Хоровое творчество Юрия Фалика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

Имя петербургского композитора Юрия Александровича Фалика (19362009) известно не только в России, но и за рубежом. Удивительные грани его таланта раскрывались постепенно — сначала он зарекомендовал себя как исполнитель-виртуоз (победа на Международном конкурсе виолончелистов в Хельсинки), затем как инструментальный композитор, несколько позже — как автор хоровой и вокальной музыки

Содержание работы

Введение.
Глава I. Хоровые миниатюры и циклы миниатюр
• Основные художественные тенденции хорового искусства 60-80-х годов XX века.
• Начало пути.
• Ранние хоровые сочинения.
Глава II. Хоровые концерты
• Хоровой KOHijepm второй половгты XXвека.
• К понятию «хоровая концертностъ».
• Хоровые концерты Юрия Фалика.
Глава III. Сакральные жанры
• «Новая сакралъностъ» в хоровой музыке конца XX века
• «Литургические песнопения».
• «Месса».

Файлы: 1 файл

Хоровое творчество Юрия Фалика.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

В хорах композитора в изобилии представлены сложные и несимметричные' размеры, которые играют важную роль в создании различных музыкальных образов. Так, сочетание размеров-11/8 и 5/4 в.хоре-«Белые метели» изображает стихийные порывы метели. В. хоре «Лицо» («Эстонские акварели») размер 7/4 и спокойный темп придают некоторую импровизационность монодийной теме. В сочетании с внутрислоговыми распевами в мелодии создаётся сосредоточенный и возвышенный образ.

Связь музыкального и речевого ритма  в хоровых сочинениях Фалика и  их взаимопроникновение во многом обусловливают индивидуальный почерк автора. Детальное изучение этих взаимосвязей представляет тему для самостоятельного исследования.

Изучение хорового стиля любого композитора не мыслимо без характеристики фактурных особенностей его сочинений. Одной из общих тенденций XX века является повышение роли фактуры (это касается не только хоровых сочинений), индивидуализация фактурных приёмов. В этом плане хоровые сочинения Фалика находятся в русле исканий своего времени. Типы фактуры, представленные в его произведениях, чрезвычайно многообразны - даже в рамках одного произведения можно наблюдать несколько разновидностей. Смешанный тип фактуры, свободное обращение с музыкальной тканью произведения обусловлено чуткой работой с поэтическим текстом.

В хоровых произведениях Фалика можно обнаружить монодию («Лицо», цикл «Эстонские акварели»), гомофонно-гармоническую фактуру, полифонию пластов, характерную именно для XX века, и даже элементы пуантилистической фактуры («Мертвецкая мгла», Прелюдия из «Двух сольфеджио»).

Во многих произведениях композитор использует октавное удвоение основной темы, применяет дублирование, что, с одной стороны, делает музыкальную ткань более плотной, а с другой, создаёт особую темброфоническую краску. В результате происходит расслоение фактуры на рельеф и фон, например, в «Хабанере», «Народной» («Поэзы Игоря Северянина»), «Зимней ночи» («О, природа!»).

Гармоническая * фактура также широко использована композитором. Это и приём ясного гармонического завершения, кадансирования, как например, в «Незнакомке», «Белых метелях», «Серенаде». Гармонический склад используется также и в кульминационных разделах — яркими примерами могут служить хоры «Ржавые ёлки», «Зимняя ночь», «Хабанера», «Городок», «Бог помочь вам», «Бесы».

Фактурные средства в хоровых сочинениях Фалика играют важную роль в формообразовании. Они не только подчёркивают грани разделов формы, но и выступают в качестве важных элементов развития образа. Среди них особенно выделяется приём крещендирования фактуры, применяемый композитором в момент подхода к кульминации. Например, в «Хабанере» эффект приближающегося танца создаётся за счёт разрастания музыкальной ткани. В хоре «Поднялась, шумит непогодушка» форма строится с помощью фактурных средств - создаётся образ нарастающей и удаляющейся бури. При этом возникают колоритные звучания в хоре.

