «ре» первой до «до» второй октавы.
В голосе детей появляется напевность и звонкость, но сохраняется специфическое, несколько открытое звучание. В хоровом исполнении можно достичь заметной слитности звучания.
Примерный музыкальный репертуар в подготовительной к школе группе может быть следующим: упражнения на развитие слуха и голоса: «Лиса по лесу ходила», русская народная песня; «Бубенчики», «Наш дом», «Кукушечка», муз. Е.Тиличеевой, слова М.Долинова; «А я по лугу», русская народная мелодия.
2.Песни: «Листопад», «Будет горка во дворе», муз. Т.Попатенко, слова Е.Авдиенко; «Праздник весёлый», муз. Д.Кабалевского, слова В.Викторова;
«К нам приходит Новый год», муз. В.Герчик, слова З.Петровой[3,C.19].
Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребёнка при естественном звучании голоса (фальцете) и при напряжённом (грудном).
Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.
Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями, объясняя вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду. Надо предупреждать родителей, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.
Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома и по радио. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша.
Поэтому первоочередной задачей педагога является охрана голоса и слуха ребёнка[4,C.101].
Информация о работе Формирование певческих навыков у дошкольнков