Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:03, контрольная работа
Пение наиболее близко и доступно детям. Разученные песни они могут петь самостоятельно во время игр, прогулок в тёплую погоду.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть[
Введение……………………………………………………………………….3
1.Возрастная характеристика слуха и голоса………………………………..4
2.Виды певческой деятельности…………………………………………….10
3.Содержание вокально–хорового воспитания в детском саду…………...18
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………...21
2.Виды певческой деятельности
Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот[4,C.102].
Стулья должны соответствовать росту детей.
Дети 2 – 4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставя на пол под углом 90 градусов. Руки также лежат свободно.
Во время пения дети 5 – 6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, в таком положении лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. Голову надо держать прямо, не вытягивать шею, не напрягаться.
Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Разучивать песни с детьми надо сидя, а уже разученные песни можно петь и стоя. При пении стоя голова держится прямо, руки опущены.
В младшей группе дети самые маленькие дети, а также отличающиеся неустойчивым вниманием садятся в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать музыкального руководителя и воспитателя.
Во второй младшей, средней и старшей группах в первом ряду сидят дети с менее развитым слухом, с небольшим объёмом диапазона голоса, недостаточно дисциплинированные, а также вновь поступившие дети.
Чтобы дети лучше слышали мелодию, инструмент надо ставить так, чтобы высокие регистры находились ближе к ним. Воспитатель сидит перед детьми на большом стуле в правильной позе. Он должен быть готов к занятию: знать песни, суметь ими продирижировать.
В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам: правильному звукообразованию; правильному дыханию; хорошей дикции; чистоте интонации; ансамблю – стройному, согласованному пению[4,C.103].
Рассмотрим каждый из певческих навыков более подробно.
Пение -
сложный процесс
Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Следует подбирать соответствующие песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков. Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
Младшим дошкольникам свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропе ванию гласных и чёткому произношению согласных звуков.
Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В.К. Колосовой, Н.Я. Френкелем, Н.А. Метловым. Среди упражнений много песен, написанных композиторами Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народных песен-попевок.
В пении большое значение имеет дыхание. На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения. Педагог учит делать выдох за счёт постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы; обучает короткому, энергичному, обязательно с небольшой задержкой вдоху, не допуская при этом поднятия плеч. В данном случае может быть использована игра. Ребёнок кладёт правую руку на живот. По команде педагога «Вдох» и одновременному поднятию руки вверх он делает вдох и задерживает дыхание. При этом дышать необходимо носом[3,C.40].
Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогут такие песенки, как "Кукушка" Е. Тиличеевой, "Колыбельная", "Дудочка" В. Карасевой, русские народные песни "Не летай, соловей", "Барашеньки".
От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания.
Выразительность исполнения песни зависит от правильности и ясности произношения слов ( дикции ). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии.
Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) – протяжность пропевания их является основой пения.
Педагог должен
научить детей уметь
Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и». Так, можно петь «масляна» или «маслена», но не «маслина».
Согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Например: « Огоньки сверкают». Исполняется: ого-ньки све-рка-ют. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Например: «Ах, какой хороший добрый Дед Мороз». Некоторые согласные в конце слов меняют своё звучание. Например: пишется – листопад, а поётся – листопат ( песня М.Красева «Падают листья»). Другие правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются в певческой дикции. Например, поют што, а не что ; рыпка, а не рыбка[4,C.105].
Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Правильному произношению слов способствуют: выразительное чтение педагогом текста песни в процессе её разучивания, применяется во всех группах; коллективное пропевание текста на распев, негромко, на высоком звучании , в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.
Чистота вокальной интонации – это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объёма слуховых представлений.
Для достижения чистоты интонации необходимо: выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание; давать слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей; систематически повторять с детьми разученные песни и петь без инструментального сопровождения; петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному; вырабатывать умение у детей себя слушать;
фальшиво поющим детям уделять особое внимание, на музыкальных занятиях их размещать ближе к музыкальному руководителю, поощрять их каждое достижение;
транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь.
Для достижения более высокого звучания можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), игре на дудочке («ду-ду»)[4,C.107].
Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение.
Для того чтобы
научить детей стройному
Все певческие навыки тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно с выделением какого-либо одного навыка.
Воспитательно-образовательная работа должна включать организацию различных видов певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание песен, пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков, анализ песен, импровизацию, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов.