Красочная трактовка хора также  является стилевой приметой хоровой  музыки Фалика. Он стремится озвучить слово в разнообразнейших тембровых сочетаниях. Практически все хоры Фалика написаны для четырёхголосного смешанного состава. Исключение составляют циклы «Эстонские акварели», «Пестрые картинки», «Четыре русские песни на стихи Николая Клюева» и «Два молитвословия», написанные для женского хора, а также «Кант-виват», написанный для мужского состава. Сочинения для неполных составов имеют оригинальные решения, обусловленные особым художественным замыслом.

Смешанный состав композитор трактует весьма разнообразно, умело «включая» и «выключая» отдельные партии голосов, а также применяя приём попарного объединения партий. Различные виды и типы фактуры, в том числе инструментальные также создают неповторимые тембро-фонические краски.

Особая» красочность хоровой партитуры  возникает и за счёт звукоизобразительности, ярко представленной практически во4 всех сочинениях. В хоровом концерте «Элегии» она проявляется в колокольности, а также в тонкой иллюстрации отдельных слов текста, например, панихидного пения. В «Бесах» («Пушкинские строфы») изображается не только вихревое и безостановочное движение демонических существ, но и звон колокольчика, и завывания вьюги, и топот коней. Реальность картины дополняется свистом и стуком барабана (правда, в партитуре стоит ремарка ad libitum). Яркая звукоизобразительность сочинений Фалика, сочетающая в себе внешний пластический знак и психологически точную передачу внутреннего состояния, является одним из способов реализации концертности - важнейшей константы фаликовского стиля.

В целом в опусах композитора происходит ассимиляция лучших традиций хоровой культуры последних трёх десятилетий XX века. По своей сути традиция — не мёртвое и отжившее явление, но динамичная структура, несущая в себе «зачатки потенциальной изменчивости»138. По выражению А. Чернова, «традиция - это не просто оппозиция новаторству, но нечто большее. Традиция — это обеспечение необходимой устойчивости всякого

139 гч явления культуры» . Это  та почва, на которой произрастает  истинное произведение искусства.  Художник, отказывающийся от традиции,.не  имеет опоры под ногами.

Фалик избирает проверенный веками путь, устойчивый и прочный, дающий в то же время огромное пространство для экспериментирования и поисков. Традиция помогает художнику быть понятым, услышанным публикой, то есть обеспечивает культурную коммуникацию. Для композитора это качество является чрезвычайно важным, поскольку жизнь произведения начинается для него только тогда, когда оно принято публикой.

На протяжении четырёх десятилетий  хоровое творчество Ю. Фалика претерпело значительную эволюцию. Будучи изначально периферийной областью творчества, хоровые жанры постепенно заняли равное с инструментальными положение. С каждым последующим- сочинением всё более совершенствовался хоровой почерк композитора, определялись его

138 Чернов Л. Феномен традиции  как культорологическая проблема // Традиции п контексте русской культуры: вып. 6. - Череповец, 1999. - С. 5.

9 Там же. предпочтения. Так, после  разнообразия жанров и поэтических  первоисточников первого десятилетия  ведущие позиции занял жанр  хорового концерта, а среди литературных  текстов — поэзия Серебряного века.

Следующим этапом эволюции хоровой  музыки Фалика стало обновление образно-смысловой  и музыкально-выразительной составляющих стиля за счёт изучения традиций знаменного пения. Постепенно расширяется жанровый спектр - композитор осваивает всё новые и новые жанры, как православные, так и католические. В результате закономерно уменьшается степень виртуозности и инструментальности его партитур, изменяется мелодический и гармонический язык. Зрелый хоровой стиль сочетает в себе равновесие многих компонентов, его отличает строгость, ясность, исключительная продуманность замысла.

Рассматривая хоровое творчество Фалика как целостное явление, мы оставили за рамками работы многие его аспекты, требующие дальнейшего  изучения. В их числе проблема реализации концертности на уровне композиторского стиля в целом, претворение поэзии Серебряного века в вокально-хоровой музыке композитора, а также изучение его творчества в контексте петербургской культуры. Сочинения Юрия Фалика представляют собой жемчужины современной хоровой музыки, и, думается, впоследствии вызовут не только активный исполнительский, но и музыковедческий интерес.