Эффективность развития этих видов певческой деятельности достигается подбором песенного репертуара. Выбор репертуара обусловлен возрастными особенностями певческих диапазонов. Пению всегда должна предшествовать распевка, независимо от того разучивается ли новая песня или повторяется старая песня. Для распевания можно использовать небольшие вокальные упражнения, а также первоначальные вокальные фразы или простейшие песни с плавным голосоведением. В работе над развитием звуковысотного слуха, дикции распевание начинается со звука «ре» . Если требуется расширить диапазон голосов детей, то распевание следует начинать со звука «соль» , чтобы «достать» звук «ре».
Диапазон распевок и других вокальных упражнений сначала необходимо ограничивать. Он должен быть равен малой или большой терции. В старшей группе распевание проводится в пределах терции, а к концу года диапазон можно довести до кварты. В работе с детьми подготовительной группы большое внимание нужно уделять упражнениям на воспроизведение высоты звука. Музыкальный руководитель может последовательно проиграть три звука одной высоты, и детям предлагается узнать, сколько звуков звучало и какой высоты. Затем проигрываются звуки разной высоты и задаются те же вопросы. Необходимо упражнять дошкольников в различении звуков по длительности.
В распевании
нельзя ограничиваться только одним
темпом. Во время распевания в быстром
темпе можно добиться от детей
хорошей дикции, выработки ритмического
ансамбля. Распевание в медленном
темпе, на наш взгляд, закладывает
основу для развития вокально-певческих
навыков, позволяет научить детей
протяжному исполнению. Изменение темпа
ведет за собой изменение характера
звуковедения. Для исполнения в медленном
темпе рекомендуется
Прочно вошла
в работу по музыкальному воспитанию
русская народная песня. Для упражнений
важно использовать народные попевки,
песни с плавным
Для распевания на одном звуке можно предложить детям первую фразу из попевки «Андрей-воробей». Повторение мелодии на одном и том же звуке представляет для детей сложность в интонационном отношении. От них требуется умение держать высоко повторяющийся звук. Для этого можно использовать фланелеграф. В том случае, когда дети поют низко, им можно сказать: «Пойте так, чтобы звук «не падал» и «не сползал» с полочки». Показ движением руки, как петь выше или ниже помогает дошкольникам точнее интонировать звуки. С детьми старшего дошкольного возраста чаще рекомендуется использовать дирижерский жест в работе над динамикой, звуковедением, а также в развитии звуковысотного слуха.
При разучивании песен важно предложить детям упражнения, непосредственно связанные с их отдельными элементами. Упражнение «Андрей-воробей» можно исполнить перед разучиванием песни А. Филиппенко «На мосточке»[5].
В выработке хорошей артикуляции, четкой дикции важно слоговое пение. Эмоционально воздействуют на дошкольников, поднимают им настроение упражнения на слоги, например «ха-ха-ха», «га-га-га», которые встречались в песнях Е. Тиличеевой «Чепуха», «Гуси».
Одним из важных способов музыкального воспитания дошкольников являются дидактические игры. Они способствуют формированию у детей умений слушать музыку, планомерно развивать высотный, ритмический, динамический и тембровый слух. Развитие музыкального слуха, в свою очередь, позволяет детям успешно проявлять себя в певческой деятельности.
Например, в игре «Садовник» детям раздаются карточки с изображением цветов. Выбирается ребенок-«садовник», которому предлагается придумать мелодию на определенные слова. Ребенок, у которого карточка с изображением этого цветка, должен пропеть ответ. От водящего ребенка требуется узнать, кто пел по голосу.
Для обогащения музыкально-слуховых представлений и знакомства детей со средствами выразительности необходимо стремиться показать детям связь музыки, создаваемой композиторами с теми звуками, которые окружают их в повседневной жизни. Например, детям можно предложить поиграть в «музыку дождя». Такая игра учит вслушиваться в звуки, воспроизводить различные звукосочетания, развивает музыкальную память, воображение, что необходимо детям в песенном творчестве.
Успех в формировании певческой деятельности, а тем более песенного творчества, во многом зависит от хорошо продуманной индивидуальной работы с дошкольниками.
Проведение разнообразных праздников, особенно с участием родителей, способствует этому. Детям доставляют удовольствие выступления на праздниках. В праздничной атмосфере можно наблюдать проявления песенного творчества. Дети могут импровизировать мелодии, сочинять попевки определенного настроения.
Успешное выполнение детьми творческих заданий свидетельствует о достаточно высоком уровне развития их музыкальности. Обучение детей пению должно строиться при создании следующих условий: взаимосвязи пения с другими видами музыкальной деятельности, широком использовании русской народной песни, тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей, систематическом проведении художественных событий, влияющих на мотивацию детей[5].
Информация о работе Формирование певческих навыков у дошкольнков