Список литературы: 

1. Азбука русского православного  богослужебного пения: словарь  / сост. Шелудякова О. Е. Екатеринбург, 2005. — 168 с.

2. Анализ вокальных произведений: учебное пособие для музыкальных вузов / ред. О. Коловский. — JL: Музыка, 1988. 351 е.: нот.

3. Арановский М. Симфонические искания. JL: Советский композитор, 1979. - 287 е.: нот.

4. Асафьев Б. О хоровом искусстве. JL: Музыка, 1980. — 216 с.

5. Ахматова А. Стихотворения;  Поэмы / Анна Андреевна Ахматова; сост. JI. Г. Кихней. М.: Дрофа; Вече, 2007. — 336 с. — (Библиотека отечественной  классической художественной литературы: в 100 т.)

6. Ахмеходжаева Н. Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве: автореф. дисс. . канд. искусств. Ташкент, 1985.

7. Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975.-495 с.

8. Батичко Г. Хоровой концерт в контексте современной музыкальной культуры: автореф. дисс. . канд. искусств. Киев, 1993.

9. Батюк И. К проблеме исполнения  новой хоровой музыки XX века: автореф.  дисс. .канд. искусств. — М., 1999.

10. Ю.Безелянский Ю. 99 имён Серебряного  века. М.: Эксмо, 2007. - 640 с.11 .Белоненко А. Хоровая «теодицея» Свиридова // Георгий Васильевич Свиридов: полное собрание сочинений: том 21 «Песнопения и молитвы». М.- СПб., 2001. - С. 1-44.

11. Белоненко А. Образы и черты  стиля современной русской музыки 60-70-х годов для хора а сарре11а.//Вопросы теории и эстетики музыки: вып. 15. — JL, 1977. С.139-153.

12. Беседы с Альфредом Шнитке / сост., вступ. Ст. А. Ивашкин. — М.: РИК «Культура», 1994. 302 е.: ил.

13. Н.Богомолов Н. Русский модернизм  как эпоха // Поэзия Серебряного  века в 2-х томах: том 1. -М.: Слово, 2001. С. 5-19.

14. Боровкова JI. «Новая фольклорная волна» в современной русской музыке: дипломная работа. — Горький, 1981. — 66 с.

15. Бражников М. Древнерусская  теория музыки. Л.: Музыка, 1972. -423 с. 

16. Бражников М. Статьи о древнерусской музыке. Л.: Музыка, 1975. - 120 с.

17. Ванилихина О. Юрий Фалик. Концерт для хора a cappella «Поэзы Игоря Северянина». К проблеме концертности как черты стиля: дипломная работа. СПб., 1997. - 140 с.

18. Васильева Н. В. Творчество Г. Уствольской в аспекте Sacra Art.: дипломная работа. Нижний Новгород, 2001. - 86 с.

19. Васильева Н. В. Творчество Галины Уствольской в аспекте «новой сакральности»: дисс. .канд. Искусств. Нижний Новгород, 2004. — 176 с.

20. Васильева Н. Э. Хоровое творчество Альфреда Шнитке: проблемы фактуры: автореф. дисс. канд. искусств. СПб., 2000.

21. Васина-Гроссман В. Музыка  и поэтическое слово. 4.2: Интонация.  Ч.З Композиция. Mi: Музыка, 1978. -366 е.: нот. 

22. Всенощное бдение. Литургия. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - 288 с.

23. Гаккель Л. 90-е: конец, века  глазами петербургского музыканта.  — СПб., 1999:-287 С. 

24. Гарднер И. Богослужебное пение  Русской Православной Церкви. Том  1. Сущность, система и история.  — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. — 498 С.

25. Гарднер И. Богослужебное пение  Русской Православной Церкви. Том  2. История. М.: Православный Свято-Тихоновский  Богословский институт, 2004.- 530 С. 

26. Гаспаров М. Поэтика «Серебряного века» // русская поэзия «Серебряного века». 1890-1917: Антология. М., 1993. - С. 5-44.

27. Гаспаров М. О стихах // Гаспаров  М. Избранные труды в 3-х томах:  том 2. М., 1997. - С.434-455.

28. Герасимова Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. - М.: Музыка, 1983. — 288 с.

29. Гимнология: вып. 3: Церковное пение в историко-литургическом контексте. Восток Русь - Запад. - М., 2003. - 416 с.

30. Глушкова Т. Традиция совесть  поэзии. — М.: Современник, 1987. -414 с. 

31. Григорьева Г. Русская хоровая  музыка 1970-80-х годов. М.: Музыка, 1991. -79 с.

32. Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций // Музыкальная Академия, 1993. № 4. -С. 7-13.

33. Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной  композиции (Теоретические аспекты  русской духовной музыки XX века). М.: Языки славянской культуры, 2002. —430 с.

34. Гумилёв Н. Капитаны: Стихотворения.  Поэмы — Нижний Новгород: ВВКИ, 1991.-287 с. 

35. Долинская Е. О русской музыке XX века. 60-е 90-е годы: учебное пособие  по курсу «История современной отечественной музыки». — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Композитор, 2004. - 127 с.

36. Друскин М. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. — Л.: Советский композитор, 1982. -208 с.

37. Друскин М. Пассионы и мессы И. С. Баха. Л.: Музыка, 1976. - 168 е.: нот., ил.

38. Дуков Е. Концерт в истории  западноевропейской культуры. М.: Классика- XXI, 2003. - 256 с. 

39. Дынник М. Хоровая музыка  московских композиторов Н. Сидельникова, Ю. Буцко, Р. Леденёва: стиль и исполнение: автореф. дисс. . канд. искусств. — М., 2003.

40. Евдокимов П. Искусство иконы.  Богословие красоты. — Клин: Христианская  жизнь, 2005. — 383 с. 

41. Егорова Л. Хоровые концерты Г. В. Свиридова: дипломная работа. — Горький, 1984.-49 с.

42. Живов В. Теория хорового исполнительства. — М.: Эдиториал УРСС, 1998.-192 с.

43. Живов В. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие. М.: Владос, 2003. — 272 с.

44. Жукова О. Актуальность традиции: Художественное творчество в  истории русской культуры. -М., 2005. 208 с. 

45. Зверева С. Православная музыка прежде и теперь // Музыкальная жизнь, 1991. -№9-10. -С. 19.

46. Ильин В. Очерки истории  русской хоровой культуры второй  половины XVII — начала XX века. — М.: Советский композитор, 1985. -232 с. 

47. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Составлено Иваном Дмитриевским. -СПб., 1884. репринтное издание 1997. - 355 с.

48. История отечественной музыки  второй половины XX века: учебное  пособие /отв. ред. Т. Левая.  СПб. Композитор, 2005. - 555 с.

49. История хоровой музыки и  вопросы хороведения: вып. 6. / Петрозаводская  государственная консерватория. Кафедра хорового дирижирования. Петрозаводск, 2003. - 91 с.

50. Казанцева JI. Фактурные предпосылки воплощения авторского начала. //Фактура в системе музыкально-выразительных средств. — Красноярск, 1991.- С.47-65.

51. Кац Б. «Музыкой хлынув с дуги бытия» // Б. Пастернак. Стихотворения. Поэмы. Проза. — М., 1998. —С. 646-661.

52. Кац Б. Стань музыкою, слово:  Критические этюды. Л.: Советский  композитор, 1983. — 152 с.

53. Кац Б., Тименчик С. Анна  Ахматова и музыка. Л.: Советский  композитор, 1989. - 336 с. 

54. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. М.: Наука, 1965. - 464 с. 

55. Климовицкий А. Юрий Фалик  // Композиторы Российской Федерации: выпуск 5. М.,1994. - С.279-321.

56. Книга о Пресвятой Богородице. — М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 2000. 512 С.

57. Копытман М. Хоровое письмо. — М., 1971. 199 С. 

58. Кошмина И. Русская духовная  музыка. История. Стили. Жанры:  книга 1. -М.: Владос, 2001.-224 е.: нот.

59. Крылова А. О жанровых контактах  русской и западно-европейской  музыкальных культур // Русская  культура и мир. Тезисы докладов. — Нижний Новгород, 1993. С. 302-303.

Информация о работе Хоровое творчество Юрия Фалика